Конспект занятия по развитию - речи в подготовительной группе с детьми ОВЗ с использованием мнемотаблиц Тема: «Осенняя сказка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Пояснительная записка к занятию по речевому развитию:
Занятие для детей в подготовительной группе с ОВЗ, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий».
Представляемый конспект – является авторской разработкой, в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
- Принцип активности (поддержка мотивации и интерес).
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- Принцип психологической комфортности.
Цель: Обобщение представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Продолжать обучать заучивать стихотворение по мнематаблице, составлять мнемодорожки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель I квалификационной категории: Горбунова Оксана Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик») 🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой,ул.Кедровая дом73
🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru
Конспект занятия по развитию - речи в подготовительной группе с детьми ОВЗ с использованием мнемотаблиц
Тема: «Осенняя сказка»
Пояснительная записка к занятию по речевому развитию:
Занятие для детей в подготовительной группе с ОВЗ, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий».
Представляемый конспект – является авторской разработкой, в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
- Принцип активности (поддержка мотивации и интерес).
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- Принцип психологической комфортности.
Цель: Обобщение представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Продолжать обучать заучивать стихотворение по мнематаблице, составлять мнемодорожки.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
- Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространенных предложений). Активизировать речь детей, посредствам составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности и любознательности;
- Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес. Поощрять стремление детей участвовать в беседе;
- Развивать зрительно-моторное восприятие, логическое мышление;
- Развивать способность придумывать события предшествующие и последующие.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к самостоятельной работе;
- Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки для составление мнемодорожек), словесный метод (рассказ сказки сопровождение презентацией, заучивание стихотворения, составление мнемодорожек), прием эмоциональной заинтересованности, игровой прием (проблемные ситуации), использование звуковых эффектов (осенняя музыка).
По содержанию занятие является интегративным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Познание».
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (птички не знают, что такое осень).
Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: просмотр мультимедийной презентацией, предложение помочь птичкам узнать, что такое осень. После просмотра сказки, детям предлагается поиграть в словесную игру, где они вспоминают приметы и характерные особенности осени. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, наводящие вопросы, напоминания). Педагог создает условия для того, чтоб каждый ребенок достиг результата. В следующей части занятия детям предлагается рассмотреть карточки находящееся на столе и составить мнемодорожки (составить предложение про осень). В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Последний этап занятия детям предлагается послушать стихотворение «Листоход». После прочтения детям дается объяснение, что за явление Листоход и проговорить данное слово индивидуально и совместно. После проговаривания детям предлагается составить вместе с педагогом мнематаблицу для заучивания стихотворения. Где дети с помощью мнематаблицы заучили стихотворение. В процессе всего занятия детям удалось решить проблему и рассказать птичкам что такое осень.
В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, прогулки экскурсии.
Оборудование: Картинки с изображением осени, планшеты для составления мнемодорожек.
Конспект занятия по развитию – речи в подготовительной группе с детьми ОВЗ с использованием мнемотаблиц
Тема: «Осенняя сказка»
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети собираются в круг
Воспитатель проводит ритуал приветствия с детьми:
- Встанем, дети встанем в круг!
- Ты мой друг и я твой друг!
- Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Воспитатель:Ребята послушайте сказку.
Осеняя сказка.
Жила-была на свете птичка. С утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнездышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?»Но никто ей ничего не мог ответить. На другой день ее подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но ни где не могли найти ответ на свой вопрос. И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит. Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, вы не знаете, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы ….»
Дети: Осень
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети:Только Осенью листья становятся разноцветными на деревьях (красными, жёлтыми, коричневыми)
Воспитатель: Ребята птички не знают что такое осень, поможем узнать?
Дети: Поможем
-Давайте поиграем с осенними словами. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее».
Месяц – осенний месяц,
Погода – осенняя погода,
Настроение – осеннее настроение,
Цветы – осенние цветы,
Листва - осенняя листва,
Дерево - осеннее дерево,
День – осенний день (дети называют словосочетания).
- А сейчас продолжите предложение.
Если осенним днем светит солнышко то день – солнечный.
Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день – пасмурный.
Если осенним днем дует ветер, то день – ветреный.
Если осенним днем пошел дождь, то день – дождливый.
- Молодцы ребята!
Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие: Осенью листья: что делают? Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют. Осенью становится холодно, насекомые прячутся, засыпают.
Птички узнали от нас много новых слов, а сейчас составим предложения об осени. Помогут нам в этом карточки. ( У каждого разные картинки, чтобы не было однотипных предложений 4-6 картинок) Каждое предложение должно начинаться со слова «Осень».
Составление мнемодорожек. (Примерные предложения)
- Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идёт дождь; дует ветер, летят листочки.
- Осень становится холодно, прячутся насекомые, птицам нечем питаться.
- Осенью становится холодно, люди надевают шапки, куртки, тёплые штаны.
- Осенью люди убирают урожай, ходят в лес по грибы.
- Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.
- Осенью часто моросит дождь, люди от дождя прячутся под зонтами.
А теперь я предлагаю поиграть:
Физкультминутка: «Ветер и листья»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями кружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
Молодцы ребята!
Послушайте стихотворение которое написал В. Шульжик называется «Листоход»
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт….
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубкой накрылась река,
Но дрожит и не может согреться.
- Что же это за явление «Листоход».
Деревья стоят у реки и листочки роняют в реку. По течению или от ветра они плывут по реке. Проговорите и запомните новое слово – листоход. А сейчас давайте попробуем выучить стихотворение про Листоход и вместе зарисуем в нашу табличку.
Мы сегодня много интересного рассказали птичкам про осень. Это чудное и красивое время года.
Ребята что вам сегодня понравилось на нашем занятии? Что заполнилось? Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.
закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима"(с использованием мнемотаблицы)...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»
Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (с детьми с ЗПР) по теме "Дикие животные"
занятие поможет научить детей составлять описательный рассказ о диком животном леса, используя план - схему...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Жизнь диких животных зимой» с опорой на мнемотаблицы
Развитие связной речи по теме «Дикие животные»....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Заучивание стихотворения З. Александровой "Родина" (с опорой на мнемотаблицу)
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмот...
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР " Путешествие в осенний лес"
Конспект для подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности...