Роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Заморова Марина Игоревна

В статье раскрывается роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospit.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Аннотация: В статье раскрывается роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: развитие речи, трудовое воспитание, ознакомление с профессиями, дошкольники.

Трудовое воспитание обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. В детском саду детей привлекают к самостоятельному посильному труду, к наблюдению за трудом взрослых, объясняют значение труда, работы в жизни людей.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

В соответствии с ФГОС целью трудового воспитания является формирование положительного отношения к труду, формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, развитие способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда.

Задачи трудового воспитания определяются возрастом. В младших группах начинается приобщение детей к трудовой деятельности, в средней группе  осуществляется формирование у детей желания к посильному труду в процессе самообслуживания, в старших группах детей обучают различным трудовыми умениям, организуется труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, в подготовительных группах добавляется ручной труд, формируется осознанное отношение к трудовой деятельности [2, с. 24].

ФГОС ДО предполагает следующие виды труда: самообслуживание, хозяйственный труд, труд природный, ручной труд. По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

В процессе самообслуживания дошкольники самостоятельно одеваются, раздеваются, прибирают свою одежду в шкаф, собирают игрушки, учатся готовить свое рабочее место к занятиям и т.д.

Воспитатель привлекает детей к хозяйственному труду, в процессе которого дети наводят порядок в группе: протирают пыль, расставляют стульчики, моют игрушки, стирают кукольную одежду. В старших группах дети помогают накрывать на стол: расставлять бокалы, раскладывать ложки, хлеб и т.д. На участке дети убирают листья, мусор, подметают дорожки.

Важная роль отводится труду в природе. В уголке природы дети ухаживают за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, увлажняют. В ходе такой деятельности воспитывается уважительное отношение к природе. На участке детского сада дети учатся сажать цветы, поливать садовые растения, ухаживать за ними, убирать сорняки.

В детском саду важное место занимает ручной труд детей. В ходе ручного труда дет учатся делать аппликации, картины, сувениры, поделки, выполнять открытки.

Формирование познавательных интересов и трудовых операций должно осуществляться с учетом соответствия условий, требований, методов возрасту детей.

Трудовая деятельность благоприятно сказывается на развитии речи дошкольников. Дети знакомятся с названиями орудий труда, узнают их предназначение.

Повседневные наблюдения ребенка за различной работой, трудом людей составляет важное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать представление о трудовых функциях, операциях, о результатах труда [3, с. 84].

В процессе труда развивается диалогическая речь детей. При этом формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Большое значение имеет расположение детей в момент общения: важно, чтобы дети видели и слышали друг друга. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать, когда спросят, не перебивать товарищей.

Во время выполнения трудовой деятельности, работы педагоги должны говорить спокойно, комментируя действия детей и трудовые операции. Следует четко формулировать вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый однословный ответ ребенка следует повторить в развернутой фразе.

Например, во время одевания или раздевания с детьми разговаривать о том, что они одевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита или связана. Можно спросить детей о том, кто шьет одежду, кто делает обувь.

Развивая внимание к речи в процессе трудовой деятельности, педагог дает указания к работе и следит за правильностью их выполнения. Для развития активной речи дети должны отвечать на вопросы или рассказать о выполненном трудовом процессе.

Например, когда дети сажают семена лука, можно говорить о том, что они делают (копают ямку, бросают семечко, закапывают); чем копают (лопаткой), какая земля (влажная, черная, рыхлая).

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание к работе кухонных работников, поваров (кто работает на кухне, какие трудовые операции выполняет повар). Можно рассказать о посуде (стеклянная, фаянсовая, глиняная, деревянная, пластмассовая, алюминиевая), рассказать, где ее сделали. В рассказах употреблять названия, показать форму, окраску, рисунок, материал (из чего сделана, свойства (бьется).

Важно правильно организовать наблюдения за трудом взрослых, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Во всех ситуациях учитываются индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы. Очень важно пользоваться словестными поощрениями за правильный ответ, привлекая к нему внимание детей. Положительные примеры содействуют активизации речи у всех детей.

Одним из путей расширения словаря дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. Сюда детей знакомят с трудом окружающих их людей, видах и орудиях труда. Знания о трудовой деятельности людей будут выступать основой, базисом для речевого развития детей, формирования представлений о социальной действительности. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду [3, с. 14].

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться поэтапно, систематично, с опорой на образное мышление и положительные эмоции [30, с.65].  

Ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых.

Необходимо формировать у детей представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление с процессом труда может служить содержанием, на котором можно решать задачи речевого развития.

По мере ознакомления с трудом взрослых отношение детей к овладению трудовыми операциями будут становиться более осознанным. У детей возникнет стремление учиться тому, что не умеют делать.

Представления о социальной значимости труда являются предпосылкой выбора будущей профессии. Знакомясь с трудом взрослых путем наблюдений или с помощью словесных объяснений, ребенок узнает о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, средствах сообщения, в сельском хозяйстве [3, с. 14].

Жизнь ребенка протекает в социальной среде, в которой он наблюдает за работой водителей, таксистов, продавцов, экскаваторщиков, врачей и т.д. В играх ребенок стремится воспроизводить трудовые операции взрослых: играет в магазин, в больницу, в детский садик, в школу. Педагоги должны развивать познавательные интересы дошкольников к профессиональной деятельности людей, которые скрыты глазам детей. В играх педагог поможет воспроизвести деятельность библиотекаря, почтальона, работника банка. Игры помогут познакомить детей с видами предприятий. Например, сюжетно-ролевая игра «Производство хлеба», может показать, что над изготовлением хлебобулочных изделий задействованы различные производства. Педагог помогает организовать игру по подгруппам детей. Одна группа дошкольников работает в поле по посадке семян и сбору урожая. Другая группа занимается строительством элеватора и мельницы. Третья группа строит завод по производству хлеба. Четвертая группа сооружает магазин-булочную. Пятая группа занимается перевозкой зерна, муки, хлебных изделий. Наконец, шестая группа выступает в роли покупателей.  В ходе такой игры, дети наглядно понимают, как хлеб «приходит» в магазин, усваивают значение труда взрослых, понимают необходимость слаженной работы трудового коллектива. Ведь, если где-то какая-то группа не успеет с поставками, то хлеб во время не попадет в магазин.

Другим хорошим средством ознакомления детей с трудом взрослых является чтение художественной литературы. Такие рассказы Б. Житкова «Что я видел», стихотворения М. Маяковского «Кем быть?» и другие помогут познакомить детей с миром профессий и трудовой деятельности людей. После прочтения рассказа или стихотворения важно провести беседу о прочитанном, в ходе которой можно разъяснить детям значение многих слов, объяснить те или иные наименования профессий. Например, при чтении строк «Нужные работники – столяры и плотники», у детей может возникнуть вопрос: «Чем столяры отличаются от плотников?». Воспитатель может рассказать, что плотник в основном работает с бревнами, которые превращает в доски. А столяр делает уже из досок столы, стулья и другие предметы. Это более тонкая работа.

В стихотворении «Кем быть?» описывается каждое трудовое действие плотника. После прочтения воспитатель может задать вопросы:

- Чтобы бревно стало доской, какие нужно выполнить операции?

Дети отвечают, что нужно распилить бревна пилой, сделать из них тонкие доски. Затем эти доски положить на стол-верстак. Затем рубанком срезать сучки.

В этом небольшом отрывке детям встретится много незнакомых слов: «рубанок», «верстак». Воспитатель показывает иллюстрации, разъясняет назначение тех или иных инструментов.

В настоящее время детей можно знакомить с миром профессий и трудом взрослых посредством видео-презентаций. Информативный видео-ролик как нельзя лучше покажет тот или иной трудовой процесс. Например, воспитатель кладет перед детьми три предмета: чашку, ложку и блюдце. И просит рассказать о них. Дети называют свойства предметов, если знают (стеклянный, железный, фаянсовый). Далее воспитатель спрашивает, из чего и как делают посуду. Дошкольники затрудняются. Педагог показывает небольшой ролик о производстве фаянсового заварочного чайника на керамическом заводе.

После показа ролика, воспитатель спрашивает:

- Расскажите о том, что вы узнали?

- Как делают керамический чайник?

- Зачем обжигают посуду?

- Как вы считаете легко или трудно сделать керамический чайник?

После беседы воспитатель предлагает выполнить поделку посуды из пластилина, соленого теста или из глины. Таким образом, дети не только получают знания о производстве керамической посуды, но и пытаются на практике применить свои знания, выполнить поделку. В ходе трудовой деятельности, дети убеждаются, что необходимо много учиться и совершенствовать свои трудовые навыки, чтобы работа выходила качественной.

В целом, можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание, посредством самообслуживания, хозяйственного труда, труда в природе, ручного труда, организуется с целью  формирования положительного отношения к труду. Одним из средств развития речи детей, расширения хи словаря является трудовое воспитание и ознакомление с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых осуществляют посредством наблюдений, бесед, в ходе сюжетно-ролевых и дидактических игр, с помощью чтения произведениях художественной литературы, показа презентаций, видео-роликов о труде людей на заводах, в сельском хозяйстве. Знания о труде людей, беседы о значении трудовой деятельности обусловливают развитие и обогащение словаря дошкольников.

Список литературы

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособ. / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2001. – 288 с. 4.
  2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 136с.
  3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Консультация для родителей , как приучить своего ребенка читать...