Паспорт речевого уголка группы
материал по развитию речи

Соболева Наталья Вениаминовна

Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие. Полноценное развитие детей в любой из этих областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_rechevogo_ugolka.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт речевого уголка группы

 «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду… в пустых стенах ребенок не заговорит»

 Е.И.Тихеева

Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие. Полноценное развитие детей в любой из этих областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка. Для нас очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития речи.

Для внедрения данных технологий необходимо разнообразное оборудование. В нашей группе создан речевой уголок, игротека, которые мы используем как в процессе НОД, так и в совместной деятельности с детьми.

Содержание определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи.

Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.

Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи, регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами.

 

Содержание речевого уголка:

  • картотека артикуляционных упражнений;
  • комплект зеркал (с ручкой);
  • картотека дыхательных упражнений;
  • картотека пальчиковых игр;
  • картотека оздоровительных пауз (динамических);
  • предметы для поддувания;
  • дидактические игры на обогащение словаря;
  • дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи;
  • дидактические игры на развитие связной речи;
  • дидактические игры на совершенствование ЗКР;
  • дидактические игры на развитие фонематического слуха;
  • картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
  • предметы, игры на развитие мелкой моторики;
  • массажные мячики и картотека упражнений с ними;
  • символическое отображение разделов в цветовой гамме.

Дидактический материал в речевом уголке

материал по развитию артикуляционной моторики: 

  • предметные картинки-опоры,
  • артикуляционные уклады-схемы,
  • артикуляционная гимнастика в альбомах,
  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
  • стихи;
  • ватные диски, палочки;

 

пособия для развития дыхания: 

  • шарики,
  • султанчики,
  • колокольчики,
  • вертушки,
  • картотека дыхательных упражнений,
  • дыхательная гимнастика;
  • кораблики и т.п.;
  • бумажные снежинки;
  • карандаши;
  • колокольчики из фольги на ниточке и т.д.;

 

пособия для развития мелкой моторики: 

  • сухой бассейн,
  • массажные валики,
  • мячики, прищепки,
  • трафареты,
  • пальчиковые игры,
  • шнуровки;
  • различный материал для составления букв (камушки и т.п.);

 

материал по звукоподражанию: 

  • шумовые инструменты;
  • звуковые коробочки;
  • детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;
  • предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
  • звуковички гласных и согласных звуков;
  • домики для твердых и мягких звуков;
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
  • звуковые дорожки, звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре слова;

 

игры и пособия по автоматизации звуков: 

 

  • мелкие игрушки;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • разные виды театров;
  • альбомы на звуки;
  • чистоговорки;
  • стихи, потешки, скороговорки;

 

игры по лексике и грамматике: 

 

  • предметные картинки по лексическим темам;
  • игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п.);

 

 

игры по развитию связной речи: 

 

  • серии сюжетных картинок;
  • разные виды театра;
  • стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки;
  • библиотека детских книг;

 

 

материал по обучению грамоте: 

 

  • магнитная доска;
  • наборы магнитных букв;
  • кассы букв и слогов;
  • кубики «Азбука в картинках»;
  • кубики учись читать;
  • умные кубики;
  • слоговые кубики;
  • счетный материал;
  • звуковички гласных и согласных;
  • домики (твердость и мягкость);
  • пособия для звукобуквенного анализа;
  • схемы-слов, предложений;
  • звуковые дорожки;
  • звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт речевого уголка группы. Речевая предметно-развивающая и игровая среда группы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Паспорт речевого уголка 2 мл гр

Паспорт речевого уголка 2 мл гр...

Паспорт речевого уголка 1 младшая гр. √ 2. 23г.

Цель: оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. ...

Паспорт речевого уголка

Содержание: 1. Цель и задачи речевого уголка;2. Выполненные требования к уголку речевого развития по ФГОС ДОУ;3. Предметы мебели, количество;4.    Электроприборы и интерактивные ра...

Паспорт речевого уголка

Паспорт речевого уголка...

Паспорт речевого уголка

Паспорт речевого уголка...

Паспорт игровых уголков группы "Ладушки"

Помещение детского сада, оснащённое наглядными пособиями, игровым оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится игровая, учебная и воспитательная работа с д...