ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ
консультация по развитию речи (старшая группа)

Алтухова Елена Витальевна

Для речевого развития детей используются лексические игры и упражнения, а также все виды игровой деятельности. Нужно отметить, что в процессе дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Эти дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития: закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_leksiki.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

 ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ

  1. Развитие ассоциаций.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, которое вспомнишь (или какое придет в голову)».  Слова называются по одному.

Перечень слов:

- стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

- стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

- желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;

- быстро, высоко, весело.

2. «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):

- белка – дупло, собака - …;

- дом – крыша, книга - …;

- человек – ребенок, собака - …;

- птица – гнездо, человек - …;

- пальто – пуговица, ботинок -… .

3. «Отгадай предмет по названию его частей»

- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

- подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак(дом);

- крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

- глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки(лицо);

- пол, стены, потолок (комната);

- подоконник, рама, стекло (окно).

4. К данным словам придумай слова – «неприятели» (скажи наоборот):

день - …;    войти - …;                   большой - …;

утро - …;    говорить - …;              белый - …;

друг - …;    взял - …;                      высокий - …;

грязь - …;  ложиться - …;              здоровый - …;

жара - …;  одеваться - …;              новый - …;

мир - …;    опускать - …;               молодой - …;

                    смеяться - …;              толстый - …;

                    закрывать - …;             широкий - …;

                    включать - …;              сухой - … .

5. Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают?

Кошка, собака – что делают?

Дождь, снег – что делают?

Фрукты, овощи – что делают?

Мяч, яблоко – какие?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Сидит, стоит – кто?

Льется, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Растет, зеленеет – что?

Круглое, сочное – что?

Желтый, кислый – что?

Высокое, зеленое – что?

Длинный, деревянный – что?

Яркое, теплое – что?

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Игра «Волшебное дерево» (для актуализации связей слов)

На доске макет дерева, у детей – карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи.

Инструкция: «Я называю слово, а вы находите соответствующий символ и помещаете его на дерево (квадрат – существительное, треугольник – глагол, круг – прилагательное).

Дифференциация грамматического значения одушевленности – неодушевленности..

Игра «Кто? Что?»

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (существительных) к названию действий (глаголу).» Например: бежит (кто?) – кошка, девочка, (что?) – река, молоко; идет (кто?) – медведь, бабушка, (что?) – снег, дождь; стоит (кто?) – дедушка, собака, (что?) – поезд, диван.

Дифференциация падежных значений имени существительного

Игра «Будь внимательным». (соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом)

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые мной вопросы и ответь на них.»

Например: «Что можно шить?» - «Рубашку, брюки, пальто»; «Чем можно шить?» - «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» - «Девочку, мальчика»;  «Чем можно угощать?» - «Конфетой, пряником»; «Что принесли детям?» - «Карандаш, ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» - «Торту, конфетам, соку, машине» и т.д.

Дифференциация форм среднего и женского рода существительных.

В импрессивной речи.

Игра «Умная стрелка».

Дидактический материал – «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамида, собака, машина, зеркало, яблоко, ромашка,окно).

Инструкция: «Направь волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) оно,  б) она».

В экспрессивной речи.

Игра  «Ловкий мяч».

Дидактический материал – картинки на наборном полотне (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка и т.д.)

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно.

Например: «она» - лопата; «оно» - гнездо».

Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода существительных

Игра  «Умники и умницы».

Дидактический материал – слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь,, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т.д.)

Инструкция: «Я произношу слово, а вы подставляете к нему слова он, она или оно и составляете с ним предложение.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Дифференциация единственного и множественного числа существительных именительного падежа

Игра «У меня – у тебя»

Инструкция: «Я называю существительное в единственном числе и бросаю тебе мяч, а ты произносишь форму множественного числа этого существительного и возвращаешь мне мяч.»

Например: кот – коты, коза –козы, ухо – уши и т.д.

Игра «Кто пришел – кто ушел».

Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.

Например: пришел котенок – ушли котята, пришел теленок – ушли… .

Особенности словоизменения.

Импрессивная речь.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Материал: игра «Один – много». Картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Задание: «Покажи, где стол, а где столы ? Покажи, где звезда, а где звезды ?» и т.д.

Оценка (каждая серия заданий оценивается в отдельности):

3 балла – правильное выполнение всех заданий.

2 балла – правильное выполнение 4-х заданий.

1 балл – правильное выполнение 3-х заданий.

0 баллов – неправильное выполнение всех заданий.

Экспрессивная речь.

1. Употребление имен существительных дательного падежа мн. числа.

Материал: игра «Доктор Айболит».

Процедура и инструкция. Логопед выкладывает перед ребенком карту, предметные картинки и говорит: «Давай поиграем. Представь, что в Африке случилось несчастье – там заболели звери. Доктор Айболит поехал к ним и помог им вылечиться. Теперь посмотри на картинки с изображением зверей. Отбери из них лишь те, на которых ты видишь обитателей Африки. Разложи картинки на карту Африки. После выполнения задания логопед задает вопросы: «Кто изображен на этих картинках ? (Ребенок называет обитателей Африки). Кому же помог вылечиться доктор Айболит ? (Крокодилам, львам, ..,)».

  1. Развитие ассоциаций.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, которое вспомнишь (или какое придет в голову)».  Слова называются по одному.

Перечень слов:

- стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

- стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

- желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;

- быстро, высоко, весело.

 3.«Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):

- белка – дупло, собака - …;

- дом – крыша, книга - …;

- человек – ребенок, собака - …;

- птица – гнездо, человек - …;

- пальто – пуговица, ботинок -… .

4. «Отгадай предмет по названию его частей»

- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

- подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак(дом);

- крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

- глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки(лицо);

- пол, стены, потолок (комната);

- подоконник, рама, стекло (окно).

5. К данным словам придумай слова – «неприятели» (скажи наоборот):

день - …;    войти - …;                   большой - …;

утро - …;    говорить - …;              белый - …;

друг - …;    взял - …;                      высокий - …;

грязь - …;  ложиться - …;              здоровый - …;

жара - …;  одеваться - …;              новый - …;

мир - …;    опускать - …;               молодой - …;

                    смеяться - …;              толстый - …;

                    закрывать - …;             широкий - …;

                    включать - …;              сухой - … .

6. Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают?

Кошка, собака – что делают?

Дождь, снег – что делают?

Фрукты, овощи – что делают?

Мяч, яблоко – какие?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Сидит, стоит – кто?

Льется, журчит – что?

Шумит,дует–что?                                                                                                              

Растет, зеленеет – что?

Круглое, сочное – что?

Желтый, кислый – что?

Высокое, зеленое – что?

Длинный, деревянный – что?

Яркое, теплое – что?

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

                                                                                                                                                       Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Игра «Волшебное дерево» (для актуализации связей слов)

На доске макет дерева, у детей – карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи.

Инструкция: «Я называю слово, а вы находите соответствующий символ и помещаете его на дерево (квадрат – существительное, треугольник – глагол, круг – прилагательное).

Дифференциация грамматического значения одушевленности – неодушевленности..

Игра «Кто? Что?»

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (существительных) к названию действий (глаголу).» Например: бежит (кто?) – кошка, девочка, (что?) – река, молоко; идет (кто?) – медведь, бабушка, (что?) – снег, дождь; стоит (кто?) – дедушка, собака, (что?) – поезд, диван.

Дифференциация падежных значений имени существительного

Игра «Будь внимательным». (соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом)

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые мной вопросы и ответь на них.»

Например: «Что можно шить?» - «Рубашку, брюки, пальто»; «Чем можно шить?» - «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» - «Девочку, мальчика»;  «Чем можно угощать?» - «Конфетой, пряником»; «Что принесли детям?» - «Карандаш, ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» - «Торту, конфетам, соку, машине» и т.д.

Дифференциация форм среднего и женского рода существительных.

В импрессивной речи.

Игра «Умная стрелка».

Дидактический материал – «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамида, собака, машина, зеркало, яблоко, ромашка,окно).

Инструкция: «Направь волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) оно,  б) она».

В экспрессивной речи.

Игра  «Ловкий мяч».

Дидактический материал – картинки на наборном полотне (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка и т.д.)                                                    8

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно.

Например: «она» - лопата; «оно» - гнездо».

Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода существительных

Игра  «Умники и умницы».

Дидактический материал – слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь,, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т.д.)

Инструкция: «Я произношу слово, а вы подставляете к нему слова он, она или оно и составляете с ним предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей c ОНР.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

перечень игр по развитию лексико-граматического строя  речи по темам...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

ОСЕНЬ1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На с...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

Эти простые,на первый взгляд, дидактические игры помогут педагогам в формировании лексико-грамматических категорий и развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.....