Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Гарифуллина Эндже Гиматдиновна

 

Пояснительная записка.

В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольников.Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера,как трудолюбие,честность.смелость,учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни,в окружающих явлениях,воспитывают восприимчивость к прекрасному.

     При ознокомлении дошкольников с произведениями татарских поэтов

Учитываются возрастные особенности восприятия ребят.Из татарского фольклора включены сказки,пословицы,песни,поговорки,народные подвижные игры. отгадывание и составление загадок.  Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его  бытом ,обычаями, красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки глубоко оптимичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа ,его  душу-глубокую почтительность и уважение к родителям ,младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.В процессе ознакомления детей со сказками широко используется возможности кукольного театра. Одежде  персонажей, украшенная татарскими узорами, предметы быта, вызывают дополнительный интерес к сказке ,способствуют наглядному представлению ее национального колорита.

     При чтении сказок дети знакомятся с народными пословицами и поговорками ,ярко иллюстрирующими на конкретных примерах взаимоотношения персонажей  сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков ,красоту и богатство родного языка , с малых усваивает  нравственные принципы народа.

     В течение учебного года дети знакомятся с национальной культурой. Работа планируется в различных видах деятельности .Каждый вид деятельности логично и  естественно связан с другой .Формы организации деятельности различные: коллективная ,подгрупповая, индивидуальная.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchaem_tatarskiy_yazykkruzhok.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

НОД

Задачи



Октябрь

































































Ноябрь































































Декабрь































































Январь

























































Февраль






















































Март






















































Апрель































































Май

1.Сказка «Шурале».

Подвижная игра:”Продаем горшки”.

Песня “Көз һәм балалар”.

Разучивание пословиц:

«Кто гостей не любит звать ,тому радостей не знать».

«Играй ,играй, а дела не забывай».




2.Песня «Туган тел».Г. Тукай.

Сказка «Шурале»--пересказ.

Стихотворение : «Коз». К.Нажми.

Игра «Туп».


3.Пальчиковая игра.

Песня «Туган тел».

Дид.игра: «Татарский орнамент».

Физминутка «Жил исэ,исэ, исэ».


4.Пересказ сказки : «Шурале».

Слушание  музыки: «Гимн Татарстана».

Народная подвижная игра «Кария-закария».


 5.Пословицы и поговорки о добре и зле.

Стихотворение  «Эни».

Песня «Туган тел».

Физминутка «Жил исэ,исэ,исэ.»

Песня «Кояш гомере» .


6.Загадки о предметах.

Подвижная игра: «Продаем горшки».

Колыбельная разучивание: «Элли-бэлли».

Инсценеровка  сказки  «Шурэле».


7. Сказка «Болтливая утка».

Стихотворение «В лесу». М. Файзуллина.

Народная подвижная игра : «Кария –закария».


8.Загадки о явлениях природы.

Исценеровка сказки «Болтливая утка». А. Алиш.

Подвижная игра :

«Габдулла».



1.Песня «Кыш бабай биету».

Подвижные игры :

«Продаем горшки».

«Сары-буре».

Загадки о животных.

Стихотворение : «Этэч». М .Джалиль


2.Стихотворение «Кыш».Ж.Тэржеманов.

Песня «Кыш бабайны биету».

Загадки о зиме.

Сказка «Три дочери».


3.Стихотворение  Г. Тукая «Когда это бывает?»

Подвижная игра : «Чума урдэк».

Стихотворение «Этэч» М.Джалиль.



4.Песня «Кыш» - разучить.

Стихотворение «Салкын саф  һава».

Э. Бикчэнтэева.

Подвижные игры :

«Продаем горшки».

«Сары-буре».


5.Сказка «Репка».

Пословицы и поговорки о труде.

Пальчиковая игра «Семья»  

Словесная игра




6.Стихотворение «Салкын саф һава».Ә.Бикчәнтәева.

Песня колыбелная.

Стихотворение «Мой пес».М.Джалиль.

Инсценеровка сказки: «Три дочери».

Загадки о явлениях природы.


7.Стихотворение : «Гусята». Ш.Рахмат.

Подвижная игра : «Чума урдэк».

Сказка «Репка».

Физминутка «Жил исэ,исэ,исэ.»


8.Закрепление пройденного материала.

Пословицы и поговорки о родной земле.


1.Песня : «Кояшлы ил».

Ә.Рәшитов.

Сказка “Кәҗә белән сарык”.

Стихотворение : “Әтәч”.М.Җәлил.


2.Подвижная игра “Түбәтәй”.

Физминутка “Бик оста безннең куллар”.

Стихотворение “Аш вакыты”.Б.Рәхмәт.

Словесная игра “Считаем до десяти.”


3.Стихотворение :”Зарядка”. М.Файзуллина.

Подвиңная игра “Капкалы”.

Песня :”Кояшлы ил”.Э,Рэшитов.

Стихотворение Г.Тукая “Когда это бывает”?


4.Стихотворение “Гусята”.Ш.Рахмат.

Подвижная игра :”Чума үрдәк”.

Сказка “Репка”.

Физминутка:”Җил исә,исә,исә”.


5.Стихотворение”салкын саф һава”.Ә.Бикчәнтәева.

Загадки о явлениях природы.

Песня “Кыш” разучит.

Физминутка “Кыштан курыкмыйм” Д. Мухетдинова.



6.Экскурсия в мини-музей детского сада.


7.Слушание татарских народных песен.

Разучивание песни «Гармун уйныйм».

Дидактическая игра : «музыкальные инструменты»

Рассматривание книг,альбома с татарским орнаментом.


8.Сочинение с детьми      

татарского народного танца.

Пальчиковая игра.

Словесная игра «Бэтилэр».


1.Стихи:

«Красная ромашка», «Мой пес», «Кукушка»,М .Джалиля.

Подвижная игра:

«Капкалы».

Загадки о явлениях природы.


2.Песня: «Уяталар».

Знакомство с татарскими народными музыкальными инструментами.

Дидактическая игра: «Татарские узоры».


3.Сказка «Водяная».Г.Тукай.

Слушание детских песен.

Пальчиковая игра.

Загадки про животных.


4.Инсценировка сказки «Водяная».Г.Тукай.

Слушание детских песен,разучивание.

Сочинение с детьми танцев под музыку татарских народных мелодий.


5.Дидактическая игра : «Татарские узоры».

Стихотворение : «Гусята». Ш.Рахмат.

Рассматривание книг,альбома с татарским орнаментом.

Познакомить детей с татарской народной одеждой.(в музее)


6.Заучивание скороговорок.

Загадывание загадок.

Подвижная игра: «Минлебай».

Стихотворение : «Кошлар туйдырам».И.Муяссарова.

Физминутка: «Кар Ява,кар Ява».


7.Рассматривание татарской народной одежды.

Подвижная игра «Капкалы».

Песня «Уяталар».

Стихи: «Красная ромашка» . «Мой пес»,

«Кукушка».


8.Сочинение с детьми татарского народного танца.

Дидактическая игра: «Музыкальные инструменты».

Сказка: «Репка».




1.Песня: «Буген энилэр бэйрэме».Р.Валиева.

Стихи : «Эбием  киллгэн».Ф.Зиятдинова, «Эби кузлеген эзли»

Н.Мадьяров.

Сказка : «Водяная».Г.Тукай.


2.Стихотворение «Кукушка», «Храбрый заяц», «Часы», М.Джалиль.

Песня: «Бэтилэр».

Физминутка «Козленочек».

Игра «Курсэт эле ускэнем».


3.Заучивание закличек,потешек.

Сказка: «Водяная».Г.Тукай.

Песня : «Солдатлар».

Дидактическая  игра: «Музыкальные инструменты».


4.Подвижная игра: «Курсэт эле ускэнем».

Песня «Бэтилэр».

Загадки о животных.

Считаем до десяти.

Стихотворение : «Гусята»Ш.Рэхмэт.


5.Знакомство с татарской нацональной блюдой.

Словесная игра.

Стихотворение: «Кошлар туйдырам».

Песня колыбельная.


6.Подготовка к тематическому вечеру посвященный Муссы Джалилю.


7.Знакомство с татарской национальной блюдой.

Дидактическая игра: «Украсим фартук».

Подвижная игра: «Тубетей».

Пальчиковая игра : «Бармакларга исем кушу».


8. Заучивание закличек,потешек.

Стихи «Эбием килгэн».

Ф.Зыятдинова, «Эби кузлеген эзли»Н.Мадьяров.

Сочинение с детьми татарского народного танца.

 

                                                                         

1.Песня «Яз килэ», «Гузэл жыры».

Стихи : «Яз»Б.Рэхмэт.

 «Яз» Н.Баян.

Сказка «Шурале», «Коза и баран» Г.Тукай.


2.Загадки о временах года.

Стихотворение «Дэу энием». Э.Бикчантаева.

 «Нэни тамчылар» З.Туфайлова

Дидактическая игра : «У кого какой узор?»

Песня «Гузэл жыры».


3.Инсценеровка сказки «Коза и баран» Г.Тукай.

Песня «Уз жырыбыз булсын эле».

Подвижная игра «Тубетей».

Пальчиковая игра : «Бармакларга исем кушу».


4.Сказка «Два лентяя».

Пословицы о труде.

Подвижная игра «Чума урдэк,чума каз».

Песня «Энилэр жыры».

Стихи «Эбием килгэн».

«Эби кузлеген эзли».


5.Стихотворение «Энием» Р.Миннуллин.

Игра «Жилэк жыю».

Песня «Бэтилэр».

Загадки о животных.

Считаем до десяти.


6.Стихотворение «Килде яз».С.Сайдашева.

Песня: «Уз жырыбыз булсын эле».

Подвижная игра «Тубетей».

Физминутка: «Кук йозендэ каргалар».

Стихотворение «Бу кайчан булла?»


7.Сказка «Шурале».Г.Тукай.

Песня «Яз килэ», «Гузэл жыры».

Загадки о временах года.

Стихотворение «Дэу энием».Э.Бикчэнтэева.

«Нэни тамчылар».З.Туфайлова.


8.Закрепление пройденного материала.

Подготовка к тематическому  вечеру Г.Тукая.



1.Физминутка «Апрель».

Стихотворение: « Килде яз». С.Сайдашева

Игра « Җиләк җыю».

Дидактическая игра: «У кого какой узор?».

Песня: « Гүзәл җыры».




2.Песня: «Бәтиләр».

Загадки о животных.

Считаем до десяти

Стихи: «Осень», «бал бабае».

Дидактическая игра: «Украсим фартук».

Подвижная игра: «Тубетей».

Пальчиковая игра: «Бармакларга исем кушу».





3.Сказка: « Водяная» Г.Тукай

Стихи: « Забавный ученик», « Сабит учиться считать».

Рассматривание книг, картинок по произведениям Г.Тукая. Подвижная игра: «Габдулла».


4.Тематический вечер посвященный Г.Тукаю.


5.Песня: « Туган тел» Г.Тукай.

Песня: «Үз җырыбыз булсын әле».

Подвижная игра: «Тубетей».

Физминутка: « Күк йөзендә каргалар».


6.Песня: « Солдатлар».

Дидактическая игра: «Музыкальные инструметы».

Игра: « Күрсәт әле, үскәнем».

Стихотворение: « Дождь».

Ш.Галиев.


7. Подвижная игра: «Тубетей».

Стихи: «Забавный ученик», « Сабит учиться считать».

Стихотворение: « Килде яз». С.Сайдашева.

Песня: «Үз җырыбыз булсын әле».

Заклички: «Солнышко», «Дождь».


8.: Дидактическая игра «Украсим фартук».

Сочинение с детьми татарского народного танца.

Стихотворение: «Әнием» Р.Миннуллин.

Игра: « Җиләк җыю».



1.Стихотворение: «Утро». Р.Кутуй.

«В лесу» М.Файзуллина.

Песня: « Мы теперь уже большие».

Загадки о временах года, о животных.

Сказка: «Как бедняк гуся делил».


2.Подвижная игра: « Кария закария».

Сказка: «Как бедняк гуся делил».

Пословицы о родном языке.

 Дидактическая игра: « Лото».


3.Стихотворение: «Без мәктәпкә барабыз», «Мәктәп».

Песня: « Мы теперь уже большие».

Подвижная игра: «Капкалы».

Разучивание татарского танца.


4.Стихотворение: «Сабантуй».

Песня: «Үз җырыбыз булсын әле».

Подвижная игра: « Кто быстрее».

Загадки об игрушках.


5. Заклички: «Солнышко», «Дождь».

. Подвижная игра: «Тубетей».

Физминутка: « Күк йөзендә каргалар».

Стихотворение: « Килде яз». С.Сайдашева.


6.Подготовка  к празднику Сабантуй.

Праздник Сабантуй.


7-8. диагностика.

Познакомить детей с татарской народной сказкой. Вызвать интерес  к сказке. Разучить сказку по ролям .Учить передавать содержание сказки. Воспитывать доброжелательное отношение к родным, близким.


Развивать интерес к народным играм, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.

Вызвать положительное впечатления.

Развивать двигательную активность детей.



Воспитывать интерес к пословицам  и поговоркам. Развивать умение понимать их содержание ,применять по назначению.


Развивать память, воображение, внимание, речь детей.

Расширять знания о предметном мире, обогащать лексический арсенал.

 Вызвать интерес к дидактическим играм, закрепить цвета.

Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.




































Разучить песни  к новому году.

Развивать память,речь.


Познакомить детей с народной сказкой.Вызвать интерес к сказке.Разучить сказку по ролям.Воспитывать доброжелательное отношение к родным близким.

Учить различать в поступках героев добро и зло.


Развивать память ,любознательность.

Формировать правильное звукопроизношение.


Воспитывать интерес к сказкам,доброту  и отзывчивость,сострадание к ближнему.


Разучит подвижные игры .

Продолжать знакомит с играми татарского народа.

Развивать интерес к подвижным играм ,ловкость, смелость .Учить играть соблюдая правила игры. Воспитывать коллективизм, умение сопереживать друг-другу.


Развивать интерес к загадкам,желание отгадывать,загадывать и сочинять их.


Познакомит детей с творчеством Муссы Джалиля, разучить стихотворение.Вызвать эмоционально –положительный настрой.

Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам.

Развивать умение понимать  их содержание ,применять по назначению.




















Познакомить детей с песней ,разучить  слова.

Учить передовать чувства,определять эмоции настрой песни.


Воспитывать любовь к природе,родной земле.


Развивать речь детей,словарный запас.


Чтение очень поучительной сказки.


Продолжать знакомить детей с творчеством Г.Тукая.Формировать любовь к стихам поэта.Учить выразительно рассказывать ,понимать содержание стихотворения.


Воспитывать любовь к родному языку.











Разучить  стихотворения Мусы Джалиля с последующим выступлением на тематическом вечере посвященный герою Советского Союза.

Формировать у детей интерес к творчеству М.Джалиля.


Развивать речь,память,любовь к родному языку.


Разучить с детьми подвижную игру.Учить выполнять несложные движения под музыку,развивать музыкальный слух.



Формировать активность детей, желание учавствовать в играх и умение самостоятельно использывать игру в разных видах деятельности.


















































Заучить новые потешки,стихи,заклички,песни.Развивать память,словарный запас детей.


Продолжать знакомить с творчеством Мусы Джалиля. Воспитывать интерес, любовь,любознательность к его творчеству.


Продолжать знакомить с произведениями татарского поэта Г.Тукая.

Формировать интерес к сказкам,учить передовать и понимать содержание сказок.


Разучить с детьми подвижную игру.Учить выполнять несложные движения под музыку,развивать музыкальный слух.Воспитывать чувство коллективизма.


Познакомить детей с татарскими национальными блюдами.Учить правильно называть их,уметь различать.


Воспитывать интерес к родному языку.






























Провести беседу с  детьми

О наступающим празднике 8-е марта.

Формировать у детей уважение к старшим,любовь к родным,желание сделать маме ,бабушке приятное.Создать эмоциональный настрой в детях.


Разучить с детьми стихи.

Развивать память,речь,словарный запас.

Воспитывать любовь к старшим,доброту,отзывчивость.



Познакомить детей со сказкой,вызвать интерес,желание поучавствовать в драматизации сказки.

ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ,НЕ БРАТЬ ЧУЖОЕ,НЕ ЛГАТЬ ВЗРОСЛЫМ.


Приучать детей активно учавствовать в подвижных играх.

Учить сочинять и выплнять не сложные элементы танцев.


Работать на звукопроизношением детей.

Формировать коммуникативные  умения навыков связной речи.



























Формировать в детях умение видеть и понимать красоту природы. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение.


Познакомить со сказками Г.Тукая, с последующим участием в тематическом вечере посвященный поэту.


Воспитывать интерес к сказкам. Развивать умение понимать и передавать их содержание. Воспитывать культуру речи, коммуникативные умения детей, положительные эмоции от прочитанного.


Закреплять правильное произношение слов на татарском языке.


Приучать детей активно участвовать в подвижных играх. Учить сочинять и выполнять не сложные элементы танцев.




Разучить с детьми стихи. Развивать память, речь, словарный запас. Воспитывать любовь к старшим, доброту, отзывчивость.





































Повторить пройденный материал: загадки, сказки, подвижные игры, пословицы, песни.


Разучить песни, стихи к празднику Сабантуй. Провести беседу о празднике.

Разучить игры соревновательного характера для участия в празднике.


Закрепить счет, цвета.

Воспитывать отклик и интерес к татарскому устному фольклору, татарской народной культуре в целом. Продолжать насыщать речь ребенка выразительно изобразительными средствами. Развивать интерес к татарским обычаем, истории жизни народа.





















Провести диагностику.

                                                                                                                 

Пояснительная записка.

В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольников.Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера,как трудолюбие,честность.смелость,учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни,в окружающих явлениях,воспитывают восприимчивость к прекрасному.

     При ознокомлении дошкольников с произведениями татарских поэтов

Учитываются возрастные особенности восприятия ребят.Из татарского фольклора включены сказки,пословицы,песни,поговорки,народные подвижные игры. отгадывание и составление загадок.  Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его  бытом ,обычаями, красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки глубоко оптимичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа ,его  душу-глубокую почтительность и уважение к родителям ,младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.В процессе ознакомления детей со сказками широко используется возможности кукольного театра. Одежде  персонажей, украшенная татарскими узорами, предметы быта, вызывают дополнительный интерес к сказке ,способствуют наглядному представлению ее национального колорита.

     При чтении сказок дети знакомятся с народными пословицами и поговорками ,ярко иллюстрирующими на конкретных примерах взаимоотношения персонажей  сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков ,красоту и богатство родного языка , с малых усваивает  нравственные принципы народа.

     В течение учебного года дети знакомятся с национальной культурой. Работа планируется в различных видах деятельности .Каждый вид деятельности логично и  естественно связан с другой .Формы организации деятельности различные: коллективная ,подгрупповая, индивидуальная.

Цель:

Через татарский фольклор научить детей татарскому языку .

Образовательно-воспитательные задачи

1. Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям татарского народа.

2. Пробуждать интерес к изучению татарского языка.

.

3. Формировать умения строить предложения, учить отвечать на вопросы, точно употребляя слова по смыслу.

4. Расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь.

5. Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности.

Программа разработана на срок 3 года.

Ожидаемые результаты: через фольклор  татарского народа научить детей татарскому языку.

Утвержден:                                                       Утверждено на педогогическом

Приказом по МБДОУ                              совете

№_____от «___»2011 год                        Протокол №___от «___»2011 год

Заведующий МБДОУ №57                      Заведующий МБДОУ №57

______________ А.Х. Лотфуллина        ______________ А.Х.Лотфуллина        

Программа

 «Изучаем татарский язык»

(дополнительные платные образовательные

 услуги по татарскому языку)

г.Нижнекамск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кристалики» Программа кружка в рамках дополнительных платных образовательных услуг ( для детей раннего возраста)

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, уз...

«Игралочка» Программа кружка в рамках дополнительных платных образовательных услуг ( для детей раннего возраста)

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, ...

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников»  за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»

Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...

Образовательная программа дополнительной платной образовательной услуги "Логика"

Образовательная программа дополнительной платной образовательной услуги, познавательно-интеллектуального направления "Логика"...

Программа кружка "Квиллинг"Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги Творческая мастерская «Волшебный завиток» Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных лент).

Рабочая программа для дополнительной платной услуги. Программа расчитана для детей старшей и подготовительной группы. Развиваем моторику рук, дети увличенно занимаются в кружке....

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...


 

Комментарии

Гарифуллина Эндже Гиматдиновна

Фольклор способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера,как трудолюбие,честность.смелость,учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни,в окружающих явлениях,воспитывают восприимчивость к прекрасному.

Гарифуллина Эндже Гиматдиновна

Желаю всем счастья.

Гарифуллина Эндже Гиматдиновна

Поможет быстрому и результативному изучению татарского языка.