Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Лексико-грамматические упражнения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Веселова Алеся Николаевна

Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.

Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.

Продолжать учить детей строить предложения по картинкам, называть слова – действия.

Учить правильно употреблять в речи предлоги: за, на, в, под, над, из, из – за, около, с, со.

Воспитывать у детей чуткость к слову.

Активизировать и обогащать словарь

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Материал и оборудование к занятию:

Сюжетные картинки с изображением профессий,

картинки на каждого ребёнка с предлогами, картинки для деления слов на слоги. Корзина с фруктами и овощами,

Корзина с котёнком, мячом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №53 «Лесная полянка»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Лексико-грамматические упражнения»

воспитатель Веселова А.Н.

Балашиха 2020

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.

Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.

Продолжать учить детей строить предложения по картинкам, называть слова – действия.

Учить правильно употреблять в речи предлоги: за, на, в, под, над, из, из – за, около, с, со.

Воспитывать у детей чуткость к слову.

Активизировать и обогащать словарь

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Материал и оборудование к занятию:

Сюжетные картинки с изображением профессий,

картинки на каждого ребёнка с предлогами, картинки для деления слов на слоги. Корзина с фруктами и овощами,

Корзина с котёнком, мячом.

Предварительная работа:

Дидактические игры«Кто, что делает»«Назови слово – действия»«Раздели слово на слоги»«Скажи наоборот»«Назови времена года»«Жадина»«Закончи предложение»«Где находится котёнок»

Составление рассказов и предложений по картинкам.

Ход занятия.

В.: Дети, сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: (большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, далеко – близко, молодой – стары, здоровый – больной, холодный – горячий).

Сегодня мы познакомимся с понятием СИНОНИМЫ – это слова разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысли, но избежать повторения одних и тех же слов.

Например: Врач – доктор. Лётчик – пилот.

Далее отвечают дети.

ХОРОШО – не плохо, славно, здорово, прекрасно, отлично, хоть куда.

ПЛОХО – неудовлетворительно, скверно, безобразно, гадко, паршиво, пара, двойка.

ПЛАКАТЬ – рыдать, реветь, выть, скулить, хныкать, хлюпать, обливаться слезами.

СМЕЯТЬСЯ – хохотать, заливаться, закатываться от смеха.

КУШАТЬ – есть, уплетать, лопать, уминать, наворачивать, поглощать, уничтожать.

ГОВОРИТЬ – болтать, разговаривать, лопотать, изъясняться, толковать, вещать, беседовать.

ИДТИ – шагать, ступать, шествовать, плестись, семенить.

ПЕЧАЛЬНО – грустно, не весело, тоскливо, не радостно.

СМЕЛЫЙ – отважный, храбрый.

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – добродушный. Добросердечный, гуманный.

РАДОСТЬ – весело.

ЖАДНЫЙ – скупой, меркантильный.

ДИ «ЖАДИНА» - корзина с овощами и фруктами, дети берут и говорят – «мой апельсин, моё яблоко, моя груша»

ДИ «Назови ласково»- А когда возвращают в корзину (мой огурчик, мой апельсинчик, моё яблочко).

ДИ «Кто, что делает»- дети по картинкам составляют предложение (дети поливают цветы, девочка поёт, учитель учит детей)

Вос-ль просит назвать слова – действия (поливают, поёт, учит)

Д/И «Придумай предложение» - предлагаю придумать предложение из двух, трёх слов, назвать первое слово, второе, третье.

Физкультминутка "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Воспитатель вносит корзинку с щенком. Предлагает дать клички

Если щенок пушистый - Пушистик,

Белый как снег – Снежок.

Серый как дым – Дымок.

Очень маленький – Малыш.

Этот щенок высоко прыгает – Прыгун.

Этот очень чёрныё – Черныш.

Этот глупенький – Глупыш.

Этот щенок часто шалит – Шалун

ШАЛУН оказался у нас в гостях (дети употребляют предлоги) (воспитатель перемещает Шалуна)

- где находится Шалун – в корзинке,

- а теперь? – под стулом, на столе, около стула, на спинке стула.

Откуда спрыгнул кот – со спинки стула

Куда я спрятала корзинку с Шалуном? – за спину,

Откуда выглядывает кот – из - за спины.

Где я держу корзину с щенком – над головой.

А ещё наш Шалун любит чистоту.

Пальчиковая гимнастика  "Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Словесная игра «В круг широкий вижу я встали все мои друзья»

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Д/И «Закончи предложение»

- Девочка надела шубу, чтобы… (стало теплее, не замёрзнуть, идти гулять).

-Дети поливают цветы, чтобы (они не завяли, хорошо росли)

- Коля взял велосипед, чтобы (на нём покататься, ездить)

- Мышка роет норку, чтобы (в ней жить, спрятаться от кошки)

- Девочка взяла карандаши, чтобы (рисовать)

Предлагаю детям стать врассыпную.

Дети: «Мы с картинками играем,

по слогам их называем,

мы ногами топаем и руками хлопаем»

(дети, глядя на картинку, хлопают – делят слова на слоги, отвечают - сколько слогов и почему, (по количеству гласных букв).

Итог занятия: воспитатель спрашивает, чем занимались, и что было особенно интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Лексико-грамматические упражнения"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17583544","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"392"}}]]...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Лексические игры и упражнения»  Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое воспр...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема:Лексико – грамматические упражнения.

Программное содержание:Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.Продолжать учить де...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речиЗадача:- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относител...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...