Презентация «Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи; изобразительной деятельности; математике»
презентация по развитию речи

Клименко Наталья Александровна

В презентации освещены задачи речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, показано каким образом эти задачи решаются во всех образовательных областях, подробно рассказано о решении задач речевого развития дошкольников во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических предсталений и развитию речи, приведены практические примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_ood_.pptx1.58 МБ
Файл tekst_k_slaydam.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Детский сад №228» Выполнила воспитатель 1 категории Клименко Н. А. « Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи; изобразительной деятельности; математике »

Слайд 2

Полноценное развитие детей в любой из образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Слайд 3

ФГОС ДО Целевые ориентиры : ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания , может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний , построения речевого высказывания в ситуации общения , может выделять звуки в словах , у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Слайд 4

Задачи речевого развития Овладение речью, как средством общения и культуры; Развитие грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической Рразвитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Развитие речевого творчества Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Слайд 5

Речевое развитие Познавательное развитие вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Социально-коммуникативное использование речевых средств для реализации намеченных задач Художественно-эстетическое художественные образы, стихи, литературные тексты, обсуждения Физическое развитие правила, команды, объяснения

Слайд 6

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром. Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельность. Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Слайд 7

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности Изобразительная деятельность специфическое средство познания действительности, Формируется мелкая моторика (ускоряют развитие речи ребенка). воздействие на эмоциональную сферу ребёнка способствует развитию мышления, восприятия, воображения речь приобретает практическую направленность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста .

Слайд 8

Развитие речи детей в процессе образовательной деятельности осуществляется в нескольких направлениях Происходит обогащение и развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонематических функций, связной речи) Развитие номинативной (репрезентативной) функции речи Осуществляется становление и развитие коммуникативной речи - как средства общения; Развивается регулирующая и программирующая функции речи Совершенствуется эмоционально-выразительная сторона речи

Слайд 9

Изо деятельность имеет большое познавательное значение благодаря наглядности. Усвоение номинативной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия, ребёнок употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников. Развитие речи детей в процессе образовательной деятельности осуществляется в нескольких направлениях

Слайд 10

Ребёнок учится различать предметы по форме , цвету, размеру; формируется навык согласования прилагательных с существительными в роде: «У меня огурец - зеленый, овальный. У меня яблоко – красное, круглое». Предложить детям отгадать загадки об овощах: « Круглое, румяное я расту на ветке Любят меня взрослые и маленькие детки» Рисование «Овощи и фрукты» « Без окон, без дверей Полна горница людей»

Слайд 11

Перед тем, как приступить к рисованию, можно спросить у детей: « Как называется время года, когда собирают урожай?» Прочитать стихотворение Плещеева А. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..»

Слайд 12

Для развития связной речи большое значение имеет использование художественного слова, оно: Усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. Чтение стихотворений, потешек , песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. Перед рисованием «Дождик» можно прочитать потешку : « Дождик, дождик пуще, Будет травка гуще. Дождик, дождик посильней Огород ты наш полей»

Слайд 13

Необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения: « Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут!» Дети рассказывают о рисунке, используя монологическую речь, составляют целые рассказы, имеющие предысторию, динамично сменяющееся действие и логическое объяснение всех изображенных объектов

Слайд 14

Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Прием - игра «Слово на ладошке» «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей обогащается словарь прилагательных. Перед рисованием снеговика дети «складывают» на ладошку красивые слова о пушистом снеге, о снеговике.

Слайд 15

Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи Занятия по развитию речи Основная деятельность – речевая Разные виды мыслительно-речевой деятельности: восприятие речи и самостоятельное оперирование речью Внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения

Слайд 16

Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи В зависимости от ведущей задачи : · занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); · занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множественного числа род. падежа); · занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению); · занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), · занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), · занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Слайд 17

Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи Занятия могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения. Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш , г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.

Слайд 18

Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи Интегрированные занятия построенны по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. чтение рассказа о птицах, коллективное рисование птиц рассказывание детей по рисункам.

Слайд 19

Развитие речи дошкольников на занятиях по математике Актуальные проблемы: - Формирование пассивного и активного словаря. - Совершенствование грамматического строя и связной речи. - Развитие умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.

Слайд 20

Развитие речи дошкольников на занятиях по математике Формирование пассивного и активного словаря: - Формирование обобщающих понятий, родственных слов. - Специфическая особенность словаря на занятиях по математике, – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно. - Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.

Слайд 21

Развитие речи дошкольников на занятиях по математике Совершенствование грамматического строя и связной речи. Проблемы : - Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых предложений, с неправильным употреблением окончаний. - Неумение детей заканчивать смысловую программу предложения. - Развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы телевизионной рекламы, низкосортных мультфильмов и шоу.

Слайд 22

Развитие речи дошкольников на занятиях по математике Четвёртый лишний

Слайд 23

Развитие речи дошкольников на занятиях по математике Развитие умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки: - Формулировка ответов полным предложением. - Упражнения на постановку вопроса. - Словесно-логические игры . - Вопросы-ловушки . - Задачи-шутки . - Логические заключения.

Слайд 24

Развитие речи дошкольников на занятиях по математике Условия успешного речевого развития. - Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; к речевому общению между собой. - Давать детям образцы правильной литературной речи. - Обеспечивать развитие звуковой культуры речи детей. - Обеспечивать детям условия для обогащения их словаря. - Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи. - Развивать у детей связную речь. - Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. - Создавать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей.

Слайд 25

Примеры Геометрический театр

Слайд 26

Потрогать – обследовать, сопровождая словами, либо по словесной инструкции Понюхать и попробовать (например, в совместной деятельности с родителями – испечь печенье в виде фигур, цифр) Создавая дополнительный эмоциональный фон – с помощью художественного слова, музыкальных произведений – мы помогаем, что называется «упасть зерну на взрыхленную почву», т.е. прочнее усвоить то или иное понятие Вопросы, требующие развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы катить, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»

Слайд 27

Примеры Пересказ по схемам-опорам либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», « Цветик-семицветик »

Слайд 28

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи; изобразительной деятельности; математике и т.д.

2 слайд

Дошкольный возраст — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с окружающим,  развитие речи, обучение грамоте, математика  и другие виды занятий дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми.

Полноценное развитие детей

в любой из образовательных

областей невозможно

  • без речи,
  • без общения,
  • без коммуникативной

деятельности.

3 слайд

ФГОС ДО Целевые ориентиры

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

4 слайд

Задачи речевого развития (программа):

Овладение речью, как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

развитие грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической;

развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

5 слайд

Образовательные области

Познавательное развитие 

вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.

Физическое развитие 

правила, команды, объяснения

Речевое развитие 

Художественно-эстетическое художественные образы, стихи, литературные тексты, обсуждения

Социально-коммуникативное использование речевых средств для реализации намеченных задач

6 слайд

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром.

Речь формируется в деятельности.

Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельность

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).  Она позволяет  детям познать окружающую действительность, выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.

7 слайд

Эти занятия доставляют  детям радость, создают положительный эмоциональный настрой.  Изобразительная деятельность способствует развитию  мышления, восприятия, воображения, мелкой  моторики,  что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка. Помимо этого занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.   Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Работы  В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности,  развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, языка, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Исследования  М.М. Кольцовой доказали, что  каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». И все речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Можно сделать вывод, что выполнение  различных манипуляций пальцами и руками во время лепки, рисования, аппликации  стимулирует деятельность центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка.

8 слайд

Развитие речи детей в процессе образовательной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • происходит обогащение и развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонематических  функций,  связной речи);
  • развитие номинативной (репрезентативной) функции речи;
  • осуществляется становление и развитие коммуникативной речи - как средства общения;
  • развивается регулирующая и программирующая  функции  речи;
  • совершенствуется эмоционально-выразительная сторона  речи.

 

9 слайд

Познавая и рассматривая различные предметы, называя их  и  обсуждая их свойства, происходит развитие номинативной (репрезентативной) функции речи: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия, ребёнок употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. 

Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений;

высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной, математической деятельности, способствуют этому.

10 слайд

Рисование «Овощи и фрукты»

Обсуждение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при их обследовании перед рисованием помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

11 слайд

Педагог,  обращая внимание детей на выразительность изображения, привлекает  образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.

На занятиях изобразительной деятельности успешно развиваются коммуникативные речевые навыки. Ведь между педагогом и ребёнком, а также непосредственно между детьми  ведётся диалог, возникают спорные ситуации, требующие словесного решения, идёт обсуждение целей и средств достижения результата.

12 слайд

 Для развития связной речи большое значение имеет использование художественного слова, оно:

Усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. 

Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. 

13 слайд

Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.

В старшем дошкольном возрасте  дети, демонстрируя  нарисованное, используя  монологическую речь, могут  составлять целые рассказы,  имеющие предысторию,  динамично сменяющееся  действие и логическое объяснение всех изображенных объектов.

Дети младшего дошкольного возраста «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить.

14 слайд

В процессе изобразительной деятельности  происходит яркое и действенное  воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Ведь занятия  строятся так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный рисунок, лепку, аппликацию.

Например.

Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.

Прием - игра «Слово на ладошке»

«Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».

С помощью этого приема у детей обогащается словарь прилагательных. Детская  номинативная речь преобразуется в богатую определениями, с образными и красочными характеристиками.

Непосредственное воздействие на эмотивную сторону речи происходит при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников, изделий народно-художественных промыслов, скульптур и различных композиций. В данном виде деятельности дети посредством точно построенных фраз отражают содержание и смысл  изображенных  объектов , выражают своё отношение к ним. Такие виды деятельности на занятиях ИЗО положительно

влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Оказывая многостороннее влияние на развитие детей,  рисование надолго становится ведущим видом деятельности.

15 слайд

Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи

Организованная образовательная деятельность  развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление, в свою очередь, органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения.

СВОЕОБРАЗИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Занятия по развитию речи и обучению грамоте отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью.

Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Своеобразием многих занятий по развитию речи является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

Результативность занятий по развитию речи определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.

16 слайд

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

в зависимости от ведущей задачи:

· занятия по формированию словаря (например, осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

· занятия по формированию грамматического строя речи (например, дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множественного числа род. падежа);

· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

· занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Другая классификация:

В зависимости от применения наглядного материала:

· занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

· занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

· занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется:

Близка к этому классификация по дидактическим целям , предложенная А. М. Бородич:

· занятия по сообщению нового материала;

· занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

· занятия по обобщению и систематизации знаний;

· итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

· комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

17 слайд

Чаще используются занятия комплексного характера. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному:

ü связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;

ü связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;

ü связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.

18 слайд

Положительную оценку в практике получили интегрированные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Заканчивая тему о видах занятий по развитию речи:

По количеству участников можно выделить занятия :

фронтальные,

со всей группой (подгруппой) ,

индивидуальные.

Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям

19 слайд

На занятиях по математике

Развития речи детей дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП

Актуальные проблемы:
- Формирование пассивного и активного словаря.
- Совершенствование грамматического строя и связной речи.
- Развитие умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.

20 слайд

Формирование пассивного и активного словаря:
- Формирование обобщающих понятий, родственных слов. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
- Специфическая особенность словаря, который усваивают дети на занятиях по математике, – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.
- Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.


21 слайд

Совершенствование грамматического строя и связной речи.

Проблемы:

- Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых предложений, с неправильным употреблением окончаний.
- Неумение детей заканчивать смысловую программу предложения.
- Развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалитишоу.

22 слайд

Дидактическая игра «Четвёртый лишний?» ( что лишнее, найди лишний предмет)

23 слайд

Развитие умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки:
- Формулировка ответов полным предложением.
- Упражнения на постановку вопроса.
- Словесно-логические игры.
- Вопросы-ловушки.
- Задачи-шутки.
- Логические заключения.
24 слайд

Условия успешного речевого развития.
- Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; к речевому общению между собой.
- Задавать детям образцы правильной литературной речи.
- Обеспечивать развитие звуковой культуры речи детей.
- Обеспечивать детям условия для обогащения их словаря.
- Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи.
- Развивать у детей связную речь.
- Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Создавать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей.

25 слайд

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную. Для этого мы используем самые разнообразные приемы.

Формируя словарь, мы должны помнить, что одновременно с термином мы формируем и образ. Даже один неправильно сформированный образ ведет к искажению процесса коммуникации. Если произношение слова мы можем услышать и скорректировать сразу, то увидеть образ, который возникает в голове у ребенка мы не в силах.

Какими приемами мы можем помочь ребенку сформировать правильный образ слова?.. Прежде всего, задействуя основные органы чувств:

(Рассмотрим на примере геометрического театра)

  • Увидеть, проследить глазами (например, во время зрительной гимнастика)
  • Услышать – многократно, но из разных уст, с разной интонацией (попросите детей с хорошим произношением повторить за вами), у детей младшего возраста желательно отдифференцировать от сходных по звучанию слов: кружок – кусок, треугольник – игрушка, елочка и пр. (особенно полезно обращаться к отдельным гипоактивным детям)
  • 26 слайд

  • Потрогать – обследовать, сопровождая словами, либо по словесной инструкции (последнее важно для гиперактивных детей – ритм их успокаивает и организует)
  •  Хорошо бы и понюхать и попробовать (например, в совместной деятельности с родителями – испечь печенье в виде фигурок, цифр)

  • Создавая дополнительный эмоциональный фон – с помощью художественного слова, музыкальных произведений – мы  помогаем, что называется «упасть зерну на взрыхленную почву», т.е. прочнее усвоить то или иное понятие (особенно важно для леворуких детей).
  • Другой полезный прием: называть слово по частям (необязательно по слогам – можно и в музыкальном размере, и с паузами) и сопровождать речь движениями: кру-жок (дуги правой-левой рукой), треу-голь-ник (рисовать грани треугольника рукой), четы-реху-голь-ник и т.п.

Для формирования связной речи широко используются такие приемы:

  • упражнение «На что похоже?»
  • вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»

27 слайд

  • Пересказ по схемам-опорам либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик»
  • Сочинение сказок по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения.
  • Задание, придумываемое ребенком по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4? – спрашивает педагог, а затем говорит: Придумай свой вопрос, но с одним вариантом ответа».
  • Игра «Волшебники»: нужно изменить одно слово в предложении, чтобы изменить картинку на фланелеграфе, например: Красный треугольник выше синего квадрата.
  • Разыгрывание ситуаций для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Путешествие» и др.
  • Рефлексия – показывает владение ребенка речью, уровень сформированности связного высказывания.

Таким образом, в курсе математики для дошкольников развитию мышления неразрывно сопутствует развитие речи, включающее формирование умений слушать, связно и доказательно говорить.

28 слайд

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Времена года» в средней группе. (с элементами развития речи, изобразительной деятельности и ИКТ)

Цели:1.Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах;2. Закрепить знания о жизни животных и птиц в разное время года;3.Продолжать учить, правильно, называть детенышей животных, место их ...

Презентация "Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника и представляет большие возможности для решения м...

Комплексное занятие по развитию речи изобразительная деятельность "Три медведя"

Программное содержаниеЗакрепить технику рисование предмета круглой формы; закрашивание этой фигуры, не заходить за линии; пользование кистью;Закреплять и уточнять знания  цветов (красный, синий, ...

Презентация:"Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

Содержание этой темы предусматривает развитие творческих сенсорных способностей. Формирование художественно-образных представлений и координации зрительно-двигательной  системы ребёнка....