Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шарафан Ольга Григорьевна

Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstranspo.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»

Цель: Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».

Задачи: Закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный; развитие всех компонентов устной речи детей.

Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. 

Словарная работа:

Закрепление слов: водный, воздушный, наземный.

Дать новые слова: Мотоцикл, мотоциклист, водный, воздушный, наземный.

Индивидуальная работа:

Активировать малоактивных детей, развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная,

Методы и приемы: Наглядный – показ иллюстраций, игровые действия. Словесный - художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей. Практический - игровые упражнения.

Материалы: Предметные картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, море, небо с облаками. Картинки-паззлы. Раскраски-виды транспорта.

Предварительная работа: Чтение «Маша и Ойка» Софьи Прокофьевой. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», наблюдения на прогулке, беседа, дидактические игры.

Ход

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг, ты мой друг .

Саша друг и Женя друг.

Артёмка друг и Лия друг.

Ира друг и Ваня друг.

Давайте за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Доброе утро!

Хорошего настроения!

Ребята, для нас пришло письмо-прочитаем!

Письмо от ОЙКИ

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ойка. Мои друзья затеяли строить новый дом и попросили меня доставить все необходимые материалы на стройку. Привезти материалы на велосипеде не получилось! Но я слышала, что есть какие-то транспортные средства, которые летают по воздуху, плавают по рекам. Расскажите мне об этом, помогите разобраться. Какой транспорт бывает и для чего он предназначен. На каком транспорте я могу привезти материала на стройку? Жду ответа. Ваша Ойка.»

Воспитатель: Дети, вы готовы помочь Ойке и рассказать ей все, что вы знаете о транспортных средствах.

Дети: Да, готовы!

Воспитатель: Само слово «транспорт» означает перемещение. Поэтому транспортом называется обычно то, что перемещается в пространстве : ездит, летает, плавает. И при этом перевозит грузы и людей.

Воспитатель обращается к детям: Я хочу знать, кто у нас в группе самый находчивый, сообразительный и воспитанный. Я буду загадывать загадки и задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку, отвечать хором нельзя.

Послушайте загадки:

- Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек.

Лишь оставили дымок….

Дети: Это поезд.

- Стальная птица.

В небеса стремится

А ведет ее пилот

Что за птица… (самолет)

-Без разгона ввысь взлетало,

Стрекозу напоминало.

Отправляется в полет,

Что же это?.... (Вертолет)

-Я важная машина

Есть кузов и кабина

Вожу любые грузы по ленточкам дорог

И парты и арбузы

Я вам доставлю в срок…. (грузовик)

-Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем (велосипед)

(После того, как дети разгадают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации)

Воспитатель: Дима, назови пожалуйста, все слова отгадки?

Настя, как думаешь, как отгадки можно назвать одним словом? А ты Лия, как думаешь? А ты Ира? Вы согласны ребята? Верно, молодцы! Это транспорт!

Предлагаю поиграть в игру. (Физ. минутка-дети определяют вид транспорта и собираются в группы).

«Распредели транспорт верно»

Дети, давайте определим, к каким видам транспорта  относятся картинки. У меня есть 3 рисунка, которые обозначают виды транспорта;

- вода-отвечают дети: (водный транспорт)

-земля-отвечают дети:  (наземный транспорт)

-воздух-отвечают дети:  (воздушный транспорт)

Например: Автобус –кто вспомнит, какой вид транспорта и почему (поезд, самолет, пароход)

Перед детьми на доске вывешиваются карточки с изображением воды, земли, воздуха, а детям раздаются маленькие иллюстрации- карточки с транспортом,

Воспитатель просит детей назвать и соотнести к нужной категории.(Распределиться на группы).Посмотрите, пожалуйста, друг на друга: все правильно распределили свой транспорт, кто ошибся?! (ответы детей).

Дети, как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек?

Дети: Управляет человек.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение».

Я начну предложение, а вы закончите.

Поездом управляет кто? (машинист)

Самолетом (пилот)

Машиной (шофер)

Велосипедом (велосипедист)

Кораблем (капитан)

Мотоциклом (мотоциклист)

«Чем управляет»

Машинист (поездом)Велосипедист, пилот, шофер, мотоциклист, капитан.

Воспитатель: А теперь ребята, покажем, на каком транспорте Ойка доставит свой груз на стройку.

У вас на столах паззлы (один паззл на стол). Нужно сложить его, работая в парах, вместе и дружно!

Воспитатель предлагает 2 детям, описать транспорт, и сказать на каком транспорте Ойка доставит свой груз.

Воспитатель: А теперь дети, попробуйте назвать предмет ласково:

-Самолет (самолетик); машина, корабль…

Замечательно, вы снова меня порадовали. А сейчас, мы немного отдохнем и нас ждут новые, интересные игры.

Пальчиковая гимнастика «Шофер»

Приготовили ручки, посмотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.

Целый день шофер трудился (ребро-ладонь)

Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли)

Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному)

Камни, бревна и песок.

Перевез он все на стройку (круговое движение подушечками пальцев)

И отправился на мойку (движения «мытья ладошек»)

Воспитатель: Послушайте следующее задание. «Как передвигается транспорт». Я начну предложение, вы должны его закончить:

-Пароход плывет, а машина…- едет, Трамвай едет, а самолет…- летит,

Самолет летит, а автобус…-- едет, пароход плывет, а поезд…- едет.

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Следующее задание на внимательность. Игра «Летает- не летает»

Ребята, я буду показывать картинки, если воздушный транспорт- вы произносите «гул мотора УУУУ», а если наземный то- «шум колес ШШШШ»

Вертолет – УУУ.

Автобус- ШШШШ.

Самолет, машина, катер, ракета, корабль, лодка, велосипед и т.д..

Воспитатель: Молодцы!

Дети, что мы сегодня изучали. Какие виды транспорта, вы знаете. На каком транспорте Ойка может доставить грузы на стройку.

Вы сегодня хорошо работали на занятии, поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания. Воспитатель раздает раскраски автомобиль.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В мире транспорта»

Цели:Образовательная: учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства, продолжать учить детей составлять описательный рассказ, закреплять знания о сигналах светофора.Развивающая: в ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Транспорт"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе . Тема "Транспорт"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Транспорт"

План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками средней группы. Занятие помогает познакомить детей с видами транспорта: наземный, водный, воздушный.Цель: "образовательна...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Виды транспорта»

Задачи:развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения - наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.упражнять в навыке находить признаки различия и сходс...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»Программное содержание: Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, Методы и приемы: Наглядный &nda...