ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему

Арутюнова Карина

Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1114»

РЕКОМЕНДОВАНА                                «УТВЕРЖДАЮ»

методическим советом                                Директор ГБОУ Школа № 1114

ГБОУ Школа № 1114                                

_________________А.П.Ястребова

                                                        «___»______________201__ г.

        

        

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(платные образовательные услуги)

  Цирковая студия

«Сюрприз»

Возраст детей 6-7 лет

Нормативный срок реализации - 1 год

                                                         

                                                                 Педагог дополнительного образования

                                                     Музыкальный руководитель

                                                    Арутюнова Карина Евгеньевна

         

г. Москва

2016 год

Пояснительная записка

В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно.

        В силу своей красоты и яркости цирковое искусство может оказаться наиболее притягательным для детей самого младшего возраста, и им захочется стать участником этого яркого и зрелищного действа. Не зря цирк наряду с театром имеет свою древнюю историю, что позволяет приобщить еще маленького человека к цирковому искусству и культуре.

        На протяжении всей истории человечества красота человеческого тела была источником вдохновения и воспевалась поэтами и художниками. Практически в культурах всех народов мира она долгое время оставалась основной ценностью человека.

          Занятие цирковым искусством и сейчас позволяет стремиться к достижению красоты и способности владения своим телом в совершенстве. Постоянные тренировки позволяют укрепить здоровье ребенка, научить его правильно распределять нагрузку во время физических упражнений, координировать свои движения, воспитывают волю, терпение и трудолюбие. Занятия в коллективе способствуют нравственному росту ребенка, культуре и этике отношений в коллективе, развитию творческих, артистических и сценических способностей.

Образовательная программа Цирковая Студия «Сюрприз» художественно-эстетической направленности, разработана на 1 год обучения  для детей 6-7 лет. Содержание программы позволяет педагогу проводить обучение с учётом возрастных особенностей и физических способностей ребят, постоянно диагностируя и отслеживая полученные результаты обучающихся.

Программа не может быть “мертвой”, если развивается коллектив, растет опыт педагога, совершенствуются методики обучения, ярче и интереснее продумывается воспитательный аспект. Поддерживается и развивается интерес учащихся к новым тенденциям в мире циркового искусства. Это приводит к постоянной корректировке структуры и объема, появляются новые разделы программы, расширяется спектр деятельности коллектива на далекую перспективу. Программа позволяет осуществлять поэтапный контроль результативности. При необходимости быстро вносить  коррективы в образовательный процесс, способствуя взаимопониманию и сотворчеству педагога, ребёнка и родителей. Дифференцированный подход позволяет каждому ребёнку постоянно чувствовать заботу, поддержку педагога,  вселяет уверенность в себе.

Цирковое искусство отличается необычностью и эксцентрикой. То, с какой точностью и виртуозностью цирковые артисты исполняют сложнейшие трюки, всегда привлекало зрителей. Интерес  к цирку не угасает и в наши дни.

Главный герой цирка – артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимое препятствие, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека сильного духом и телом, создает определенный художественный образ.

Искусство цирка многогранно, такого разнообразия жанров как в цирке не встретишь в других видах искусства.

Цирковая студия «Сюрприз» развивает инновационные направления циркового творчества,  поддерживая традиции циркового искусства, главная задача которого – прославление смелого, весёлого, ловкого, гармонично развитого человека.  

- Направленность программы.

Образовательная программа Цирковой студии «Сюрприз» имеет физкультурно-спортивную направленность. Обучение по данной программе включает в себя:

  • занятия общей физической подготовкой;
  • занятия по жанрам циркового искусства:
  • простейшие элементы акробатики
  • эквилибристика
  • гимнастика
  • жонглирование
  • фокусы
  • клоунада
  • хореографическая подготовка;
  • постановочная деятельность;
  • репетиционная деятельность;
  • концертная деятельность;
  • участие в концертах и фестивалях.

- ЦЕЛЬ: обучение исполнению элементов и композиций различных жанров циркового искусства посредством творческой активности и артистизма воспитанников.

- Задачи: Обучающие:                                                                                                                              -познакомить воспитанников с основными цирковыми жанрами;

Развивающие:

 -развить умение ритмично двигаться под музыку;
-способствовать развитию отдельных групп мышц и всей мышечной системы организма в целом;
-способствовать развитию творческих способностей воспитанников;
-развить исполнительские качества - артистизм и эмоциональность;
-сформировать правильную осанку, походку, скоординированность движений;
- способствовать  развитию гибкости, пластики, силы, выносливости;
-развить умение работать в команде;
-сформировать  умение ставить цели и достигать их.
-формировать привычку здорового образа жизни.

Воспитательные:
- воспитывать смелость, решимость, активность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку;
-воспитать у воспитанников терпение, трудолюбие и волю;
-воспитать эстетический вкус;
-воспитать культуру общения с окружающими.

Отличительной особенностью образовательной программы  Цирковой студии  «Сюрприз» является то, что, занятия ведутся по жанрам циркового искусства. При этом у каждого ребенка существует возможность попробовать себя во всех жанрах, что впоследствии помогает определиться и выбрать наиболее интересное и соответствующее его физическим и творческим способностям направление циркового искусства, как доминирующее в процессе обучения. Следует отметить, что многие учащиеся специализируются в различных цирковых жанрах.

Возраст детей, посещающих Цирковую студию «Сюрприз» 6-7 лет. Введение цикла занятий простейшие элементы акробатики, эквилибристика, гимнастика, жонглирование, фокусы, клоунада для детей старшего дошкольного возраста актуально.

Акробатика помогает детскому организму лучше развиваться. С помощью движения ребенок выплескивает свою накопившую энергию, а это гарантирует отличное настроение и самочувствие Вашего ребенка. Движение — это увеличение обмена веществ в организме, правильное развитие тела в целом, улучшение работы мозга и психики ребенка.

Эквилибристика важна для равновесияИскусство сохранять равновесие при неустойчивом или необычном положении тела, делая при этом какие-то сложные упражнения, движения.

Гимнастика имеет важное значение для детей в процессе их роста и развития. Выносливость, иммунитет, пластичность, правильное дыхание и активизация функций всех органов молодого организма.

Жонглирование это ловкость рук жонглеров веками удивляет зрителей вне зависимости от возраста. Тем не менее, это не только увлекательное зрелище, но и отличное стимулирование детской мелкой моторики и реакции. 
Фокусы – это маленькое волшебство, радующее людей любого возраста. Создать атмосферу веселья и смеха, удивить гостей, заставить праздник заиграть яркими красками – вот основные задачи настоящего фокусника.

Клоунада — особая разновидность актеров эстрады, цирка или театра, работающие в стиле буффонады, зачастую с элементами гротеска. Принято делить клоунов на две категории: веселый («рыжий», Арлекин) и грустный («белый», Пьеро). Ребята научаться выступать в паре, создавая контраст для зрителя и дополняя друг друга. Причина популярности клоунов кроется в специфической манере выступления и взаимодействия с публикой. Простая и доверительная манера общения со зрителем, яркий и выразительный костюм и грим, заразительный смех и понятные любой аудитории шутки делают клоунов любимцами детей и постоянными участниками множества праздников.

Срок реализации программы:

Программа Цирковой студии «Сюрприз» рассчитана для детей 6-7 лет в группе от 10 до 15 человек. К обучению допускаются все желающие без предварительного отбора участников, главное иметь желание. В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в театральное объединение.

Занятия в объединении проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Общее количество учебных часов в неделю - 1 час, всего 57 занятий в год.

Срок реализации программы: 1 год.

Краткое описание форм

Форма занятий – групповые или индивидуальные. Основной принцип работы объединения – постепенное продвижение от простого к сложному в приобретении опыта публичного выступления.

В цирковой студии используется  большое разнообразие методов проведения занятий.

а) словесные методы обучения:

-Устное изложение сути номера, этюда, элемента, упражнения.

-Анализ структуры концертного номера, анализ музыкального сопровождения.

-Беседа (например,  об истории цирка, о технике безопасности, обсуждение выступления).

- Наблюдение за исполнением номера или упражнения другими воспитанниками студии

б) практические методы обучения:

- Тренировочный процесс

- Выполнение хореографических, акробатических, гимнастических упражнений

 - По уровню самостоятельной деятельности детей используются такие методы, как

в) объяснительно – иллюстративные и репродуктивные, дети воспринимают и усваивают способы выполнения тех или иных упражнений, элементов.

г) частично – поисковые методы используются при постановке концертного номера,  детям дается возможность  применить свои творческие способности, фантазию, добавить что - то свое или придумать такую композицию или связку элементов, которую будет удобней выполнять, или такую, которая будет наиболее сложна и интересна.

Очень важными для юных артистов являются такие формы занятий, как концерт, праздник, фестиваль, которые проводятся 2 раза в год.

Механизм реализации программы.

Обучение

1.Формировать основы знаний о спорте и цирковом искусстве;

2.Постижение и освоение основ циркового искусства;

3.Познакомить с жанрами циркового искусства;

4.Овладеть элементами театрального действия и опытом их воплощения в цирковых номерах;

Развитие

1.Расширить кругозор детей, повышение их общей культуры;

3.Развивать силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, чувства баланса и координации;

4.Выявлять и развивать творческие способности и индивидуальности каждого ребенка средствами циркового искусства;

5.Развить нравственные и интеллектуальные качества;

6.Развить  морально-волевые качества подростка;

Воспитание

1.Создание творческой атмосферы содружества детей в команде

2.Развивать интерес к цирковому искусству и спорту;

3.Воспитывать ответственность, трудолюбие и уважение к своему труду и труду других артистов;

4.Вспитывать уверенность в себе;

5.Воспитывать чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;

6.Воспитывать стремление к высоким личностным достижениям в цирковом искусстве.

 Ожидаемые результаты:

Артист  цирковой студии должен:

1. знать: основные цирковые жанры;

систему метода организации и правила поведения и профилактики травматизма на занятиях;

роль жанров циркового искусства;

2. уметь: свободно владеть элементами цирковых жанров: акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, клоунады, фокусов;

владеть основами актерского мастерства;

общаться со зрительской аудиторией в условиях циркового представления;

владеть средствами пластической выразительности, техникой безопасных методов работы;

понимать смысловую и эмоциональную окраску музыки через движение;

соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом.

владеть умениями и навыками физического совершенствования.

выполнять несложные цирковые упражнения с предметами

Формой подведения итогов:

 - выступления на обще садовских праздниках и групповых (не основных) концертах,

- участие в конкурсах,

- отчетный концерт в апреле.

                                        УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

№ п/п

Название темы

ВСЕГО

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Что такое цирковое искусство. Какие жанры циркового искусства.

3

2

1

2

Знакомство с элементами акробатики. Разминка на гибкость всего тела. Ходьба на руках, с поддержкой ног другого партнёра. Бочка катиться.

8

1

7

3

Цирковой жанр эквилибристика. «Свечка». Трости. Стойка на одной ноге.   Катание обручами.

8

1

7

4

Спортивно-тренировочные занятия. Занятия с мячом. Занятия со скакалкой

3

3

5

Жонглирование. Элементы. Попадание мячом в кольцо. Передача мяча в треугольнике. Броски кольца. Тарелки на трости. Жонглирование мячами.

9

1

8

6

Гимнастика. «шпагат» правый, левый, прямой;

Мостик с подниманием ноги  вверх. Стойка на лопатке. Бабочка. Колечко. Колесо. Вращение обручами

8

8

7

Жанр клоунада. - Показать грустное лицо, веселое лицо, пожелого человека, хмурого, плачущего, довольного, хмурого сердитого. Пантомима. Пародия мимикой лица.

7

7

8

Фокусы со шляпой невидимкой, платок разноцветный, красивый цветок.

5

5

9

Акробатика. Кувырки по очереди по кругу. Отжимания от пола, прихлопывая руками. «колесо»;

подъём на ноги с пола. Подъём с пола в ласточку. Передача мяча в паре по кругу. Прыжки на канате

6

1

5

                                                            ВСЕГО:

57

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Вводное занятие.

Что такое цирк? Какие жанры циркового искусства бывают?

Теория. Цирк как искусство и как спорт. Перечень основных цирковых жанров. Акробатика, жонглирование, гимнастика, фокусы, клоунада, эквилибристика.

2.Общефизическая подготовка. Теория: основные понятия - махи, бег, правила развития физических качеств. Практика: Упражнения для развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Комплексы ритмической гимнастики для развития координации, гибкости, пластики движений. Физические упражнения и подвижные игры для развития пространственной ориентации, равновесия, скорости и реакции.

        Ходьба, бег, упражнения на ходу и на месте. Махи или круговые движения рук. Наклоны туловища в стороны или повороты.

Приседания или выпады. Махи ногами. Наклоны вперед и назад. Прыжки или бег.

3. Жанровая подготовка. Жонглирование.

Теория: основные понятия – жонглирование. Практика: Технические приемы жонглирования; точность глазомера, быстрота движений, ловкость, темп; подбрасывание  двух предметов ( колец, шаров, тарелок, палок); комбинации правой и левой рукой. жонглирование двумя шарами одной рукой (левой и правой); балансирование палки на руке, ноге, лбу

4. Гимнастика - «Кольцо» с 2-мя исполнителями;

Теория: правила растяжки мышц и развития гибкости. Практика: Растяжка мышечной системы тела; приобретение эластичности мышц рук, ног, спины, плеч; развитие эластичности подъемов стоп; складки; мосты; шпагаты: правый, левый, поперечный. Упражнение на гибкость и растягивание:

"Мосты" на одной ноге и одной руке, "мост" разгибом со стойки на голове и руках, стойка на лопатках.

5. Эквилибристика - стойки на двух руках – на одной руке; стойка в упоре на локте; формирование навыков равновесия на специальных опорах:

балансирование.

 балансирование на ногах

классическое вращение обруча;

вращение обручей на различных участках тела;

поднятие обруча.

6.  Акробатика. Теория: основные понятия –бросок, арабское колесо, фляк, сальто.

Разновидности акробатики. Партерная акробатика (колеса, перевороты).

 Прыжковая акробатика (с разбега темповые перевороты, сальто вперед, назад). Парная / групповая акробатика (парные поддержки, полуколонны). Пластическая акробатика (стойки в прогибах, мосты).

Практика: Динамические  упражнения

Кувырки (кульбиты):

кувырок вперед;

тоже, но завершить кувырок прыжком вверх;

подпрыгнуть, приземлиться на ноги и выполнить кувырок;

кувырок назад из седа, из основной стойки, с шага назад;

простые соединения кувырков, например, кувырок вперед – кувырок назад.

Перевороты:

колесо вперед с правой и левой руки;

переворот со стойки в мостик на две ноги;

комбинированные перевороты (например: мостик – колесо – кувырок)

Шпагаты:

полушпагаты;

поперечный шпагат;

прямой шпагат с правой (левой) ноги.

7.Клоунада. Комический образ, приёмы эксцентрики, пантомима, пародия.

а. Создание комического образа.

б. Использование реквизита.

в. Сочетание жанров в клоунаде.

8. Фокусы шляпы, платки, стаканы, монеты, конверты, бумага, коробки, кубики, костюмы-трансформация.

9. Музыкальная подготовка.

Теория: Музыкально-ритмическое воспитание – слуховое восприятие музыкального произведения, смысловая и эмоциональная окраска музыки через движение; темп, динамика, характер движения; ритмический рисунок; музыкальная грамота – представление о музыке как о виде искусства; развитие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти и музыкального вкуса. Практика: Упражнения на акробатической  дорожке, где так же к каждому упражнению подбирается музыка.

Создание образа с помощью   зарубежных музыкальных  произведений (Сен – Санс К. Лебедь, Бетховен Л.В. «К Элизе», Бизе-Щедрин К. «Кармен», Морриконе Э. Chi may, мелодия из кинофильма «Профессионал»)  и русских музыкальных произведений («Кадриль» русская народная музыка, Николаев И. «Маленькая страна», гр. Иван Купала «Коляда» и др.)

10. Итоговое занятие. Гала – концерт. Торжественный вечер. Награждение наиболее отличившихся выпускников в работе цирковой студии.

        Формы организации образовательного процесса и методы обучения.

Занятия проводятся в группах. На занятиях используются разнообразные методы работы с детьми: словесные, наглядные, практические, индуктивные, творческие.

Основная цель цирковых занятий: в результате изучения дети должны овладеть пластической выразительностью тела, индивидуальной исполнительской манерой, навыками специфических приемов и техник.

Первый этап обучения - введение в предмет, воспитание пластической культуры и овладение основами этой дисциплины. В период дальнейшего обучения осуществляется более детальное освоение жанра в соответствии с навыками, которые определяются, исходя из индивидуальных данных учащихся и их творческой устремленности.

Процесс обучения строится на основе соблюдения дидактических принципов сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, прогрессирования (или постепенного повышения требований). Важно применять эти принципы во взаимосвязи.

Повышению качества усвоения материала занятий может способствовать осуществление процесса обучения по таким этапам, как создание предварительного представления о разучиваемом движении, детализированное разучивание, закрепление и совершенствование двигательного навыка, соединение движений в комбинации.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Реквизит:

  1.  Мячи
  2. Мячи для кручения на пальце
  3. Гиря, гантели
  4. Гимнастические ленточки
  5. Обручи пластмассовые
  6. Шляпы
  7. Балансиры под ноги
  8. Балансиры в руках трости
  9. Трости
  10. Хула-хупы
  11. Крылья на палках
  12. Тарелки для кручения
  13. Скакалки
  14. Кольца для мячей
  15. Катушки для кручения
  16. Канат
  17. Фокусы
  18. Гримм
  19. Мячи маленькие для жонглирования
  20. Мячи на резинки
  21. Шляпы
  22. стаканы, монеты
  23. кубики
  24. костюмы

Список литературы.

      1.        Цирковая энциклопедия. Рудольф Славский. 1979 г.

      2.        Техника безопасности в цирке: Методические рекомендации для руководителей         самодеятельных цирковых коллективов / Сост. А.Ф.Ирхин. - М.: ВНМЦ НТ и МК СССР,1989 г.

      3.        Сарафанова.  Н. « Цирковое искусство русского авангарда»//Литература и театр. Материалы междунар.  научно – практ. конфер. – Самара. 2006.

      4.        Искусство клоунады в СССР  Автор: С. М. Макаров Издательство: Либроком 2010 г.

      5.        Советский цирк. Рудольф Славский. 1959 г.

      6.        Росин А. “Волшебный круг манежа”//Очерки о цирке.1985 г.

      7.        История цирка, Москва -1970 г.

      8.        Баринов В. А. Художественно-образная структура циркового искусства. 2006 г.

      9.        Баринов В. А. Трюк в цирке. 2005 г.

     10.         Макаров С.М. (Ред.) Театр, эстрада, цирк.  2006

     11.         Дмитриев Ю. А.  Цирк в России. От истоков до 2000 года. 2001 г

     12.         Цирковое искусство России: Энциклопедия (сост. Кошкин В.В., Рудина М.С., Славский Р.Е.) .2004 г.

     13.         Белохвостов Б. Н. Вольтижная акробатика. 2008 г.

     14.         Кожевников С. Акробатика. 1984 г.

     15.         Словарь терминов гимнастики и основ хореографии. Издательство: Детство-Пресс, 2009 г.

     16.         Сиренко И., Воздушные жанры в цирке, М., 1976;

     17. С. М. Макаров., Театрализация цирка., Либроком., 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет

СодержаниеБлок  № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи программы.1.3. Содержание п...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Лего-конструирование» Для детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Рабочая программа по "Лего-конструированию" для детей дошкольного возраста 4-6 лет....

Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...