Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Жизнь диких животных зимой» с опорой на мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД д/с «Сказка» корпус «Звёздочка»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

по  теме «Жизнь диких животных зимой»

с опорой на мнемотаблицы

Воспитатель: Лешукова И.А

Тема: Жизнь диких животных зимой.

Цель: Развитие связной речи по теме «Дикие животные»

Задачи.

Образовательные:  закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний   период, повадках;

 уточнять, расширять словарь по теме «Дикие животные» {животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж,  мех, шкура, лапа, берлога, нора; дикий, хищное,). 
продолжать обучать детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы 
( мнемотаблицы.);

 совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят. 
Развивающие задачи: развивать чувство рифмы, зрительного восприятия и внимания.

 Воспитательные: формировать навыки инициативности, ответственности; воспитывать любовь  к чтению художественной литературы, поэзии; бережное отношение к природе. 

Оборудование. 
 сухой бассейн (горох), фигурки животных,  снежинки для дыхательной гимнастики,  мнемотаблица для стихотворения «Медведь в лесу», пирамида игр, произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима» (в записи).

Предварительная работа. Разучивание пальчикового массажа «Медведь», рассказов В.  Бианки  «Готовятся к зиме».

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Воспитатель: организует приветствие с детьми, приглашает их к столу, где стоит ёмкость  с горохом. В  ней спрятаны плоскостные изображения диких
  животных.
Воспитатель: Подойдите к сухому бассейну  и опустите в него руки и найдите по одному предмету.    
Воспитатель: Что вы нашли? 
Дети.
 Мы нашли фигурки белки, медведя, лисы, волка. 
Воспитатель :Кто это такие? 
Дети.
 Это дикие животные. 
Воспитатель: Почему их так называют? 
Дети.
 Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают   пищу.
Воспитатель :Сегодня мы и будем говорить о  диких животных, об их жизни зимой, а еще я расскажу вам историю, которая произошла с одним из животных.

2. Основная часть 

 Воспитатель: Ребята,  сейчас вы и я попробуем составите рассказ - описания о тех животных, фигурки которых достали из бассейна.  Сначала вы скажете, как называется ваше животное и далее по схеме описания  животного (Приложение 3)


1Это белка, дикое животное. Белка живет в  лесу , своё жильё она устраивает в дупле дерева. Белка маленькая и проворная. У нее длинный пушистый хвост, а уши кисточкой. Хвост у неё пушистый и служит ей рулем при прыжке  с дерева на дерево. Детеныш у нее  -  бельчонок. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц».

 К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы.

Это Волк — дикое хищное животное, обитает на всей территории России, кроме острова Сахалина и Курильских островов. Волк предпочитает степи, тундру, лесостепи.  

Жилище волка-  логово, которое устраивает в самых глухих местах.  Внешне похож на собаку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Большая голова с широкими лбом опущена вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх. Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят. Волк воет У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, а передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей.2

Волки не делают запасов на зиму, им помогают пережить зиму сильные ноги и острые зубы .Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей.


Это лиса — хищное дикое животное. Живёт в лесу, жилище лисы  - нора.  Лиса

ростом больше кошки, но меньше собаки; (среднего размера)

вытянутая голова;

У лисы

• заостренные уши;

• худые лапы;

• длинный и пушистый хвост.

  •  на лапках когти У неё очень хорошее чутьё: по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца.
  • . Тело её покрыто пушистым, коричневым или рыжим мехом.

Лиса тявкает. Детёныши лисы-лисята.

Лисы охотятся на грызунов, могут поймать себе на обед птиц, зайцев или рыбу, которую хищники ловят на нерестовых реках. Не откажутся лисички и от яиц. Помимо всего этого, зверь может питаться разными растениями, ягодами и дикими плодами..
3Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники. 4


3. Чтение стихотворения Л. Квитко: «Медведь в лесу» 
Воспитатель :Ребята, сейчас, я расскажу вам  историю, которая произошла с медведем  в самом начале зимы, когда он готовился к зимней спячки.  Это стихотворение, а написал его поэт Л. Квитко.

«Медведь в лесу»

Ходит по лесу медведь, 
Бродит по лесу медведь
-Стужа,  стужа  на носу —
Очень холодно в лесу! 
Лес почти совсем раздет: 
5Ни гнезда,  ни птицы  нет.
Только ветер стонет, стонет, 
По тропинкам листья гонит 
То туда,     то сюда.
Стал на цыпочки медведь, 
Лапы вытянул медведь: 
— Ветер, ветер, не свисти! 
Тучей снежной  налети! 
Все деревья запуши, 
Все кусты запороши! 
Ветер веет,   веет,    веет.
Теплым снегом сеет, сеет, 
Пух да пух — Бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало. 
Снег лежит, как одеяло. 
Вечер на землю упал... 
А куда ж медведь пропал? 
Кончились тревоги — 
Спит в  своей  берлоге

4. Беседа по содержанию. Словарная работа

Воспитатель : Дети. Вам понравилась история про медведя?

Воспитатель :Скажите, ребята как вы понимаете «Стужа на носу»?

(это значит, скоро будет стужа)холод.

 А что, значит  «Лес почти совсем  «раздет»?

( Листья – это одежда деревьев, а ветер дует листочки 
срывает и как бы «раздевает» деревья)

Воспитатель: Правильно. Дети, скажите, с кем разговаривал медведь?

(С ветром.)

Воспитатель :Что просил медведь у ветра?

(Что бы он ни свистел, а снегом все запушил.)

Воспитатель :А как он просил?

(Стал на цыпочки медведь, лапы вытянул медведь)

Воспитатель :Давайте  вместе  с медведем попросим ветер:  (Хоровое  повторение просьбы медведя)

Дети. — Ветер, ветер, не свисти! 
Тучей снежной  налети! 
Все деревья запуши, 
Все кусты запороши!

Воспитатель :Ребята, как вы думаете, ветер выполнил просьбу  медведя?

(Выполнил, он стал потихоньку веять и снегом сеять, и 
насыпал снега как «покрывало)». 

Воспитатель :Да ветер молодец выполнил просьбу медведя. Скажите 
дети, что значит, снег лежит как «одеяло»?

(Под снегом тепло – и муравьи не замерзают и мышки и  корешки)

Воспитатель : Молодцы! А кто скажет 
как вечер на землю упал?

(Зимой день короткий, солнце садиться и быстро темнеет.  Вот и говорят, что упал вечер -  быстро стемнело).

Воспитатель :  Ребята послушайте еще раз это Стихотворение

5. Повторное рассказывание стихотворения с установкой  заучивание стихотворения. ( Выставить мнемотаблицу)
Воспитатель  читает  стихотворения эмоционально, выразительно  соотнося каждую часть  с картинкой мнемотаблицы  показывая указкой последовательность.

6. Физминутка. 

Дети  имитируют:

  • походку медведя,
  • стояние во время просьбы:

- стал на цыпочки медведь,
- лапы вытянул медведь.

  • Спит в берлоге.

7. Дыхательная гимнастика. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима» дети выполняют упражнения гимнастики:

  • Ветер: -  свистит-  стонет
  • Буря
  • Веет

8. Повторное рассказывание стихотворения с установкой 
    заучивание стихотворения.
Логопед. Дети, я прочитаю стихотворение еще раз. Вы постарайтесь запомнить интонацию, высоту голоса с которой я произношу слова стихотворения  на каждой картинке. (
Читается стихотворение воспитателемс опорой на картинки мнемотаблицы).

9. Чтение стихотворения детьми.
       Дети рассказывают стихотворение с опорой на картинки мнемотаблицы, логопед помогает детям, с разным уровнем речевого развития используя приемы: подсказки первых слов строки, трудных слов, прием сопряженной речи и другое.

10 Игра.   Ребята, медведь оставил свои припасы нам с вами, но чтобы добраться до них нужно выполнить задания: первое найти всех животных, которые спрятались на картинке (детям предлагаются картинки-загадки «Какие животные здесь спрятались?»)   Приложение 4 .  
Второе задание: Игра – лабиринт  «Помоги медведю  добраться до берлоги».   
Приложение 3.

12.Итог занятия.   Ребята, что нового мы узнали на  занятии?

(Историю о медведе, которая приключилась  с ним в начале зимы.
- мы помогали медведю дойти до берлоги и дорисовывали правильно буквы, которые мы знаем.
- находили на картинке спрятавшихся животных и описывали их по схеме.
- учили новое стихотворение.
Молодцы, ребята, много мы сегодня успели сделать и узнать на нашем занятии. А самое главное мы с вами выучили стихотворение Л. Квитко «Медведь в лесу», трудно было запоминать его?

 Приложение 1
6  

Приложение 2
Схема описания животных.
7

  1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7. Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное?  10. Чем оно питается?

Приложение 3
Игра - лабиринт

8

Приложение 4
Картинка - загадка
Какие животные здесь спрятались?

 

9

Анализ непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе

1. Общие сведения

Возраст детей: 6-7 лет

Воспитатель: Лешукова И.А

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Жизнь диких животных зимой»

с опорой на мнемотаблицы

Цель занятия: Развитие связной речи по теме «Дикие животные»

Цель занятия направлена на решение следующих задач:

Образовательные:  закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний   период, повадках;

 уточнять, расширять словарь по теме «Дикие животные» {животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж,  мех, шкура, лапа, берлога, нора; дикий, хищное,). 
продолжать обучать детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы 
( мнемотаблицы.);

 совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят. 
Развивающие задачи: развивать чувство рифмы, зрительного восприятия и внимания.

 Воспитательные: формировать навыки инициативности, ответственности; воспитывать любовь  к чтению художественной литературы, поэзии; бережное отношение к природе. 

Цель реализована в течение достаточного количества времени (30 минут).

Занятие соответствует:

общим воспитательным и развивающим целям и задачам комплексно – тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Зима»).

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно.  Дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.

. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

3. Использованные методы и приемы

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

  • сосредоточения и привлечения внимания;
  • активизации речи и познавательной активности;
  • активизации самостоятельности мышления.
  • Использование детского опы

4. Анализ деятельности воспитателя

В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

  • с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;
  • речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;
  • педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;
  • педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);
  • воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­ливать, как влияет смена вр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Программное содержание: Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­лив...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Дикие животные"

Цель: Расширение и углубление представлений о диких животных. Активизация словаря по теме «Дикие животные ».ЗАДАЧИ: Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных с о...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цель: формирование у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных. Задачи:- закрепить представлен...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные нашего края»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания. Развивать активную речь детей, память и соо...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Жизнь диких животных зимой"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе....