"Река замерзла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Конспект занятия по развитию речи "Река замерзла".Рассмотреть картину и составить рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский сад  № 18 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

ООД (занятия) по образовательной области  «Речевое  развитие»

в подготовительной к школе группе

на тему: Составление рассказа по сюжетной картине «Река замерзла».

Воспитатель

Хайдарова Г.Ф.

Туймазы - 2017г.

 

Образовательные задачи: 

-закреплять умение детей составлять рассказ по картине с последовательно развивающимися действиями;

-упражнять в образовании:

  • глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за» (зима: заморозила, запорошила, замела, заледенела, завьюжила, замерзла);
  • уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • родственных слов.

Развивающие задачи: 

-развивать:

  • монологическую речь,
  • эстетическое чувство,
  • художественное восприятие,
  • наблюдательность.

Воспитательные задачи: 

стимулировать детскую познавательную активность, воспитывать усидчивость, умение соотнести себе сказанное всей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.

Средства реализации: картина  «Река замёрзла»;  бумажная снежинка, (письмо – послание).

Методы и приемы: внесение и рассматривание картины, вопросы, беседа, игра, дыхательное упражнение.

Активизация словаря: зима, заморозила, запорошила, замела, заледенела, завьюжила, морозец, ледок, холодок, река замерзла, оттепель.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, игры детей на прогулке, чтение произведения «Серая шейка» Д.Мамин – Сибиряк.

Ход ООД:

Воспитатель: Дети, сегодня на нашем окне я обнаружила вот такую большую и красивую снежинку. Что это? (письмо). Кто прислал это письмо-послание? Послушайте и  отгадайте, от кого письменное послание.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила» (Зима)

Воспитатель: Как догадались?(Запорошила дорожки, на санках прокатила, разукрасила окошки).

Воспитатель: Что еще происходит зимой?

Дети:Зимой идет снег, на улице холодно, деревья покрываются инеем, замерзают реки, озера.

Воспитатель: Дети сейчас мы свами поиграем в игру:

«Что наделала зима?»

Воспитатель: Я говорю начало, а вы продолжайте.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки (что сделала?) – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила)

Какие красивые глаголы мы с вами подобрали к слову «Зима».

Воспитатель: Присаживайтесь за столы, сели правильно, на полный стул, спину выпрямили, ноги вместе, руки на столе.

Внесение картина «Река замерзла».

Воспитатель: Дети,   перед вами картина. Посмотрите на нее внимательно и ответьте на вопросы.

-Какое время года изображено? (зима)

-Что случилось с рекой? (замерзла)

- Почему? (пришла зима, выпал снег, стало холодно)

-Что делает Саша?  (катается на коньках)

-Что делает Дима? (любуется, как Саша катается на коньках)

-Что вы скажете о Маше? (Маша удивленно смотрит на Сашу,  а Жучка лает и виляет хвостом)

- Какое настроение у детей на картине? (веселое)

-Что делает Костя? (взял санки несет морковку для снеговика)

-Что делают папа с Дашей? (катаются на лыжах)

- Чем покрыты деревья? (инеем)

- Почему? (накануне была оттепель)

-Что вы видите в дали? (красивую, белокаменною церковь)

Картина очень веселая, яркая. Давайте придумаем название этой картине.

А художник назвал ее «Река замерзла».

Воспитатель:

А теперь послушайте внимательно мой рассказ по картине.

«Река замерзла».

Наступила зима, выпал снег, река замерзла, ее  покрыл зеркальный лед. Дети обрадовались зиме. Тепло оделись, достали коньки, и пошли на речку кататься на коньках.  

Саша и Дима  катаются на коньках по прозрачному льду, а маленькая Маша со своим щенком Жучкой за ними наблюдают. Лед зеркальный, поэтому дети видят, свой отражение на льду и им становится, еще веселей.

Светит яркое солнце, снег на солнце искрится, переливается. Накануне была оттепель, деревья покрылись  инеем. Дети слепили снеговика. Снеговик получился большой, веселый. Костя идет кататься на санках, он принес морковку для снеговика.

Папа с Дашей в лыжных костюмах катаются на лыжах.

Вдали виднеется красивая белокаменная церковь. Зима радостная пора для детворы.

Послушали, мой рассказ теперь послушаем (Лену).

Сначала  расскажи о времени года, о детях, о катании на коньках, о природе, снеговике, о лыжниках, церкви, о радостной поре зиме.

Рассказ начинаем с названия.

Рассказ детей (2-3ребенка).

Физкультминутка.«Зима» 

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой).

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метёт, (Имитируют).

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд).

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся).

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют).

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

 Дидактическое упражнение «Доскажи словечко!»

Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

-Давайте поиграем со словом «снег».

 «Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые… (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Тихо падает… (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее… (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — … (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой… (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… (Снег.)»

Воспитатель:

 Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова.

Дети: (Снег, снежинка, снежок, снегопад, снежинки, снеговик, снегурка, снегири.)

 Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

Зима - (зимушка).

Мороз – (морозец). Лёд – (ледок) Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Снег-(снежок) Санки-(саночки) Гора-(горочка) Метель-(метелица)

Воспитатель:

- Вот какие мы молодцы. Любим зиму?  А вот зимушка в своём послании интересуется, знаем ли мы пословицы о ней?

Дети:

«Много снега много хлеба»

«Любишь кататься с горки - люби и саночки возить»

«Мороз велик, стоять не велит».

«Хороший снежок, урожай сбережёт».

«Береги в мороз свой нос».

«Зима не лето, в шубу одета».
«Спасибо мороз, что снега принес»
«Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»

Дыхательное упражнение: «Снежинки».

Воспитатель:

 Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети

 Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

Итог ООД:

Воспитатель:

Дети  мы сегодня с вами узнали очень много о зиме. Вспомним, как называется картина, по которой мы составляли рассказ, чем зима хороша для детей?

Зима приносит детям елку, новогодний утренник, дарит радость, дети катаются на коньках, лепят снеговиков, зимой очень красивая природа.

Самоанализ:

ООД «Развитие речи», образовательная область «Речевое развитие», тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Река замерзла».

Образовательные задачи: 

-закреплять умение детей составлять рассказ по картине с последовательно развивающимися действиями;

-упражнять в образовании:

  • глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за» (зима: заморозила, запорошила, замела, заледенела, завьюжила, замерзла);
  • уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • родственных слов.

В целях упражнения детей в образовании глаголов, существительных, родственных слов использованы дидактические упражнения: «Доскажи словечко!», «Назови ласково».

Развивающие задачи: 

-развивать:

  • монологическую речь,
  • эстетическое чувство,
  • художественное восприятие,
  • наблюдательность.

    Детям картина была интересна, они поняли почему она называется «Река замерзла», при рассматривании её я заметила - блеск в глазах детей. Картина доступная детям по содержанию яркая, обеспечивает художественное целостное восприятие.

     В целях развития наблюдательности, монологической речи я предложила как образец свой рассказ и план детского рассказа:    расскажи о времени года, о детях, о катании на коньках, о природе, снеговике, о лыжниках, церкви, о радостной поре зиме.

    Составили рассказ два ребенка. В общем справились.

    Вечером с детьми продолжим составление рассказа по данной картине.

Воспитательные задачи: 

стимулировать детскую познавательную активность, воспитывать усидчивость, умение соотнести себе сказанное всей группе.

     Дети проявили познавательную активность, отвечали на вопросы, подбирали родственные слова, глаголы. В рассказе выразили свое отношение к картине. Умеют слушать, слышать.

    Структура ООД, на мой взгляд, соответствует возрасту детей: вводная часть, где я подготовила детей к восприятию картины;

В основной части рассматривали картину, составили рассказ, работала над формированием грамматического строя речи, используя дидактические упражнения. В заключительной части подвели итог, я обратила ещё раз внимание на картину, как она называется, какова главная мысль в ней, озадачила детей, что вечером другие дети составят рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речка замерзла"

-         А теперь посмотрите, дети, на эту картину. Что вы видите на этой картине? (Дети высказываются)...

"Речка замерзла"

Программное содержание: Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия . Развивать речевую автивность, актуализировать словарь , и умение четко выражать сво...

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

обучение детей составлению рассказа - описания по тематической картине...

Занятие по развитию речи. Составление рассказа по картинке "Река замерзла".

Занятие по развитию речи.Составление рассказа по картинке "Река замнрзла"Цель: Продолжать формировать детей умение составлять рассказ по картине, указывать время и место действия.Задачи: Свя...

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Река замерзла»...

Развитие речи. Составление рассказа по картине "Река замерзла"

Равитие речи.Составление рассказа по картине "Река замерзла"...