Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные нашего края»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.

Развивать активную речь детей, память и сообразительность

Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Дикие животные нашего края»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.

Развивать активную речь детей, память и сообразительность

Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

развивать познавательный интерес к животным наших лесов;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Предварительная работа:  Прочитать и вспомнить с детьми рассказы и сказки, где героями являются дикие животные («Колобок», «Лиса и волк». «Три медведя», «Айболит», «Заюшкина избушка», « Красная шапочка», «Теремок» и другие.), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.

 Словарная работа:  дупло, логово, лежанка, гнездо, жилище, лось, лиса, волк, белка, ёжик, медведь, косолапый, большой, бурый, неуклюжий,  рыжая, хитрая, ловкая, пушистая, злой, голодный, серый, маленький, длинноухий, трусливый, колючий, ловкая, рогатый.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес, но сначала давайте вспомним какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Давайте вспомним названия осенних месяцев

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:  Молодцы! А сейчас давайте закроем глаза и представим что мы в осеннем лесу. Хорошо осенью в лесу. Природа готовиться ко сну. Красиво, тихо, кажется, что никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. И чтобы их не напугать, давайте договоримся, что мы не будем кричать, перебивать друг друга, а то мы можем потревожить диких животных. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте кто это.

Воспитатель:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети: Белка.

Воспитатель:

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши выше головы.

Дети: Заяц.

Воспитатель:

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

Дети: Медведь.

Воспитатель:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

Дети: Волк.

Воспитатель:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней

Дети: Лиса.

Воспитатель:

Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.

Дети: Ёжик.

Воспитатель:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети: Лось.

Воспитатель: Молодцы, про всех загадки отгадали

(Воспитатель показывает  картинки с изображением угаданных  животных). 

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как можно назвать всех одним словом?

Дети: Животные.

Воспитатель: У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрытое шерстью. А где живут эти животные?

Дети:  В лесу.

Воспитатель: Эти животные живут в лесу далеко от человека.  Их называют дикие животные. Все эти животные обитают в лесах нашей Челябинской области. А сейчас ребята, давайте поиграем в игру д/и «Отгадай животного по его тени»

Воспитатель:

Мы идём в волшебный лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и полянка лесная,

Необычная какая!

Никто нас на полянке не встречает.

Кто же нам загадки загадает?

Где загадки эти взять?

Наверное, их надо поискать!

На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти. (На столе лежат картинки с изображением тени диких животных. Дети называют животных по их очертанию и соединяют с картинками-ответом.)

Воспитатель: Молодцы вы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, у вас есть дом, где вы живете с мамой и папой?

Дети: Есть.

Воспитатель: А как вы думаете, у диких животных в лесу есть дома, где они живут?

Дети: Есть.

Воспитатель: У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно. А чтобы вспомнить названия жилищ животных предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где живет?»

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Воспитатель: В дупле живет?

Дети: Белка. 

Воспитатель: В логове живет?

Дети: Волк.

Воспитатель: Под кустом дрожит?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Зимой в берлоге?

Дети: Медведь.

Воспитатель: В норе?

Дети: Лиса.

Воспитатель: В гнезде под деревом или кустарником живет?

Дети: Ёжик.

Воспитатель: Отдыхает на лежанке под деревом?

Дети: Лось.

Воспитатель: Молодцы вы справились и с этим заданием.Ребята, мы с вами знаем, что лес – это прекрасное место со своими интересными обитателями. Но нашим лесам очень часто угрожает много опасностей. Давайте узнаем, что же это за опасности? (Воспитатель приглашает детей рассмотреть изображение пожара.)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Пожар, деревья горят!

Воспитатель: Как такое могло произойти?

Дети: Люди не потушили за собой костер и лес загорелся.

Воспитатель: Лес очень боится огня. Если долго стоит сухая, жаркая погода, то достаточно удара молнии или одного непотушенного костра -  и все может превратиться в черное безжизненное пепелище.

Воспитатель: Что будет с растениями и животными леса?

Дети: Они сгорят, погибнут.

Воспитатель: В лесных пожарах погибает много животных, деревьев, страдают люди. Это страшное бедствие. Поэтому нужно очень осторожно пользоваться огнем в лесу и всегда только под присмотром взрослых.

А так же в лесу нужно соблюдать и много других правил. А каких, давайте вспомним и повторим.  Для этого давайте рассмотрим следующий рисунок в нашей тетради. (Воспитатель предлагает обратить внимание на следующий рисунок, где изображены картинки действий, которые в лесу делать нельзя)

Воспитатель: Рассмотрим первый ряд картинок с запрещающими действиями, что нельзя делать в лесу?

Дети: Нельзя ловить птиц, бабочек, топтать цветы и насекомых.

Воспитатель: Все правильно, а вы знаете, что за цветок изображен на картинке, где на него наступает нога человека?

Дети: Этот ландыш

Воспитатель: Верно, ландыш и это редкое  растение занесено в красную книгу во многих регионах нашей страны и если мы будим топтать такие редкие цветы, то их может совсем не остаться. Давайте перейдем ко второму ряду запрещающих действий. Рассмотрите картинки и скажите, что еще нельзя делать?

Дети: Нельзя разбрасывать мусор, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнезда.

Воспитатель: Правильно! А что вы можете сказать о следующих трех картинках?

Дети: Нельзя топтать мухоморы, рвать цветы, разорять муравейники.

Воспитатель: Верно! И давайте рассмотрим и скажем, что же означают картинки в самом нижнем ряду?

Дети: Нельзя шуметь, рвать паутину, забирать домой диких животных.

Воспитатель: Да все правильно вы сказали! Приходя в лес каждый из нас должен соблюдать эти правила, ведь от состояния леса зависит климат на всём земном шаре. Без растительности жизнь на Земле не возможна.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Теремок». У каждого животного свой дом. А в доме теремке животные встречаются все вместе (Воспитатель приглашает детей в круг)

Стоит в поле теремок.                            дети поднимают вверх руки домиком

Он не низок,                                             приседают

Не высок.                                                  поднимаются на носочках, руки вверх

На двери висит замок                              соединяют руки в замок

Кто его открыть бы смог?                       вертят замок

Слева заяц, ёж и мишка.                          повороты влево

Отодвиньте-ка задвижку                          вертят замок

Справа лисонька и волк.                           повороты вправо

Звери дружно отворяют теремок.            разводят руками в стороны

Воспитатель: Отлично ребята, а вот еще одно не простое задание, которое нам приготовил сказочный лес. С которым, вы обязательно справитесь.

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Воспитатель: Было две белки – стало пять….

Дети: Белок

Воспитатель: Было две лисицы – стало пять….

Дети: Лис

Воспитатель: Было два зайца – стало пять….

Дети: Зайцев

Воспитатель: Было два волка – стало пять….

Дети: Волков

Воспитатель: Было два медведя - стало пять…

Дети: Медведей

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга?

Дети: У них есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши….

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется

Д/и «Четвертый лишний?» Я вас буду приглашать к доске, рассмотреть картинки, подумать и сказать какое животное будет лишним, и по какому признаку.

1) волк, заяц, лиса, рысь.

Заяц питаются травой и ветками, а все остальные хищники.

2) белка, заяц, олень, барсук

Олень крупное животное, у которого есть рога и копыта

3) медведь, рысь, ёж, заяц

У ежа колючки, а у остальных они отсутствуют

4) медведь, лось, заяц, лиса.

Олень крупное животное, у которого есть рога и копыта

Воспитатель: Сейчас осень и скоро наступит зима придут холода и морозы, а вы знаете, как звери готовятся к зиме? (Воспитатель показывает поочередно картинки животных. Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме. Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных)

Белка — запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она

меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей

легче прятаться среди деревьев.

Заяц — тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище

не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее — ведь зимой

придётся питаться только корой и ветками деревьев.

Медведь — осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для

берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь — хищник, один из самых

опасных зверей наших лесов.

Ёж — с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет

нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

Лиса — устраивает своё жилище в старых норах других животных.

Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так.

Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень

проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

Барсук — осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой

впадает в спячку. Барсуки — прекрасные строители: из года в год

расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.

Волк — сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

Лось — мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими

ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на

свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

Воспитатель: Поговорили мы сегодня о многом, а вот чем питаются дикие животные,  мы не сказали. Вы знаете, что дикие животные бывают: травоядные, хищные и всеядные. Давайте же разберемся кто же такие травоядные?

Дети: Это животные, которые питается растениями.

Воспитатель: А кто такие хищники?

Дети: Это те животные, кто питается другими животными.

Воспитатель: Всеядные животные - это….

Дети: Животные, которые питается травой и другими животными.

Воспитатель: Перечислите травоядных животных.

Дети: Заяц, белка, олень, лось

Воспитатель: Назовите хищных животных.

Дети: волк, лиса

Воспитатель: А кто является всеядными животными?

Дети: медведь, ёж

Воспитатель: Молодцы, а давайте сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне

Воспитатель: Медведь, какой? — неуклюжий

Дети:  Косолапый, большой, бурый, неуклюжий.

Воспитатель: Лиса, какая?
Дети:  Рыжая, хитрая, ловкая, пушистая, хищная.

Воспитатель: Волк, какой?

Дети: Злой, голодный, серый, зубастый, страшный.

Воспитатель: Заяц, какой?

Дети: маленький, длинноухий, серый или белый, трусливый.

Воспитатель: Ёж, какой?

Дети: маленький, колючий, серый, всеядный.

Воспитатель: Белка, какая?

Дети: Рыжая, маленькая, шустрая, пушистая, ловкая.

Воспитатель: Лось, какой?

Дети: Большой, рогатый.

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется «Назови детеныша» Слушайте внимательно, животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Чтобы помочь деткам найти свою маму, нужно правильно назвать детеныша.(Воспитатель показывает картинку животного, дети должны назвать детёныша в единственном и во множественном числе).

Воспитатель: У лисицы?

Дети: Лисёнок (лисята).

Воспитатель: У зайчихи?

Дети: Зайчонок (зайчата).

Воспитатель: У белки?

Дети: Бельчонок (бельчата).

Воспитатель: У ежихи?

Дети: Ежонок (ежата)

Воспитатель: У волчицы?

Дети: Волчонок (волчата)

Воспитатель: У медведицы?

Дети: Медвежонок (медвежата)

Воспитатель: У лосихи?

Дети: Лосенок (лосята).

Воспитатель: Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам! А сейчас давайте немного разомнемся и сделаем «Звериную зарядку» (Воспитатель приглашает детей в круг).

Раз – присядка, два – прыжок.

 Это заячья зарядка.

 А лисята как проснуться                             кулачками потереть глаза

Любят долго потянуться                                           - потянуться

Обязательно зевнуть,                                 зевнуть, прикрывая рот ладошкой

Ну и хвостиком вильнуть,                           - движение бедрами в стороны

А волчата спинку выгнуть                             - прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнуть                                    - легкий прыжок вверх

Ну, а мишка косолапый                             руки полусогнуты в локтях, ладошки  

                     соединены ниже пояса

Широко расставив лапы                                    - ноги на ширине плеч

То одну, то обе вместе                                    - переступание с ноги на ногу

Долго топчется на месте                             - раскачивание туловища в стороны

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужны ли вообще дикие животные?

Дети: Да, нужны.

Воспитатель: А для чего?

Дети: Они дают людям мех, мясо. Из рогов оленей делают лекарства. Они в лесу поддерживают порядок. Хищники уничтожают слабых и больных животных.

Воспитатель: Совершенно верно. Прежде человек на всех хищников смотрел как на злейших врагов. Но оказалось, что они для природы не только полезны, а просто необходимы. Хищники никогда не нападут первыми на людей, если это и случается, то очень редко.

Воспитатель: Вот и подошло к завершению наше небольшое путешествие в таинственный лес. Скажите, ребята, о чем мы говорили сегодня? Что нового мы узнали? Что вам понравилось больше всего? Спасибо за то, что внимательно меня слушали и хорошо отвечали на вопросы (Воспитатель слушает ответы детей, и если ребенок не может сформулировать ответ, помогает ему).

Воспитатель: Вы все молодцы! Я увидела, как много вы знаете и какие вы способные. А сейчас по завершению нашего путешествия предлагаю вам нарисовать ёжика, и оформить нашу выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы» Рассказывание из опыта детей

Программное содержаниеУчить детей правильно рассказывать о своей семье.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...

Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы»

Программное содержаниеv Учить детей правильно рассказывать о своей семье.v Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.v Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Дикие животные"

Цель: Расширение и углубление представлений о диких животных. Активизация словаря по теме «Дикие животные ».ЗАДАЧИ: Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных с о...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цель: формирование у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных. Задачи:- закрепить представлен...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Цель: Учить детей пересказывать литер...

Конспект открытого занятия по развитию речи для средней группы Тема:«Домашние животные и их детеныши»

Конспект открытого занятия по развитию речи для средней группы «Домашние животные и их детеныши» Программное содержание: - учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями; - упраж...