Рабочая программа кружка "Юные поэты"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Даниленкова Елена Петровна

Кружковая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_poety.docx49.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко»

г. Смоленск

Рабочая программа по дополнительному образованию

«Юные поэты»

Подготовительная группа № 3

Воспитатель Даниленкова Е.П.

2 раза в месяц по 30 минут.

                                               Актуальность

 Подбор рифм к слову поиск эпитетов и развитие сюжета стихотворения, составление     каламбурных и смешных лимериков, загадок и небылиц -

это, наверное, самое прекрасное времяпрепровождение с ребенком.

Это очень интересно и полезно.

Маленький человек развивается, он ищет рифму, ловит её и создаёт свой собственный маленький шедевр.

Это необходимо не только для общего развития, но и способствует развитию воображения, мышления, памяти, повышает самооценку.  Пробуждает чувство прекрасного и обогащает словарный запас. А полет фантазии, как известно, очень важно для молодого ума.

Цель – развитие у дошкольников речевых умений и навыков. Формирование чувства рифмы, развитие поэтических способностей.

Задачи:

Познакомить детей с различными стихотворными формами: буриме, лимерики (частушки), стихотворением;

• пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;

• помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения рифмой;

• организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут

применять полученные знания;

• развивать творческое воображение, фантазию в процессе подбора рифм;

• воспитывать внимание той стороне речи, которая связана с добром,

уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

Предполагаемые результаты

Занятия в кружке помогут развить индивидуальную творческую

деятельность детей, будут способствовать объединению детей, их умению

взаимодействовать между собой и педагогом; обогатят детей новыми

знаниями в области речи; будут способствовать развитию внимания,

усидчивости, памяти и мышления, а также творческого воображения.

В основе занятий кружка лежат принципы, присущие занятиям в разных видах

деятельности:

учет возрастных особенностей подготовительных дошкольников;

принцип комплексного подхода;

принцип сочетания различных форм организации деятельности.

игровой принцип;

принцип без оценочного позитивного принятия ребенка.

Критерии результативности обучения:

  • дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
  • умеют создавать короткие стихотворения, загадки, буриме и лимерики, используя выразительных средств языка;
  • используют полученные навыки в самостоятельной деятельности;
  • развито творческое воображение, фантазия в процессе подбора рифм.

Перспективный план

Название темы занятия

Цель деятельности

Краткое содержание образовательной деятельности (речевые игры и упражнения)

Сентябрь

1

«Путешествие по миру поэзии»

Создание условий для развития умения понимать содержание стихотворений. Создание условий для развития умения давать характеристику содержанию стихотворений

Определение содержания стихотворений, их настроения. Подбор синонимов, антонимов, эпитетов.  Подбор синонимов, антонимов, эпитетов. Восприятие стихотворений посредством аудиозаписей. Умение давать описание прослушанному поэтическому произведению

2

«Рифмы и слова»

Создание условий для развития фонематического слуха, развитие умения подбирать рифмы

Подбор слов с использованием рифм. Дидактические игры: «Подскажи подходящее слово», «Помоги волку вспомнить слова-приятели», «Назови лишний звук», «Помоги тигренку найти рифмующиеся слова»

Октябрь

3

4

«Абракадабра из слогов»

«Эта буква заблудилась»

Создание условий для развития умения четко произносить слоговые ряды в отраженной речи 

Пополнение словарного запаса посредством рифмы.

                                       Ноябрь

  Одной из рифмуемых единиц является слог, исключается смысловой аспект. Дидактические игры: «Абракадабра», «Назови пары слов»

Звуковой состав слова; слова-паронимы. Дидактические игры: «Аплодисменты», «Склад – не склад», Эхо (слоговые ряды),

«Слушай и называй», «Узнай слово»

5

«Разноцветные вагончики»

Создание условий для развития умения слышать и понимать рифму

Деление слова на слоги; подбор рифмы к заданному слову. Дидактические игры: «Конец слова за тобой», «Пирамида», «Живая сценка», «Веселые мячики», «Говори, не задерживай», «Слоговой поезд».

6

«Эти рифмы – просто чудо»

Создание условий для развития представлений о рифме и умение работать с ней

Прослушивание аудиозаписей стихотворений. Дидактические игры: «Рифмы», «Добрый слон», "Поймай рифму"

Выход кружка: чтение стихов о маме

Декабрь

  7

«Составление загадок»

Создание условий для развития умения разгадывать загадки в стихах посредством рифмы

 Создание условий для развития умения сочинять загадки

 Разгадывание загадок, ответы на которые являются рифмой; подбор рифм к словам по их толкованию; Разгадывание загадок -обманок. Дидактические игры: «Отгадай загадку»,  «Исправь ошибки»

Речевая игра: «Закончи загадку», «Поймай рифму»

8

«Сочинение загадок на новогоднюю и зимнюю тематику»

Создание условий для развития умения сочинять небольшие загадки  на заданную тему

Оформление  загадок собственного сочинения про новый год (рисунок)

Выход кружка: пополнение личных сборников тематикой -   «Волшебство под Новый год»

                                                                             Январь

9

«Знакомимся с буриме»

«Играем с буриме»

Создание условий для: развития представлений о таком стиле, как «Буриме», умения создавать рифмованные тексты в «шуточном» стиле

Знакомство с моделью составления буриме; составление рифмованных текстов в стиле буриме. Речевая игра: «Заданные рифмы»

Упражнения по составлению буриме по темам и смыслам.

10

«Составление буриме»

Создание условий для развития умения сочинять буриме

Составление буриме на предложенные темы: «Про мамочку», «Про бабушку», «Про сестру», «Про тетю»

                                                                                   Февраль

11

«Знакомство с лимериком»

Создание условий для: развития представлений о необычном стиле «Лимерик», умения создавать рифмованные тексты в стиле нелепицы

Знакомство детей с моделью составления лимерика; составление рифмованных текстов в стиле нелепицы. Речевая игра: «Составление лимериков» 

12

«Сочинение лимерика»

Создание условий для развития умения сочинять лимерики

Сочинение лимериков на следующие темы: «Мой папа», «Мой дедушка»

 

Март

13

 «Рифмованные тексты»

Создание условий для: развития умения создавать варианты рифмованных текстов

Пополнение словарного запаса. Речевые игры: «Придумаем рифмованные строчки», Рифмы-миниатюры 

14

 «О ком? О чем?» 

 Создание условий для развития умения анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте

Воспитатель читает небольшие стихотворения. Предлагает детям ответить на вопросы: - О каком объекте идет речь?

- Какими признаками наделен объект?

- Какие действия он совершал?

- Какой вывод сделал автор?

Выход кружка: выступление на празднике «8 марта»

Апрель

15

«Цветики»

Создание условий для закрепления умения составлять рифмованные тексты

Сочинение стихотворения, лимерика, буриме  (по выбору ребенка). Тема про дружбу

16

«Сочиняем продолжение стихотворения»

Создание условий для пополнения словарного запаса посредством рифмы

Речевые игры: «Пирамида», «Закончи двустишие словами, подходящими по смыслу и значению», «Назови первый звук в рифмующихся словах», «Подбор слов с использованием рифмы», упражнение «Продолжи начатое»

Май

17

«Стишок про нас»

Создание условий для развития умения составлять рифмованный текст коллективно

Сочинение стихотворения, (по выбору ребенка) на предложенные темы:  «Моя любимая семья», «Увлечения семьи», «Моя большая семья (генеалогическое древо)»Подбор прилагательных, антонимов, синонимов.

18

«Представление лимерика, буриме или стихотворения собственного сочинения»

 Создание условий для развития умения интонационно выразительно рассказывать стих, буриме, лимерик 

Пополнение и представление личных сборников стихов детей.

Выход кружка: создание сборника стихов 

                                   

                                                                                       

                                                                                             

                                                                                        Словарь.

Лимерик – стихотворный жанр, пятистишие с абсурдным содержанием.

Буриме  -  литературная игра слов на заданные темы и рифмы.

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но отличающиеся лексическим значением.

Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.

Антонимы – слова, имеющие противоположные лексические значения.

 Синонимы – слова, разные по звучанию, но похожие по значению.

                                                  Приложение.

           Игры, упражнения и задания, используемые при проведении

                                            кружковой работы.

                                                     Игра «О ком? О чем?».

Цель:

Учить анализировать структуру стихотворения.

Игровой мотив:

Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:

  • О каком объекте идет речь?
  • Какими признаками наделен объект?
  • Какие действия он совершал?
  • Какой вывод сделал автор?

Итог:

Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.

                                       

                         Игра «Отгадай по признакам».

Цель:

Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).

Игровой мотив:

Загадывание объектов.

Ход игры:

Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

Итог:

Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.

                      Игра «Найди и объясни противоположные слова».

Цель:

Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.

Игровой мотив:

Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет худа без добра.

Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.

Итог:

Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.

                                             Игра «Придумай словосочетание».

Цель:

Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Игровой мотив:

Волшебник «Наоборот».

Ход игры:

Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия

Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.

Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.

Итог:

Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.

                                                  Игра «Доскажи словечко».

Цель:

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Игровой мотив:

У воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Итог:

Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.

                                                Игра «Склад — несклад».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Игра с мячом или другим предметом.

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Итог:

Ребенок умеет подбирать рифму к слову.

                                                   Игра «Чистоговорки».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Игровой мотив:

Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Ход игры:

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:

Са – са – са –

Прилетела в сад оса.

Ща – ща – ща –

Мы нашли в траве клеща.

Итог:

Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.

                                                   Игра «Сочини дальше».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Соревнование команд.

Ход игры:

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

Итог:

Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.

                                                     Игра «Исправь меня».

Цель:

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Игровой мотив:

Исправления ошибок воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Итог:

Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.

                                     Игра «Сочиним стишок и его запишем».

Цель:

Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами.

Ход игры:

Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.

Примечание:

  • схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
  • на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.

Итог:

Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.

                                     Давайте создавать лимерики.

Лимерик состоит всего из 5 строк. Первая, вторая, пятая строки – трехстопные, третья и четвертая – двустопные.  Сюжетно лимерик строится  по двум вариантам.

Вариант 1.

1 строчка -  кто и откуда  (пол и возраст из местности),

2 строчка – какой?  (обладает качеством),

3-4 строчка  – которое проявляется  как …,

5 строчка – что вызывает реакцию людей…

Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»

 

 Вариант 2.

1 строчка – Кто и откуда? (пол, возраст из местности),

2 строчка – Что сделал? (совершает поступок),

3 – 4 строчка -  Что из этого получилось? ( который приводит к последствиям),

5 строчка – реакция на этот поступок . Причем, виде конец последней строки повторяет конец первой.

 ***

Один старичок на Багамах
Валялся в лиловых пижамах.
Он ел свое манго
Под музыку танго -
Счастливый старик на Багамах!

 ***

Один старичок из Макао
Макал свои туфли в какао,
А белый жилет
Он макал в винегрет -
Весёлый старик из Макао!

 ***

Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме!

Сочиняя  лимерики надо  следовать  определенному размеру и системе рифмовки, но главное в лимерике — заведомая бессмыслица, сгущенная до такой степени, что становится смешно.

Лимерики - это прекрасная возможность развивать творческие способности ребенка,  приобщать его к миру литературы и мирового искусства. 

   Рифмовки-чистоговорки, буриме и кое – что ещё...

  - Ча-ча-ча, мы были у… - Врача!

 - Жа-жа-жа, в лесу нашли… - Ежа!

- От-от-от, мурлычет рыжий… - Кот!

- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…

По тропинке мы идем

Ни за что не упадем!

 Над цветком летает пчелка.

 Мне смотреть мешает челка…

                                      Стихотворение Абракадабра

Бывает так, что у малыша не получается рифмовать слова. Ну не понимает он, что такое рифма, и все тут. Попробуйте поступить следующим образом. Возьмите какое-нибудь хорошо известное стихотворение и перескажите его “своими словами”. Например, вот так: Хозяйка бросила зайку. Зайка остался под дождем. Не мог слезть со скамейки, Промок весь до ниточки. Спросите у малыша: это стихотворение? Нет! А почему? Да потому что рифмы в нем нет. Теперь переставляем слова, и все становится на свои места. Найдите вместе с малышом рифмующиеся слова: хозяйка-зайка, не мог-промок. Поиграйте в эту игру-переставлялочку, сначала “портя” стихотворение, а потом его исправляя.

 Аплодисменты

 Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются.

 Песок-носок: хлоп!

Стол-стул: ручки вверх!

 «Четвертый лишний»

Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке “мимоза, берёза, коза, заноза”, лишнее слово, понятно, “коза”.

 Рифмованное лото

 Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных бумажных листов “для записей” и крупно напишите на каждом по одному слову. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.

«Поймай рифму»

Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д.

                                               Чудо-шарады

 Следующая наша забава – шарады. В них заданное слово делится на несколько частей, каждая из которых – самостоятельное слово: фа-соль, верх-ушки и т.п. В старых детских журналах этой полезной игре отводилось много места. И неспроста. Шарады – замечательное задание на сообразительность и эрудицию. Отгадывание подобных загадок помогает глубже понять родной язык и его многообразие. А мы с вами попробуем шарады сочинять, а потом загадывать их папе. Пусть поломает голову! У шарад существует множество разновидностей. Самая популярная среди них – анаграмма. В ней слово отыскивается путем перестановки букв. Вот пример: В моря и океаны Пускаю я фонтаны. Наоборот напишешь – В часах меня услышишь. (кит-тик) Для того чтобы написать анаграмму, нужно подобрать сначала пару слов, а потом на ее основе придумать стихотворение-пояснение. (насос-сосна, липа-пила, умница-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово).

 Поиграем в буриме?

 Кроме описанных игр, есть и другие, пришедшие к нам из далеких времен, когда любой хорошо образованный человек был немножко поэтом. Такие стихи писались в кругу близких людей, использовались как подарки друзьям. «Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы.  И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Для малышей используйте рифмы попроще: зайка-стайка-шкатулка-булка. Вот что может получиться:

 На полянку вышел зайка.

 Видит – там синичек стайка.

 Он открыл свою шкатулку,

 Дал синицам с маком булку.

 А потом можно и посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом. Интересно играть в буриме, используя рифмы из известных детских стихотворений. Ну-ка, попробуем сочинить свой вариант из цепочки: на пол-лапу-брошу-хороший или в норке-замолчи-корки-свечи. А можно поиграть в “угадалки”, попросив малыша вспомнить, в каком стихотворении встречались эти рифмы. Одной из разновидностей буриме является монорим (от греч. monos – один и франц. rime - рифма). В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Можно придумывать строчки по очереди. Например, выбираем слово “утка” и сочиняем такое стихотворение:

 Жила-была на свете утка,

Она любила незабудки.

 Они цвели в ее желудке.

 А это, знаете, не шутки!

 Однажды в гости на минутку… … ну, и так далее.

 Наверняка малышу будет интересно сочинить вместе с вами акростих. Это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово:

 Маленькая девочка

 Абрикосы кушает

 Шаловливой белочкой.

 Ах, меня не слушает!

Попробуйте обыграть имя малыша и его друзей или придумать акростих в подарок папе или бабушке. Разновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы. Вот где потребуется большой словарный запас:

Летит лиловый лепесток,

 Легкий летний лоскуток

Используемая методическая литература

  1. В.Т .Кудрявцев «О смысле детского словотворчества»
  2. В.Т. Кудрявцев «Детский сад от А до Я»-2005г.
  3. О.С. Ушакова «Придумай слово»
  4. О.С. Ушакова «Развитие словесного творчества детей 5-6 лет» 2000г.
  5. В.Д. Прокопьева Занятия с логопедом «Учимся сочинять стихи и загадки»
  6. А.Г. Лерман «Шпаргалки для мам. Сочиняем стихи»
  7. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская «Азбука общения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный поэт"

Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста   стихотворчества как средства  развития  речи, чувство рифмы, воображения,  нестандартного мышле...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...