Подготовительные дидактические упражнения для развития речевого дыхания
учебно-методический материал по развитию речи

Садовникова Татьяна Яковлевна

игры и  упражнения для  развития речевого дыхания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_dyhaniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительные дидактические упражнения

для  развития речевого дыхания

1. Упражнение «Султанчик»

Задача: побуждать ребенка к плавному длительному (больше 1 секунды) выдоху через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч (расстояние от игрушки до губ ребёнка должно быть около 8-10 см)

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

(султанчик легко изготовить из яркой тонкой бумаги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

2. Упражнение «Шарик»

Задача: побуждать ребенка к плавному длительному (больше 1 секунды) выдоху через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч.

Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

3. Упражнение «Перышко»

Задача: побуждать ребенка к плавному длительному (больше 1 секунды) выдоху через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч.

Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

4. Упражнение «Занавесочка»

Задача: формировать длительный выдох через рот.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.

5. Упражнение «Кулиска».

Задача: формировать длительный выдох через рот.

Оборудование. Цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного   театра, фотографии, сюрприз) расположенных за «Кулисами».

Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за «кулисами», провоцируя на продолжительный ротовой выдох.

6. Упражнение «Ветерок»

Задача: побуждать ребенка к плавному длительному (больше 1 секунды) выдоху через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч (расстояние от игрушки до губ ребёнка должно быть около 8-10 см).

Оборудование. Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь - подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь - подунь, наш ветерок.

7. Упражнение «Бабочка, лети»

Задача: побуждать ребенка к плавному длительному (больше 1 секунды) выдоху через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч (расстояние от игрушки до губ ребёнка должно быть около 8-10 см).

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Упражнение можно сопровождать стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над (Вовочкой) порхала.

(Вова) не боится -

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть.

8. Упражнение «Горячий чай»

Задача: учить ребенка делать  плавный длительный (больше 1 секунды) выдох через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч (расстояние от игрушки до губ ребёнка должно быть около 8-10 см).

Взрослый предлагает ребенку подуть на «горячий чай» (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее «остыл».

Оборудование. Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки. Ребенок дует на «пар». Если  правильно дует то «пар» отклоняется от чашки.

Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

9. Упражнение «Кораблик»

Задача: учить ребенка делать  плавный длительный (больше 1 секунды) выдох через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч (расстояние от игрушки до губ ребёнка должно быть около 8-10 см).

Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

10. Упражнение «Загони мяч в ворота»

Задача: учить ребенка делать  плавный длительный (больше 1 секунды) выдох через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч.

Оборудование. Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по стол

11. Упражнение «Погреем руки»

Задача: учить ребенка делать  плавный длительный (больше 1 секунды) выдох через рот, не добирая воздуха, не поднимая плеч.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков « А, У, О ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания, в соответствии с комплексно-тематическим планированием» (Подготовительная группа)

В   соответствии с ФГОС ДО Образовательная область Речевое развитие включает необходимость владения речью, как средством общения и культуры. Основу звучащей речи обеспечивает правильное рече...

Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста...

"Дидактические игры и упражнения на развитие речевого дыхания"

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всей дыхательной системы организма. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чт...

Дыхательная гимнастика. Дидактические игры и упражнения для развития речевого дыхания

Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражненийЗадачи:- способствовать увеличению объёма дыхания;- развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять с...