Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
    план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

    Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, который логопед разыгрывает вместе с детьми. В заняти присутствует множество игровых моментов, побуждающих детей к ответам, а также помогающих формировать лексико-грамматический строй речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx19.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР.

    Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в                   единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».

    Лексическая тема: «Дикие животные».

    Коррекционно-образовательные цели: уточнить представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные». Продолжать учить образовывать существительные родительного падежа в единственном и во множественном числе без предлога и с предлогом «у». Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные. Закрепить понятия о действии и предмете.

    Коррекционно – развивающие цели: развивать связную речь, речевой слух, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление, мимику, воображение, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

    Коррекционно – воспитательные цели: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование: наборное полотно, плоскостные изображения диких животных,  их детенышей, перья, игры «Чей силуэт?», «Найди маму», «Чей, чьё?», корзина с орешками, эмблемы с изображением диких животных.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Закрепление  понятий о действии и предмете).

    Дети и логопед стоят полукругом.

    -Ребята, давайте представим,

    Что в лес мы идем.

    Скажите, кого можно встретить там? (ответы детей)

    -А увидеть что можно в нем? (ответы детей)

    -Правильно все, молодцы вы, ребята!

    2. Психогимнастика.

    Вот мимо нас (дети выполняют соответствующие движения)

    Зайчишка скакал,

    Остановился, ушки прижал.

    Мимо летела старуха – ворона,

    Каркнула вдруг! –

    Испугался зайчонок!

    Весь задрожал, затрясся бедняга

    И пустился бежать без оглядки от страха.

    3. Развитие дыхания.

    А вот кто-то перья в лесу потерял.

    Скажите, кто мог бы оставить их тут? (ответы детей)

    Давайте подуем на них тихонько,

    Чтоб они смогли полетать легонько.

    4. Развитие психических процессов.

    Шел как-то по лесу Гном

    Было темно кругом.

    Увидел Гном силуэты зверей.

    Кого встретил Гном?

    Отгадайте скорей! (игра «Чей силуэт?)

    5. Развитие лексико-грамматического строя.

    (выставляются картинки животных, дети садятся на пенечки)

    -Ребята, смотрите, кто это здесь?

    -А где живут дикие животные?

    -Почему их называют дикими?

    -Давайте скажем кого же много в лесу? (полные ответы детей)

    -А я слышу какой-то плач. Это детеныши наших животных потерялись. Они сразу отыщут своих мам, если вы им поможете (игра «Найди маму», пример ответа детей: «У волчицы волчата»).

    Нашли мамы своих детей и отправились вместе на водопой.

    6. Развитие общей моторики.

    Жарким днем лесной тропой            -дети спокойно идут по кругу друг за     Звери шли на водопой.                       другом;

    За мамой лосихой топал лосенок,    - идут, громко топая;

    За мамой лисицей крался лисенок,  - крадутся на носочках;

    За мамой ежихой катился ежонок,  - приседают, медленно двигаются вперед;

    За мамой медведицей шел медвежонок, -идут вперевалку;

    За мамою белкой скакали бельчата,    -скачут вприсядку;

    За мамой зайчихой – косые зайчата,  -скачут на двух ногах;

    Волчица вела за собою волчат,            -крадутся;

    Все мамы и дети напиться хотят. –лицом в круг, делают движения языком.

                                                                            (Н.В. Нищева)

    7. Развитие лексико-грамматического строя речи.

    Однажды в лесу стали звери шуметь,

    Спорили громко лиса и медведь.

    Спорили так, что чуть не подрались,

    Спорили так, что сосны качались.

    Помогите, ребята, подскажите скорей:

    У кого есть копыта? У кого пушистая шерсть?

    У кого лапы? У кого щетина?

    У кого уши с кисточками?

    У кого рога? У кого иголки?

    У кого длинные уши?

    У кого когти? (пример, «У медведя есть лапы»)

    Разрешили звери спор

    И отправились домой.

    8. Развитие мелкой моторики.

    У лисы в лесу глухом         -загибают пальцы на обеих руках на каждого  Есть нора – надежный дом.          животного;

    Не страшны зимой метели

    Белочке в дупле на ели.

    Под кустами еж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры

    Хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет он лапу.

    Есть у каждого свой дом,   удары ладонями и кулачками поочередно.

    Всем тепло, уютно в нем.

                                                                   (Н.В. Нищева)

    9. Развитие лексико-грамматического строя речи.

    Ребята, звери хотят поиграть с вами в прятки. Сами они спрятались, а видны только их части тела. Назовите: «Чей, чья?»

    10. Итог занятия.

    Все вы дружно отвечали,

    Всем зверюшкам помогали,

    Были ловкими и смелыми,

    Были быстрыми, умелыми.

    И за все ваши старанья

    Звери очень благодарны.

    (дети находят корзину с орешками).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

    Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

    Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

    Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

    Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

    В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР

    Логопедическое занятие  по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР...