Главные вкладки

    Программа по самообразованию Тема: «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»
    рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

    Пущиенко  Наталья Валерьевна

    Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает нравственное развитие,  приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Детский сад № 137»

    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей

    Программа по самообразованию

    Тема:

    «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»

    Воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 137»

    первой квалификационной категории

    Наталья Валерьевна Пущиенко

    г. Дзержинск

    Нижегородская область

    2015-2016 год

    Пояснительная записка

            Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

        Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

            Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

            Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

            Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает нравственное развитие,  приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию влияния устного народного творчества на нравственное развитие детей 3-4 лет.

    Задачи:

    1. Изучить психолого-педагогические основы развития речи детей 3-4 лет через устное народное творчество.
    2. Подобрать и апробировать методики исследования.
    3. Создание условий для формирования у детей 3-4 лет основ нравственного развития  через устное народное творчество.
    4. Ознакомление детей 3-4 лет с устным народным творчеством.
    5. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов.
    6. Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей соответствующего возраста с помощью произведений русского фольклора.

    Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

    • Повысить уровень развития речи у детей 3-4 лет через устное народное творчество;
    • систематизировать работу по формированию влияния устного народного творчества на нравственное развитие  детей 3-4 лет.
    • обеспечить развитие умения пересказывать устное народное творчество;
    • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
    • развить выразительность речи, творческие способности, любознательность, наблюдательность;
    • сплотить детский коллектив.

    Сроки

    Этапы работы

    Содержание работы

    Сентябрь -октябрь

    Подготовительный этап (теоретический)

    Формулировка темы, выделение актуальности проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей.

    Чтение методической, педагогической литературы, обзор в интернете информации по теме.

    Разработка программно-методического обеспечения процесса.

    Составление перспективного плана работы на год.

    Разработка конспектов занятий.

    Разработка дидактических материалов

    Мониторинг освоения детьми содержания работы после овладения детьми навыками рассказывания с помощью моделей.

    На протяжении всего года

    Основной этап      (практический)

    Образовательная работа  детьми в разных видах деятельности.

    Игровой.

    В индивидуальной беседе узнаём об ознакомлении детей 3-4 лет с устным народным творчеством в семье.

    Формировать представления детей  об устном народном творчестве (сказки, потешки, прибаутки, песенки, загадки и т.д.)

    Образовательная деятельность в режимных моментах.

    Активирующая наглядность: рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах.

    Создание предметно –развивающей среды, пособия , дидактические игры.

    Взаимодействие с родителями: консультации, памятки, совместная продуктивная деятельность родителей и детей по темам перспективного плана.

    Май

    Заключительный этап

    (результативно- итоговый)

    Мониторинг освоения детьми содержания работы основ нравственного развития детей 3-4 лет через устное народное творчество.

    Анализ проделанной работы.

    В течение года

    Внедренческий

    Использование своего опыта в дальнейшем процессе работы.

    План работы на год с детьми

    Месяц

    Тема

    Задачи

    Ноябрь

    Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба»

    • Вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем, разыграть по ролям сказку «Курочка Ряба».
    • Прививать интерес к драматизации.
    • Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения в исполнении сверстников.
    • Способствовать нравственному развитию, как средству устного народного творчества, активизировать словарный запас.

    Декабрь

    Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

    • Развивать согласованность движений обеих рук;
    • сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью детей;
    • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;  
    • развивать внимание, зрительное восприятие;
    • воспитывать нравственность и любовь к сказкам.

    Январь

    Отгадывание детьми загадок

    • Уточнять представления детей о загадках;
    •  отгадывать описательные загадки,
    • закреплять знания о характерных признаков домашних животных;
    • воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным;
    • воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя;
    • закреплять в речи названия животных, закрепить использование слов, обозначающих качества и действия животных.

    Февраль

    Кукольный театр по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица»

    • Инсценировка русских  народных сказок: «Курочка Ряба», « Репка» с использованием перчаточных кукол.
    • Знакомство с моралью сказки о дружбе, о нравственности на примере русских пословиц.
    • Воспитывать доброжелательность, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу.
    •  Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
    • Вовлечь детей принять участие в празднике.
    • Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

    Март

    Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Курочка ряба и десять утят»

    • Раскрыть младшим дошкольникам многообразие театральной игры;                          
    • привлекать детей к совместной театрализованной деятельности,
    • развивать связную речь, развивать воображение и мышление;
    • помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;
    • приобщать к сказкам посредством различных видов театра;
    • способствовать  проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

    Апрель

    Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись! »

    • Выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное и нравственное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

    Май

    Диагностика уровня освоения детьми знаний, умений и навыков.

    Формирование у детей знаний. Умений и навыков по данной теме.

    Работа с родителями

    Месяц

    Тема

    Сентябрь

    Папка – передвижка: «Роль фольклора в нравственном развитии  детей 3-4 лет»

    Октябрь

    Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

    Ноябрь

    Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей».

    Декабрь

    Консультация: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»

    Январь

    Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок»

    Февраль

    Просмотр кукольного театра совместно с родителями по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица»

    Март

    Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

    Апрель

    Досуг совместно с родителями «Солнышко, нарядись, красное, покажись! »

    Май

    Анкетирование родителей по теме

    Самореализация

    Месяц

    Тема

    Сентябрь-октябрь

    Изучение методической литературы.

    1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

    2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

    3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

    4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

    5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

    6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

    Ноябрь

    Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба».

    Январь

    Открытый показ НОД во второй младшей группе. Открытое занятие по развитию речи ( нравственное развитие) в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

    Февраль

    Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на нравственное развитие  детей 3-4 лет».

    Март

    Конкурс «Крепка семья - сильна Россия»

    Апрель

    Развлечение  «Весна – красна»

    Май

    Областной фестиваль семейного художественного творчества

    Литература

    1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
    2.  Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
    3. . Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
    4. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006
    5.  Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
    6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
    7.  Маршак С.Я. « Курочка ряба и десять утят».
    8. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009. 
    9.  Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду.Москва,2000 
    10.    Русская народная сказка «Курочка ряба»
    11.    Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
    12.    Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация» Детство-пресс,2012
    13.   Сомкова О.Н. Образовательная область «Социализация» Детство-пресс,2012 
    14.  Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008  

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

    Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....

    План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

    Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

             Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...

    Рабочая программа кружка детей 3-4 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» 2019 - 2020 уч.год

    Рабочая программа кружкадетей 3-4 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

    Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

    Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...