«Это – я, это – мы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Исрафилова  Регина   Исрафиловна

-учить детей составлять небольшой рассказ о себе, пользуясь таблицей по мнемотехнике;

- закрепить знания детей о понятиях «имя», «отчество»; упражнять в употреблении своего имени и отчества;

- формировать умение чувствовать радость от своего имени, понимать свою индивидуальность; знать свои ласкательные имена.

- расширить словарный запас детей: отчество, прошлое, настоящее, будущее, свидетельство о рождении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_-_ya_eto_-_my.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с применением таблиц мнемотехники для старшей группы:

                                    «Это – я, это – мы».

Воспитатель: Абдулазизова Регина Исрафиловна.

Программное содержание:

-учить детей составлять небольшой рассказ о себе, пользуясь таблицей по мнемотехнике;

- закрепить знания детей о понятиях «имя», «отчество»; упражнять в употреблении своего имени и отчества;

- формировать умение чувствовать радость от своего имени, понимать свою индивидуальность; знать свои ласкательные имена.

- расширить словарный запас детей: отчество, прошлое, настоящее, будущее, свидетельство о рождении.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени.

Взгляните на панель управления машиной времени. Эти три значка указывают время: прошлое, настоящее и будущее (нарисованные фигурки младенца, ребенка и взрослого).

- Как вы думаете, какой значок отправит вас в прошлое, когда вы были совсем маленькими? (младенец).

- А на какую кнопку надо нажать, чтобы вернуться в настоящее, в сегодняшний день? (ребенок).

А с помощью какой кнопки можно попасть в будущее? (взрослый).

Воспитатель нажимает на кнопку «прошлое», звучит музыка.

- Мы попали в прошлое, когда вы только сто родились. Как же все обрадовались вашему появлению на свет! Но ребенку необходимо имя. И вот ваши родители выбрали для вас имена.

Игра «Назови свое имя». Дети становятся в круг. Из рук в руки передается какой-нибудь предмет. Тот, у кого он в руках, говорит: «Меня назвали…»

Вскоре у вас появился первый в жизни документ. Вот он – свидетельство о рождении (Показ). В этом документе записаны ваша фамилия, имя, отчество, место рождения; день, месяц и год вашего рождения, а также ваши родители. И каждый из вас один такой на всем белом свете, единственный и неповторимый, нет больше точно такого как вы мальчика или девочки.

- Детей часто называют уменьшительными, ласкательными именами.

- как ласково называют вас по имени ваши родные? Давайте соберем в корзинку ваши ласковые имена.

Игра «Назови ласково».

- Давайте пройдем к мольберту, на котором устроена фотовыставка вас маленьких. Давайте попробуем угадать вас на этих фотографиях.

- Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пора возвращаться в настоящее, в нашу группу.

Воспитатель нажимает на кнопку «настоящее», звучит музыка.

- Вы подросли, вам почти всем исполнилось 5 лет. У каждого свое имя, и вы чем-то похожи, а чем-то отличаетесь друг от друга.

Дидактическое упражнение «Мы похожи – мы отличаемся» (Дети сидят, повернувшись друг к другу).

- Чем вы похожи? (есть голова, руки, ноги, глаза, рот, уши).

- Повернитесь к своему соседу и скажите, чем отличаетесь? (одеждой; мальчики и девочки; цветом глаз; цветом и размером волос).

Послушать детей, их рассуждения.

- Что вы можете пожелать этому человеку, на которого сейчас смотрите? (Пожелания детей).

- А чего вы не пожелаете никому? (зла, горя, обид и т.д.)

- А чтобы вы еще больше узнали друг о друге, давайте составим небольшие рассказы о себе.

А поможет нам вот эта таблица.

Показ и объяснение по таблице мнемотехники «Немного о себе». Рассказы детей.

Далее динамическая пауза «Ровным кругом».

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно с Гошей

Сделаем вот так…

(Дети образуют круг, в центре- -водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании останавливаются и повторяют какие-либо движения за водящим. Затем игра повторяется с другим водящим).

- А теперь, не хотите ли заглянуть в будущее, в то время, когда вы станете большими?

Воспитатель нажимает кнопку, звучит музыка.

- А вот мы и в вашем будущем. Вы стали взрослыми людьми, получили образование, работаете. К вам обращаются теперь иначе.

В нашей стране, обращаясь к взрослому человеку, вслед за именем произносят отчество. Отчество от слова «отец». Если у Матвея папа Дмитрий, то Матвея будут называть Матвей Дмитриевич.

- Спросить у детей, как их будут звать по имени-отчеству (Дети рассуждают и называют).

Слушание стихотворения Н.Григорьевой «Не имя красит человека»:

Спорили мы очень долго,

Чье же имя красивей –

Александр, Владимир, Ольга,

Эдуард, Олег, Андрей?

- Ссориться так неприлично,-

Няня нам совет дала.

- И не имя красит личность-

Красят имя лишь дела.

Коль прославишься обманом,

Так вруном и будут звать.

Кто же станет хулигана

Александром называть?

Будешь ты без дела драться,

Будут звать все драчуном.

Станешь часто задаваться,

Прослывешь ты хвастуном.

Имена же ваши, знайте-

Все красивы – спору нет!

В чистоте их берегите,

Берегите с юных лет.

- Я думаю, что когда вы вырастете, никто не будет называть вас хвастуном, болтуном и другими обидными словами, а все будут относиться к вам уважительно и вы будете славить свое имя хорошими делами.

Пройдут годы, вы сами станете мамами и папами, и тогда уже вам придется выбирать имена для ваших деток.

- Ну что же, пора назад! Возвращаемся!

Воспитатель нажимает на кнопку, звучит музыка.

Мы много говорили сегодня о вас, о ваших именах. Но нас много, и мы в группе, как одна большая семья!

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе дети!

Вместе мы одна семья!

Вместе дружная семья!

- И я предлагаю вам сделать «Цветок наших имен» (Лепестки с именами спрятаны у них в партах, серединка цветка уже наклеена, каждый наклеивает свой лепесток с именем – коллективная работа).

- Какой замечательный цветок получился! Мы здесь как одна большая семья!

- Ну а как же без семейной фотографии на память? (Все вместе фотографируемся).

- Вот и закончилось наше путешествие на машине времени!

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?