Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Щербакова Маргарита Павловна

Цель: формирование у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.
 

Задачи:
- закрепить представления о сезонных изменениях в природе, приметах зимы;
- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, закрепить отличительные признаки животных;
- обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;
- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому,  умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе 
«Как дикие животные к зиме готовятся»

 

 Цель: формирование у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.
Задачи:
- закрепить представления о сезонных изменениях в природе, приметах зимы;
- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, закрепить отличительные признаки животных;
- обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;
- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому,  умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

 Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов: волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора, лесничий.

Предшествующая работа: чтение рассказов и стихотворений о диких животных, разгадывание загадок о временах года

Материал к занятию: проектор, экран, изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей, трафарет зайца, ватман.


Ход занятия:

В.Месяцы ходят по кругу

Не уступят друг другу,

Каждому – свой черёд

Вместе все месяцы -  год. (ответы детей)
В.- Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.
В.- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)
- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)
На экране  «волшебный круг» (слайд 1)
- Дети, а это что за знаки? (приметы)
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру

 «Каждой примете свое время или место». (дети называют приметы времён года)
В.- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (ответы детей)
- А какие задания он дал дочери? (ответы детей) (Слайд 2зимний город),

В. –Как красиво у нас в городе зимой, интересно, а в лесу так же красиво?

В.- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит в зимнем лесу? (ответы детей)

В.Но прежде, чем отправится в путешествие повторим правило поведения в лесу (ответы детей)
В.- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:
Вокруг себя повернись, в зимнем лесу окажись (слайд 3)
В.- Посмотрите, как красиво в лесу.

В. –Давайте с вами поиграем в игру:

 «Скажи наоборот»

День солнечный – пасмурный, морозный,

Ночь темная - лунная, звездная, длинная

Небо серое – облачное, голубое, хмурое

Солнце яркое – горячее, не греет

Ветер холодный – сильный, северный.

В.- Да ветер холодный, а для кого же лес является домом? (ответы детей)

В. -Дети, вы знаете, как готовятся к зиме животные? 

В. -Я буду загадывать загадку, слушайте внимательно:

Зверь мохнатый любит мед, если что- то не поймет,

Может дико зареветь, потому что он (медведь)

Серый, строгий и зубастый, произвел переполох

Все зверята разбежались, напугал зверят тех (волк)

Лесная рыжая плутовка – известна всем ее сноровка,

С ней аккуратней, не зевай,

А, дверь в курятник запирай (лиса)

Всех боится он в лесу: волка, филина, лису,

Бегает от них спасаясь, с длинными ушами (заяц)

Вместо шубки лишь иголки, не страшны ему и волки

Колючий шар, не видно ножек, звать его конечно (ежик) (ответы детей)

В. Сейчас ребята, мы поговорим о лесных жителях и начнём с медведя. (Слайд 4)

А, вы знаете, как медведь готовится к зиме? Все лето и осень он готовится: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много веток, листьев и ложится спать до весны. Зимой снег выпадает, засыпает медвежью берлогу и медведю будет тепло (показываю картинку медведя в берлоге).

Медведь - хищное животное. (Слайд 5)

В.Дети, а вы знаете, почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

В.Кто сможет рассказать о медведе? Какой он – неуклюжий, неповоротливый, косолапый.

В.А, кто из вас знает, кто еще спит зимой? (ответы детей)

Ежик (Слайд 6)

В.А, где он прячется? (ответы детей)

Да, ежик готовит себе ямку, небольшую ложбинку, под кучей листьев и хвороста. Оно старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму, перед этим осенью он сытно наедается, ему нужно накопить под своей колючей шубкой очень много жира.

В. Чем он питается? Червями, мелкими грызунами.

В.Готовятся ли зайцы к зиме? (Слайд 7) (ответы детей)

Зайцы - меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

В. Ребята, у зайца есть дом?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

В.Подберите слова: заяц какой – пугливый, серый, боязливый, трусишка. (ответы детей) Физ. минутка: «Дикие животные».

Раз, два, три, четыре, пять -

Как животных нам назвать? (Шагаем на месте.)

С людьми они не знаются,

Живут в лесу, скрываются. (Хлопаем в ладоши.)

По картинкам всяк их знает: (Сложить ладошки в виде книжки.)

Волк, лиса, медведь и заяц (Показывают пушистый длинный хвост лисы и длинные уши зайца.)

Дом их заросли густые. (Изобразить крышу дома.)

Звери дикие, лесные. (Изобразить деревья.)

В. Ребята, составим рассказ по мнемотаблице  о животном (Слайд 8)

(дети составляют рассказ о белке)

В.Белка - маленький, беззащитный зверек, пушистая рыжеватая шерстка, большой хвост, зубы острые, грызет орехи, семена хвойных деревьев. Делает запасы на зиму. Дом – дупло. Прячется в густых ветках.

В.Назовите мне врагов зайца? (ответы детей) (Слайд 9)

Это - лиса и волк. Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи. Еще волка называют «Санитар леса» он охотится на очень слабых и больных животных

Это хищные звери. У лисы, есть дом – нора (хором сказали «нора», там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. Как называются семья волка? Стая. (ответы детей)

 В.Нам пора уже возвращаться в детский сад

Давайте скажем волшебные слова
Вокруг себя повернись, в детском саду окажись.
В. -  А вот для вас задание от лесных жителей.

 Игра «Кто лишний?» (работа в парах)

Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.

2) медведь, белка, ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет

3) волк, заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

 Аппликация «Поменяем шубку зайке» (на трафарет зайчика приклеиваем вату)

В.- Ребята, сейчас мы говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. ( Дети приступают к работе, звучит зимняя мелодия)

В. –Какие красивые зайчики получились!

В. – Ребята, вы Молодцы, кому было сложно в путешествии, то своих зайчиков, расставьте около елочки, но, а кто в путешествии не скучал и отлично отвечал, то зайчики играют на полянке. (Дети на ватман приклеивают зайчиков)

В. В лесу дикие животные сами добывают себе корм, но, а мы будем помогать нашим птичкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Дикие животные"

Цель: Расширение и углубление представлений о диких животных. Активизация словаря по теме «Дикие животные ».ЗАДАЧИ: Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных с о...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Как дикие животные к зиме готовятся"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Как дикие животные к зиме готовятся"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Педагогический замысел :Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительног...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных»

Тема: Составление описательного рассказа о диких животных.Задачи:- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.- Совершенствовать умение согласовывать слова в...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные нашего края»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания. Развивать активную речь детей, память и соо...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Зима».

Цель: развитие связной речи.Задачи:- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.- Обобщить и систематизировать знания о времени года...