Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя "Весна.8 марта"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Олейникова Маргарита Юрьевна

Конспект занятия состоит из трех логически - последовательных  частей: вводная, основная и заключительная часть. Занятие представлено в форме игровых заданий и упражнений. Присутствует наглядность в форме иллюстраций и презентации. 

I. Вводная часть, вступительное слово

 

Ребята, после какого времени года наступает зима?

Назовите первый месяц весны?

Назовите месяцы весны по порядку?

Назовите весенние приметы?

 

(День стал длиннее, просыпаются животные после долгой спячки, птицы прилетают из южных стран, весело щебечут птицы, тает снег, появляются проталины, показались подснежники, появились почки на деревьях). 

Какой праздник мы отмечаем весной? (8 марта)

Чей праздник 8 марта? (праздник мам, бабушек, сестер, теть, подруг и всех женщин).

 

В первый месяц весны, 8 Марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам, бабушек, сестёр, тётушек, подруг). Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мама учит нас быть мудрыми, заботится и оберегает нас. У мамы, самые добрые и ласковые руки. У мамы, самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд и ее забота. В этот день поздравляют всех женщин с праздником. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам, бабушек и сестренок с этим праздником.

 

II. Основная часть

1.    Дидактические игры «Что делает мама»

Мама моет посуду на кухне. Мама  готовит. Мама убирает, занимается уборкой. Мама гладит. Мама стирает руками. Мама стирает в стиральной машине. Мама шьет, зашивает, вяжет. Мама купает братика, ребенка. Одним словом – мама заботится о своих детях, семье.

2.    «Один несколько», «Один – много».

Мама – мамы, много мам.

Бабушка – бабушки, много бабушек.

Сестра – сестры, много сестер.

Тетя – тети, много теть.

Подруга – подруги, много подруг.

Подснежник – подснежники, много подснежников.

Букет – букеты, много букетов.

Подарок – подарки, много подарков.

Цветок – цветы, много цветов.

 

2. Дидактическая игра «Закончи предложение»

У каждого малыша есть … (мама).

На свете очень трудно жить без … (мамы).

На праздник мы дарим подарки и цветы … (маме).

Каждый человек любит свою … (маму).

Я люблю гулять со своей … (мамой).

Я очень горжусь своей … (мамой).

Действительно, ребята, самое прекрасное слово на земле – мама.

 

3.  Дидактическая игра «Какая?».

Мама (Какая?) (Добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, весёлая, ласковая, заботливая, мудрая,  умная). А может ли быть мама строгой? Почему она бывает строгой?

 

4. Дидактическая игра «Назови ласково»:

Мама – мамочка, мамуля, матушка.

Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

Сестра – сестричка, сестрица, сестренка.

Тетя – тетушка, тетенька.

 

5. Дидактическая игра «Расскажи, что мама делает»

мама – работает, заботится, помогает, читает, моет, убирает, шьет, готовит, гладит.

Логопед: Ребята скажите мне, вы знаете кем работают Ваши мамы?(Ответы)

Вот видите,  как много мы с вами назвали профессий.

Мы с вами поиграем в игру: «Угадайка?» Отгадывание загадок.

 

4. Загадки

В школе я ученый самый -

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке всё на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей. (Учитель)

 ♣

Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый! (Повар)

Мама - золотые руки -

Шьет рубашки, платья, брюки.

Папа, я, сестренка Света -

Все с иголочки одеты! (Портниха)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине! (Продавец)

Мама делает прически,

Подстригает челки.

Фены, ножницы, расчески

У нее на полке. (Парикмахер)

Мама может ставить банки,

Мазать ссадины и ранки.

Мама делает уколы

Всем ребятам

Мама лаской, добрым словом

Помогает стать здоровым! (Врач.)

У мамули карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что мать…. (Художник) 

 

Физкультминутка

Поднимите плечики,

Попрыгайте, как кузнечики.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Повернись вправо, влево,

Приседайте: вниз и вверх.

Вдох и выдох. Тишина.

Поработать нам пора.

 

5.Игровое упражнение «Исправь ошибку!» (физкультминутка)

Послушайте и исправьте ошибки:

Повар лечит, а врач готовит.

Портной строит, а строитель шьёт.

Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.

Учитель продает продукты и одежду, а продавец учит детей в школе.

6.Дидактическая игра «Посчитай – ка»

7. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».

Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.

Кому нужны эти инструменты?

Ножницы, весы, зеркало, расчёска.  (парикмахер)

Пила, таблетки, градусник, шприц.   (врач)

Сковорода, нож, половник, краски. (повар)

8. Составление рассказа о маме по плану.

План рассказа:

- Как зовут твою маму?

- Какая она? (описать внешний вид мамы: цвет глаз, волос и т. п.)

- Кем работает твоя мама (чем занимается дома)?

- За что ты любишь свою маму?

 

III. Заключительная часть, подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии? Какие приметы весны вы запомнили? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_marta.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

I. Вводная часть, вступительное слово

Ребята, после какого времени года наступает зима?

Назовите первый месяц весны?

Назовите месяцы весны по порядку?

Назовите весенние приметы?

(День стал длиннее, просыпаются животные после долгой спячки, птицы прилетают из южных стран, весело щебечут птицы, тает снег, появляются проталины, показались подснежники, появились почки на деревьях).  

Какой праздник мы отмечаем весной? (8 марта)

Чей праздник 8 марта? (праздник мам, бабушек, сестер, теть, подруг и всех женщин)

В первый месяц весны, 8 Марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам, бабушек, сестёр, тётушек, подруг). Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мама учит нас быть мудрыми, заботится и оберегает нас. У мамы, самые добрые и ласковые руки. У мамы, самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд и ее забота. В этот день поздравляют всех женщин с праздником. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам, бабушек и сестренок с этим праздником.

II. Основная часть

  1. Дидактические игры «Что делает мама»

Мама моет посуду на кухне. Мама  готовит. Мама убирает, занимается уборкой. Мама гладит. Мама стирает руками. Мама стирает в стиральной машине. Мама шьет, зашивает, вяжет. Мама купает братика, ребенка. Одним словом – мама заботится о своих детях, семье.

  1. «Один несколько», «Один – много».

Мама – мамы, много мам.

Бабушка – бабушки, много бабушек.

Сестра – сестры, много сестер.

Тетя – тети, много теть.

Подруга – подруги, много подруг.

Подснежник – подснежники, много подснежников.

Букет – букеты, много букетов.

Подарок – подарки, много подарков.

Цветок – цветы, много цветов.

 

2. Дидактическая игра «Закончи предложение»

У каждого малыша есть … (мама).

На свете очень трудно жить без … (мамы).

На праздник мы дарим подарки и цветы … (маме).

Каждый человек любит свою … (маму).

Я люблю гулять со своей … (мамой).

Я очень горжусь своей … (мамой).

Действительно, ребята, самое прекрасное слово на земле – мама.

3.  Дидактическая игра «Какая?».

Мама (Какая?) (Добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, весёлая, ласковая, заботливая, мудрая,  умная). А может ли быть мама строгой? Почему она бывает строгой?

4. Дидактическая игра «Назови ласково»:

Мама – мамочка, мамуля, матушка.

Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

Сестра – сестричка, сестрица, сестренка.

Тетя – тетушка, тетенька.

5. Дидактическая игра «Расскажи, что мама делает»

мама – работает, заботится, помогает, читает, моет, убирает, шьет, готовит, гладит.

Логопед: Ребята скажите мне, вы знаете кем работают Ваши мамы?(Ответы)

Вот видите,  как много мы с вами назвали профессий.

Мы с вами поиграем в игру: «Угадайка?» Отгадывание загадок.

4. Загадки

В школе я ученый самый -

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке всё на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей. (Учитель)

 ♣

Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый! (Повар)

Мама - золотые руки -

Шьет рубашки, платья, брюки.

Папа, я, сестренка Света -

Все с иголочки одеты! (Портниха)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине! (Продавец)

Мама делает прически,

Подстригает челки.

Фены, ножницы, расчески

У нее на полке. (Парикмахер)

Мама может ставить банки,

Мазать ссадины и ранки.

Мама делает уколы

Всем ребятам

Мама лаской, добрым словом

Помогает стать здоровым! (Врач.)

У мамули карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что мать…. (Художник) 

Физкультминутка

Поднимите плечики,

Попрыгайте, как кузнечики.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Повернись вправо, влево,

Приседайте: вниз и вверх.

Вдох и выдох. Тишина.

Поработать нам пора.

 

5.Игровое упражнение «Исправь ошибку!» (физкультминутка)

Послушайте и исправьте ошибки:

Повар лечит, а врач готовит.

Портной строит, а строитель шьёт.

Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.

Учитель продает продукты и одежду, а продавец учит детей в школе.

6.Дидактическая игра «Посчитай – ка»

7. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».

Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.

Кому нужны эти инструменты?

Ножницы, весы, зеркало, расчёска.  (парикмахер)

Пила, таблетки, градусник, шприц.   (врач)

Сковорода, нож, половник, краски. (повар)

8. Составление рассказа о маме по плану.

План рассказа:

- Как зовут твою маму?

- Какая она? (описать внешний вид мамы: цвет глаз, волос и т. п.)

- Кем работает твоя мама (чем занимается дома)?

- За что ты любишь свою маму?

III. Заключительная часть, подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии? Какие приметы весны вы запомнили? Какой праздник мы отмечаем весной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР в подготовительной к школе группе.

Программное содержание занятия :Обучение  детей выделению  на слух ранее изученных предлогов. Уточнение семантического значения сложных слов. Употребление существительных в творительном паде...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи. "Путешествие по космическим просторам"

Цель: Систематизация знаний детей о космосеКоррекционно-образовательные задача: Систематизировать и обобщить знания детей о космосе.Коррекционно-развивающие задачи:-Развивать слуховое и зрительное вни...