Статья по теме : "Кинетический песок,как метод развития речи у дошкольника."
статья по развитию речи

Чуринова Диана Алексеевна

В статье рассказано,о полезных свойствах  кинетического песка и варианты игр с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineticheskiy_pesok.docx529.87 КБ

Предварительный просмотр:

                    Кинетический песок, как средство развития речи.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

C:\Users\Семья\Desktop\740e5521f09dcf3c0f961a654437ab07-1200x700.jpg

Значение развития мелкой моторики

1.Повышает тонус коры головного мозга.

2.Развивает речевые центры.

3.Стимулирует развитие речи ребенка.

4.Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5.Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6.Развивает чувство ритма и координацию движений.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии для развития мелкой моторики. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

C:\Users\Семья\Desktop\pesochnaya-terapiya-2.jpg

Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Кинетический песок был создан 2013 году. Состоит песок на 98% из чистого песка и 2% - силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство.С кинетическим песком можно работать на любой поверхности.

Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно.

Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В своей работе я использую фигурки персонажей из Киндер-сюрпризов, Лего, а также различные камешки, ракушки, пуговки, крупные бусины.

Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:

  • развитие фонематических представлений;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обучение грамоте;
  • развитие связной речи;
  • формирование слоговой структуры речи;
  • развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры с кинетическим песком, используемые в работе:

«Песочная фигура».

Ребенок при помощи формочек  лепит из песка фигуры, затем украшает их разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и фигуры украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д. Таким образом можно закреплять названия геометрических фигур.

«Чьи следы?»

Тут мы берем различные фигурки животных, из киндеров, или пластиковые миниатюры животных, отпечатываем их следы на песке. Пытаемся угадать, чей же это след?

«Найди клад».

Воспитатель прячет в песок небольшой предмет или игрушку, а ребенок старается ее найти. Ребенок должен проговорить, что он нашел…

«Чего не стало?»

Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

«Игра в машинки».

Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. (Красная машина едет к зеленой машине. А синяя машина стоит между деревьями.)Прокладываем дороги,  рассматриваем следы, оставляемые колесами.

«Подбери слова».

Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д.

«Сосчитай».

Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один еж, два ежа, три ежа, четыре ежа, пять ежей.

«Кто больше назовёт?»

Ребёнок подбирает глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Слова-родственники», «Назови овощи (фрукты)» и др.

«Шаги» - произносить заданные воспитателем слоги, «прошагивая» их пальчиком по песку.

 «Подружки»

Игра на дифференциацию звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум подружкам: Маше – подарки со звуком [ш], а Соне - подарки, со звуком [с]. Подарки откапать из песка.

 «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Звуковая схема» Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов.

«Сколько слогов?» Воспитатель вместе с ребенком чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово.

С помощью различных игрушек, на песке дети сочиняют сказку, пересказывают или инсценируют ее.

«Найди буквы и назови».

Педагог прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

«Назови слово».

Ребёнок достаёт спрятанную букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Составь слово».

Воспитатель прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти, назвать все буквы и составить из них слово.

C:\Users\Семья\Desktop\3115681064b611e7bf132cd05af3972e_3115681264b611e7bf132cd05af3972e.jpg

Кинетический песок подходит для обучения, игры и незаменим при стрессе у детей. Из него можно лепить, строить, на нём можно рисовать и его можно резать, выдавливать специальным шприцом строгие формы.

Такой тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче происходит развитие мелкой моторики, формируется представление о сенсорных эталонах. К тому же кинетический песок применяю в работе с гиперактивными детьми, как средство релаксации.

Взаимодействие с кинетическим песком приводит к тому, что процесс познания и игры становится приятным, радостным.

Внедрение нового приема работы, игра с кинетическим песком, дал большой воспитательный и образовательный эффект:

Во - первых, у детей усилилось желание узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В третьих, в играх с кинетическим песком интенсивно развиваются все познавательные функции ,а так же речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В пятых , песок снимает  отрицательную энергию.

Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. Игры с кинетическим песком несут больший воспитательный и образовательный эффект. В песочнице может построить свой маленький мири от этого ему становится радостно. Ребенок становится раскованным, уходит напряжение, улучшается настроение.

C:\Users\Семья\Desktop\maxresdefault.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинетический песок как средство развития творческого воображения дошкольников.

Информация для родителей и воспитателей о пользе кинетического песка для развития дошкольника....

Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».  

Мой опыт работы поможет воспитателям с помощью кинетического песка наладить взаимоотношения с детьми, требующими особого внимания....

Презентация на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника."pptx

Презентация поможет при пером знакомсте с кинетическим песком, его свойствами и значением....

Кинетический песок как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трёх лет) — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего круг...

Статья на тему: «Кинетический песок»

Аннотация . В статье даны рекомендации по изготовлению кинетического песка, его применения и игровые упражнения....

Статья на тему: «Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Курганова Елена Александровна МДОУ «Детский сад № 91»,  г.о. Саранск,учитель-дефектолог. Краткое описание статьи:В статье раскрывается значение пальчиковых игр для развития ...

Кинетический песок ,как метод коррекции речи у детей с особенностями речевого развития(ТНР)

Статья , в которой описаны проблемы и пути коррекции речевого развития детей дошкольного возраста, методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи( ТНР)  используя плассотерапию ....