ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «АБВГДейка+»
рабочая программа по развитию речи

Давыдова Елена Юрьевна

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.

Возрастная направленность: 3-5 лет

Продолжительность реализации программы: два года.

Временной режим: 1 занятие в неделю, продолжительностью 15-20 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abvgdeyka.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребенка детский сад №133

   

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                       Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №133

                                                                                                                __________ Н.П. Мариновская

                                                                                                                         «____» ________________ 20_____г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ

«АБВГДейка+»

                                                                                       Программу составила

                                                                                       учитель – логопед Е.Ю. Исакова

                                                                                       Рассмотрено и одобрено

                                                                                       педагогическим советом № ____

от «____» ____________ 20___ года

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.

Возрастная направленность: 3-5 лет

Продолжительность реализации программы: два года.

Временной режим: 1 занятие в неделю, продолжительностью 15-20 минут.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 3-5 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

— систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных

источников (игры, общения, обучения и т. д.);

— организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что

звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.

Цель Программы: Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Задачи Программы:

  • Развитие потребности активно мыслить.
  • Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  • Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
  • Развитие логических форм мышления.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности,
  • Формирование инициативности, самостоятельности.
  • Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
  • Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
  • Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
  • Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.

При разработке Программы использовались следующие принципы:

  • принцип развивающего и воспитывающего образования;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип активности и самостоятельности;
  • принцип полноты, необходимости и достаточности;
  • принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;
  • принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.

Схема занятий включает:

Работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми.

1.Артикуляционная / речевая гимнастика.

2.Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение.

3.Новый материал:

  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове;
  • слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;
  • буква, её образ и графическое написание;
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;
  • деление слов на части;
  • дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

4.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3-4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части

речи.

Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 900 слов.

Совершенствуется звукопроизношение. Начинает формироваться понятие об

обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами

(употребляют множественное число, винительный и родительный падежи

имен существительных, изменяют основу глагола и т. д.).

Осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна. Постепенно дети подводятся к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба», «Колобок» и др.).

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности, для подготовки к школе, а

в дальнейшем и для выбора профессии.

Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют общение с окружающими; часто у детей с дефектами речи наблюдается задержка в психическом развитии.

Правильное звукопроизношение очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно четкое произношение звуков. Детям с дефектами речи трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, назвать слова, начинающиеся на заданный звук.

Дошкольники с плохим фонематическим слухом испытывают трудности в

овладении навыками грамотного письма.

Наблюдаются следующие особенности произношения,

1. Согласные произносятся смягченно («зюк» — жук, «сярик» — шарик).

2. Свистящие звуки «С», «3» и «Ц» произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся («абака» — собака), заменяются: «С-Ф» («фолнце» — солнце), «3—В» («ваяц» - заяц), «Ц—Ф» («фапля» - цапля), «С—Т» («тобака» - собака), «3-Д» («донт» — зонт), «Ц—Т» («тветок» - цветок).

3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются: «Ш—С—Ф» («сапка», «фапка» - шапка; «коска», «кофка» - кошка), «Ж—3—В» («зук», «вук» - жук), «Ч-ТЬ-Ц» («оцки», «отьки» - очки), «Щ-СЬ-ТЬ» («сетка», «тетка» - щетка).

4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа» - лампа; «ыба», «лыба» - рыба).

Имеются особенности и в словопроизношении:

- сокращение («тул» — стул; «весипед» - велосипед);

- перестановки («шапля» - шляпа; «корвик» - коврик);

- уподобление одного звука другим («бабака» - собака);

- слияние («Мафеда» вместо «Мария Федоровна»);

- добавление звуков («реблята» - ребята).

С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3—4 лет по  развитию звуковой культуры речи, с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха.

Методические рекомендации

На данном этапе обучения выделены три задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии в течение года.

1. Развитие звуковой культуры речи.

2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Кроме того, решаются задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, обучение детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Большое внимание уделено эмоциональному состоянию ребенка, что способствует формированию прочных познавательных навыков.

Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому и

правильному произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных словах (ква-ква-ква, му-у-у, и-го-го), в словах и во фразовой речи.

При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дошкольники учатся произносить его четко, длительно, то есть вырабатывается умение  интонационно выделять звук. Способы произношения звуков демонстрируются ребенку взрослым. Это подготавливает дошкольника к интонационному выделению согласных звуков и умению управлять своей артикуляцией.

Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, четче, чем другие звуки.

Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой и индивидуальной работы. Выполняя игровые упражнения со словами, ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат. Навыки правильного, четкого произношения звука в речи и умение выделить его в слове формируются не сразу; чем младше ребенок, тем меньше у него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает малыш.

Усвоению программы на данном этапе обучения способствуют игровые упражнения, веселые рисунки, стихотворения, которые подобраны таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей 3-4 лет.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах. Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.

Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. Не каждый дошкольник может запомнить стихотворный текст на занятии, поэтому желательно привлекать родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома с детьми.

Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

У детей 3-4 лет начинает активно развиваться внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включать в занятия загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Большое количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует расширению представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, обогащает его словарный запас.

На занятиях проводятся физкультминутки (упражнения), направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации. Кроме того, эти упражнения развивают память, четкое произношение, содействуют плавности выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

Задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыками письма.

Программа на учебный год

1. Развитие звуковой культуры речи.

Формировать умения:

  •  правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И» изолированно, в словах и во фразовой речи.
  • правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «X», «ф», «В», «Л», «С», «3», «Ц» изолированно, в словах и во фразовой речи.
  • готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
  • способствовать развитию интонационной стороны речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
  • формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
  • формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями.
  • знакомить с терминами «звук», «слово».

2. Развитие графических навыков (с целью подготовки руки ребенка к письму).

Формировать умения:

  • рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
  • рисовать округлые линии.
  • закрашивать контуры предметов.

3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и

мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

(1 год обучения)

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

1

Сентябрь

Вводное занятие

1

2

 

Звук «А», рисование дорожек, заучивание потешки.

1

3

 

Звук «У», игра «Узнай, какой игрушки не стало», заучивание потешки.

1

4

 

Звук «О», рисование дождика из тучки, заучивание потешки.

1

5

Октябрь

Звуки «А», «У», «О» (закрепление), развитие моторики, повторение потешек.

1

6

 

Звуки «А», «У», «О» (закрепление), развитие моторики, повторение потешек.

1

7

 

Звук «Ы», заучивание стихотворения, рисование дорожек.

1

8

 

Звук «Э», рисование дорожки, заучивание стихотворения.

1

9

Ноябрь

Звук «И», рисование зернышек, заучивание стихотворения.

1

10

 

Звуки «Ы», «Э», «И» (закрепление), развитие моторики, повторение стихотворений.

1

11

 

Звуки «Ы», «Э», «И» (закрепление), развитие моторики, повторение стихотворений.

1

12

 

Звуки «М-МЬ», заучивание стихотворения.

1

13

Декабрь

Звуки «Н-НЬ», рисование ниточек к шарикам, заучивание стихотворения.

1

14

 

Звуки «Б—БЬ», развитие моторики, заучивание потешки.

1

15

 

Звуки «П—ПЬ», рисование колес к вагончикам, заучивание стихотворения.

1

16

 

Звуки «Б—БЬ», «П-ПЬ» (закрепление), рисование окошек в вагончиках, игра «Кто внимательный?».

1

17

Январь

Звуки «Б—БЬ», «П-ПЬ» (закрепление), рисование окошек в вагончиках, игра «Кто внимательный?».

1

18

 

Звуки «Д—ДЬ», рисование домика, заучивание стихотворения.

1

19

 

Звуки «Т—ТЬ», заучивание стихотворения.

1

20

 

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» (закрепление), рисование шариков на елке, повторение стихотворений.

1

21

Февраль

Звук «Г», игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения.

1

22

 

Звук «К», заучивание стихотворения.

1

23

 

Звуки «Г», «К» (закрепление), рисование дорожек, игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения.

1

24

 

Звуки «В—ВЬ», заучивание стихотворения, рисование ручек к ведеркам.

1

25

Март

Звуки «ф-фЬ», заучивание стихотворения, закрашивание предметов одежды.

1

26

 

Звуки «В—ВЬ», «Ф-ФЬ» (закрепление), повторение стихотворений, рисование дорожек.

1

27

 

Звук «X», рисование дорожек, заучивание стихотворения.

1

28

 

Звуки «Л—ЛЬ», заучивание стихотворения, рисование клубочков для котят.

1

29

Апрель

Звуки «С—СЬ», рисование дорожек, заучивание стихотворения.

1

30

 

Звуки «3—ЗЬ», рисование ручек к корзинкам, заучивание стихотворения.

1

31

 

«С-СЬ», «3-ЗЬ» (закрепление), игра «Кто внимательный?», повторение стихотворений.

1

32

 

Звук «Ц», развитие моторики, рисование зернышек цыплятам.

1

33

Май

Закрепление пройденного материала (гласные звуки), штриховка предметов.

1

34

 

Закрепление пройденного материала (согласные звуки), штриховка предметов, повторение стихотворений.

1

35

 

Закрепление пройденного материала (согласные звуки), рисование листочков на березе, игра «Кто внимательный?».

1

36

 

Закрепление пройденного материала (согласные звуки), штриховка предметов, рисование дорожек.

1

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К концу года ребенок:

  • правильно и четко произносит гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И»

изолированно, в словах и фразовой речи;

  • правильно и четко произносит согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «X», «Ф», «В»г «Л», «С», «Ц» изолированно, в словах и фразовой речи;
  • может произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп (быстро - медленно) речи, речевое дыхание;
  • использует выразительные средства речи — темп и ритм, паузы,

разнообразные интонации;

  • понимает значение терминов «звук» и «слово»;
  • умеет выполнять упражнения для пальцев и кистей рук; рисовать
  • вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать

несложные предметы.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 - 5 лет)

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов,  обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают  подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет

2000-2500.

Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка - «сапка», жук — «щук»).

У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием рече-двигательных механизмов.

Вместе с тем дошкольники 4—5 лет отличаются особой чувствительностью,  восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов

(красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.).

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

Дошкольники овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Таким детям необходима

помощь логопеда.

У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительных  умений.

Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа.

Методические рекомендации

На этом этапе обучения выделены три задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии.

1. Развитие фонематического слуха.

2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения детей умению интонационно произносить свистящие («С-СЬ», «3-ЗЬ», «Ц»), шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»), сонорные звуки («Л—ЛЬ», «М—МЬ», «Н—

НЬ», «Р—РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки («Б—БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д—ДЬ», «Т-ТЬ»), Такая работа способствует не

только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению

звуков.

Изучение звука проходит в четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу.

1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.

2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.

3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.

4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.

Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или протопать ритмико-слоговую структуру слова.

Дошкольники знакомятся с графическим изображением слова —прямоугольником; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько

слогов в слове, учатся подбирать схему к слову.

Эта новая задача введена автором с целью подготовки к следующему этапу обучения. Многолетний опыт работы показывает, что решение данной задачи не вызывает у дошкольников трудностей, а, наоборот, делает процесс обучения развивающим, так как дети начинают работать с моделями слов.

На первых занятиях в игровой ситуации дошкольники учатся различать на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора» «рь-рь-рь»; «песенку большого комара» «з-з-з» и «песенку маленького комара» «зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «К-КЬ», «Л—ЛЬ», «Б-

БЬ» и др. и дети знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для успешного решения задачи широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс

обучения более интересным, занимательным, доступным.

Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.

В потешках, стихотворениях для разучивания изучаемый звук встречается чаще других, что позволяет услышать этот звук, способствует его лучшему произношению. Заучивать стихотворения предлагается с опорой на сюжетный рисунок, помогающий лучше понять и запомнить содержание. У детей развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.

Задания «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Как и в предыдущей группе, широко используются загадки, содержание и тематика которых значительно расширяются, — это загадки о транспорте, животных, птицах, о предметах окружающего мира и др.

Отгадывание загадок развивает образное мышление, речь, внимание, память. Использование рабочей тетради ребенком 4-5 лет позволяет начать работу по

формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы. С этой целью на каждом листе в правом нижнем углу

нарисован шарик. Руководствуясь объяснениями взрослого, ребенок должен

раскрасить его в зеленый цвет, если все задания выполнены правильно; в желтый — если одна-две ошибки; в красный - если задания выполнены неправильно. Дошкольнику также предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки, которые были допущены в ходе выполнения задания.

В занятия включены задания по подготовке руки ребенка к письму:

1. Развитие произвольных движений пальцев рук.

2. Формирование элементарных графических навыков.

Они проводятся в игровой, занимательной форме. Например: «Дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке» и т. д.

С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

К концу года даются упражнения на штриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий навыки дошкольников совершенствуются.

Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для овладения навыками письма.

Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток.

На первых занятиях желательно выполнять задание вместе с дошкольниками,

чтобы они могли подражать движениям педагога.

Сначала упражнения выполняются медленно, педагог следит за правильностью положения рук и пальцев детей и точностью переключения с

одного движения на другое.

Программа на учебный год

1. Развитие фонематического слуха.

  • Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук», -Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.
  • Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «3-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
  • Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.
  • Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником
  • (простейшее моделирование).

Формировать умения:

  • различать на слух твердые и мягкие согласные;
  • определять и изолированно произносить первый звук в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове;
  • продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению

произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

  • продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.

2. Развитие графических навыков.

  • продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии;
  • рисовать округлые линии;
  • рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
  • заштриховывать различные предметы.

3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

(2 год обучения)

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

1

Сентябрь

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий.

1

2

 

Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

3

 

Сравнение слов по звучанию (длинные, короткие).

1

4

 

Сравнение слов по звучанию (громко, тихо).

1

5

Октябрь

Деление слов на слоги.

1

6

 

Деление слов на слоги.

1

7

 

Игра «Подскажи словечко».

1

8

 

Деление слов на слоги.

1

9

Ноябрь

Звуки [с], [с’].

1

10

 

Звуки [з], [з’].

1

11

 

Дифференциация звуков [с], [с’], [з], [з’].

1

12

 

Звук [ц].

1

13

Декабрь

Звук [ш].

1

14

 

Звук [ж].

1

15

 

Дифференциация звуков [ш], [ж].

1

16

 

Звук [щ’].

1

17

Январь

Звук [ч’].

1

18

 

Дифференциация звуков [ч’],[щ’].

1

19

 

Звуки [р], [р’].

1

20

 

Звуки [л], [л’].

1

21

Февраль

Звуки [м], [м’].

1

22

 

Звуки [б], [б’].

1

23

 

Звуки [к], [к’].

1

24

 

Звук [г].

1

25

Март

Дифференциация звуков [г], [к].

1

26

 

Звуки [д], [д’].

1

27

 

Звуки [т], [т’].

1

28

 

Дифференциация звуков [д], [д’], [к], [к’].

1

29

Апрель

Дифференциация звуков [с], [с’], [з], [з’], [ж].

1

30

 

Моделирование.

1

31

 

Моделирование.

1

32

 

Закрепление пройденного материала (гласные звуки).

1

33

Май

Закрепление пройденного материала (гласные звуки).

1

34

 

Закрепление пройденного материала (согласные звуки).

1

35

 

Закрепление пройденного материала (согласные звуки).

1

36

 

Закрепление пройденного материала.

1

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К концу года ребенок:

  • правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо

обратиться к логопеду);

  • различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и

тихие;

  • делит слова на слоги;
  • дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
  • определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
  • произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может

штриховать несложные предметы;

  • выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
  2. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
  3. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999.
  4. «Истоки». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 201 1.
  5. «Разноцветная планета». Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Е. А. Хамраевой. М., 2012.
  6. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1995.
  7. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.,1979.
  8. Урунтаева ГА. Дошкольная психология. М., 1999.
  9. ЭльконинД. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.,1995.
  10. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
  11. «Развитие речи детей 2-3 лет». Методическое пособие. М., 2010-2014.
  12. «От звукоподражаний к словам». Иллюстративный материал. М., 2010-2014.
  13. «Литературные тексты для детей 2-3 лет». М., 2011-2014. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Методическое пособие. М.,1996-2014.
  14. «Раз - словечко, два - словечко». Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М., 1996-2014.
  15. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет». Методическое пособие. М., 1995-2014.
  16. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 1995-2014.
  17. «Слова, слоги, звуки». Демонстрационный материал для детей 4-5 лет. М., 2008-2014.
  18. «Дорисуй и раскрась». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 2009-2014.
  19. «Учимся составлять слоговые схемы». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 2009-2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА»

Образовательная программа по платной дополнительной образовательной услуге «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА» направлена на формирование логического мышления через развитие мыслительных операций: анализа, синт...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»

       Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это исто...

Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.

 «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...