Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Стебенькова Светлана Анатольевна

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

 Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

 

Цель: Учить детей пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы; ввести их в активный словарь.

Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивать навыки драматизации.

Воспитывающие: Воспитывать чувство коллективизма, и дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.

Материалы и оборудование: «пальчиковый» бассейн, мультимед. иллюстрации главных героев сказки «Волк и белка", маски, мяч.

Ход занятия:                                                                                               

1. Организационный момент

Приветствие воспитателя и детей с гостями:                                                           

Гости дорогие, важные такие,                                                                                         

В группе здесь у нас сидят,                                                                                                           

Строго так на нас глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей).                                                                                               

И не строго, а с улыбкой,                                                                                             

Очень теплой и простой,                                                                                              

Гости нас встречают с вами

Чем ответим? Дети: Добротой.                                                                                          

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.                                                                              

Вос.: По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем. Здр-й, белка! Здр-й, стриж! Здр-й заинька- малыш! Здр-те, мои друзья!                  

Очень рад всех видеть я!

Восп:. Ребята, подойдите к своим столам опустите руки в бассейны и постарайтесь нащупать  в них фигурки.                                                            

Кто это?( Волк, лиса, заяц и т.д.)                                                                                                

Как можно назвать этих животных одним словом?( дикие животные) Молодцы!

2.Восп: Ребята, рассаживаемся все на свои стульчики.                                              

Я хочу пригласить вас в сказку. Закройте глазки «Раз, два, повернись, в сказке очутись».  (фон -сказка )                                                                                                                    

Чтобы узнать в какую сказку мы попали нужно отгадать загадки. 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ДОКУМЕНТЕ.smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

 Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Цель: Учить детей пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы; ввести их в активный словарь.

Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивать навыки драматизации.

Воспитывающие: Воспитывать чувство коллективизма, и дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.

Материалы и оборудование: «пальчиковый» бассейн, мультимед. иллюстрации главных героев сказки «Волк и белка", маски, мяч.

Ход занятия:                                                                                              

1. Организационный момент

Приветствие воспитателя и детей с гостями:                                                            Гости дорогие, важные такие,                                                                                          В группе здесь у нас сидят,                                                                                                           Строго так на нас глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей).                                                                                                И не строго, а с улыбкой,                                                                                              Очень теплой и простой,                                                                                              Гости нас встречают с вами

Чем ответим? Дети: Добротой.                                                                                           Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.                                                                              

Вос.: По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем. Здр-й, белка! Здр-й, стриж! Здр-й заинька- малыш! Здр-те, мои друзья!                   Очень рад всех видеть я!

Восп:. Ребята, подойдите к своим столам опустите руки в бассейны и постарайтесь нащупать  в них фигурки.                                                             Кто это?( Волк, лиса, заяц и т.д.)                                                                                                Как можно назвать этих животных одним словом?( дикие животные) Молодцы!

2.Восп: Ребята, рассаживаемся все на свои стульчики.                                               Я хочу пригласить вас в сказку. Закройте глазки «Раз, два, повернись, в сказке очутись».  (фон -сказка )                                                                                                                     Чтобы узнать в какую сказку мы попали нужно отгадать загадки.                                                                                                                  

Восп:. Я люблю орешки, и наряд мой прост,                                                                                      Рыжая шубка и пушистый хвост                                                                                                   С ветки прыгаю на ветку                                                                                                      По земле гуляю редко.                                                                                                Дети: Белка                                                                                                                                        Восп:. Злой и страшный серый зверь                                                                                                           Водится в лесу теперь                                                                                                          Всех зайчат перепугал                                                                                                   Белочек он разогнал                                                                                                   Он и хищный и голодный                                                                                                                     Хоть и страшный и проворный                                                                           Дети: Волк                                                                                                      Восп.: Молодцы, умеете отгадывать загадки.                                        Сегодня мы с вами попали в одну из сказок, которую написал Л. Н. Толстой «Белка и волк»                                                                                                     - Давайте внимательно послушаем сказку

 3.Чтение сказки              

 Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.                                               Белка стала просить: - Отпусти меня.                                                              Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.                                                                  Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя.                                                                                                           Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала:                - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

4.Восп.: Про кого эта сказка?

Дети: про белку и волка

Восп.: Что произошло с героями сказки?

Дети: Белка прыгала и упала на спящего волка

Восп.: Почему волк отпустил белку?

Дети: Чтобы узнать, от чего белки так веселы

Восп.: Почему волк решил, что белки всегда веселы?

Дети: Потому что они скачут, резвятся

Восп.: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?

Дети: Волку скучно от того что он всегда злой.

-А сейчас давайте с вами немного отдохнем                                       пальчиковая гимнастика «Белочка»

5. Сидит белка.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

6.Словарная работа:

Восп. Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет»                                                           - А чем можно обжечься?                                                                                                     - Кто из вас обжигался? Это больно?                                                                                 - А когда больно хочется веселиться или плакать?

- Оказывается можно поранить плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку грустно, скучно, потому что его сердце болит, злость его жжет.

- Давайте еще раз я прочитаю вам эту сказку, а вы попробуете ее потом пересказать.

7.Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ.

Восп.: Кто же попробует пересказать. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя.

Восп.: Как называется сказка и кто ее автор?

Дети: «Белка и волк» автор- Л. Н Толстой

Восп.: Что делала белка?

Дети: Белка прыгала с ветки на ветку

Восп.: что делал волк?

Дети: Волк спал

Восп.: Чем сказка закончилась?

Дети: Сказка закончилась тем что что волк отпустил белку.

Восп.: Молодцы, как у вас все здорово получилось!                                             8.Вы устали, давайте с вами отдохнем и выполним физкультминутку:

Чтоб головка не болела,                                                                                                                 Ей вращаем вправо-влево.                                                                                                                      А теперь руками крутим-                                                                                                      И для них разминка будет.                                                                                         Тянем наши ручки к небу,                                                                                            В стороны разводим.                                                                                            Повороты вправо-влево,                                                                                         Плавно производим.                                                                                 Наклоняемся легко,                                                                                              Достаем руками пол.                                                                                                  Потянули плечи, спинки                                                                                                                 А теперь конец разминки                                                                                                     9.Восп.: Молодцы, ребята. Какую сказку мы с вами сейчас рассказывали? Кто написал сказку «Белка и волк»?                                                        - Давайте попробуем рассказать эту сказку по ролям.                                             - Кто действующие лица в сказке?                                                                                     - Кто будет белка, волк, а я буду автор.(инсценировка).

10.Воспитатель: В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как они еще веселятся, что делают?

Дети: Скачут, резвятся, прыгают с ветки на ветку.

Восп.ь: Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки, белки веселы, белкам весело.

Белкам весело, а волк совсем не веселый. А какой?

Дети: Грустный.

Восп.: Белки веселятся а волк?

Дети: Грустит.

Восп.: Белкам весело, а волку?

Дети: Грустно.

Восп.: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны друг с другом по смыслу. И звучат они похоже. Это слова-родственники.

И слова веселый, весело, веселиться- тоже родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.

Подберите слова, родственные слову радостный.

Если дети подбирают таких слов мало, воспитатель подводит их к этому, дает образец: «Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они радуются. Можно сказать: им весело или им радостно; они веселы или они радостны; у белок веселье или у белок радость».                                                                                                     

Много слов-родственников мы назвали.                                                    Восп:. И так, про что можно сказать весёлый?

Дети. Голос, смех, рассказ…

11.Игра с мячом «Скажи наоборот». Развитие антонимии.

Мягкий - твёрдый; Тяжёлый - лёгкий;                                                                                   Грустный - весёлый; Громко - тихо;                                                                     Горячо - холодно; Добрый - злой;                                                                Высокий - низкий; Сильный - слабый;                                                                  Толстый - худой; Новый - старый;                                                                        Пустой - полный; Узкий - широкий;                                                                              Шершавый - гладкий; Глупый - умный;                                                                  Больной - здоровый; Быстро - медленно;                                                   Голодный - сытый; День - ночь;                                                                       Зажечь - потушить; Забыть - вспомнить;                                                          Закопать - выкопать; Друг - враг;                                                                         Мокрый - сухой;

12.Восп.: Ребята, вы сегодня все молодцы, были внимательны, хорошо меня слушали, правильно отвечали на поставленные вопросы, были активны.

- Что же больше всего вам понравилось на занятии?

- С какими трудностями вы столкнулись на занятии?