Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Тарасова Елена Владимировна

         Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой - увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»

Для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 2 года

Составитель: Тарасова Е.В.,

воспитатель

Содержание программы

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

  2. Методическое обеспечение программы

  3. Нормативно – правовое обеспечение программы

  4. Цель программы

  5. Задачи программы

  6. Система педагогического взаимодействия

  7. Направления деятельности

  8. Принципы программы

  9. Основные принципы дошкольного образования

  10. Возрастные особенности

  11. Мониторинг

  1. Содержательный раздел

  1. Формы работы

  2. Приемы и методы работы

  3. Взаимодействие с семьями воспитанников

  4. Современные образовательные технологии

  1. Организационный раздел

  1. Материально методическое обеспечение программы

  2. Календарно – тематическое планирование

  3. Литература

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Сказка – ложь, да в ней – намек,

добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин.

Актуальность

         Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой - увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.

           Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний.   Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

         Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.      Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

             Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.

           Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

         Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

1.2.Методическое обеспечение программы

Программа дополнительного образования построена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников.  Создание программы « В мире сказки» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  и расширяет знания детей о сказках.

В основе программы лежит составляющая трех понятий:

интеграция – взаимосвязь образовательных областей;

системность – система  развивающих занятий;

современные образовательные технологии.

1.3.Нормативно – правовое обеспечение программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007г. № 1351.

1.4.Цель: Нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.

1.5.Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

познакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название сказки, знать жанровые особенности сказок.

Образовательная область « Социально – коммуникативное развитие»:

развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Образовательная область « Речевое развитие»: учить пересказывать содержание сказок  и выражать своё отношение к героям, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;- обогащать и расширять словарный запас детей.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в создании и передаче образов.

Образовательная область « Физическое развитие»

закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения).

1.6.Система педагогического взаимодействия        

непрерывная образовательная деятельность

самостоятельная деятельность воспитанников

совместная деятельность педагога с ребенком

создание развивающей предметно – пространственной среды

1.7. Направления деятельности

Организация работы с детьми дошкольного возраста  по теме « В мире сказки» идет по следующим направлениям

1. Русские народные сказки        

2.Авторские сказки

3. Сотрудничество с родителями (Законными представителями)

4. Развивающая предметно – пространственная среда по теме.

Программа рассчитана на два года: в старшей и подготовительной группах.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

В старшей группе 25 минут, в подготовительной группе 30 минут.

1.8. Программа основывается на следующих принципах

Программа строится на следующих методологических подходах и принципах

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего героя.

 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником разных видов деятельности .

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

1.9. Основные принципы дошкольного образования:

Стандарт утверждает основные принципы:

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Общепедагогические принципы:

Программа

  •  соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  •  сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  •  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  •  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  •  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  •  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

1.10. Возрастные особенности

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ребенок:
•    Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

•    Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
•    Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие.
•    Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

•    Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Восприятие. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Мышление. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. У детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление.

Память. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно

 Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Воображение. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

 Этические нормы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

1.11.Мониторинг
В начале и в конце учебного года, при необходимости в середине года, проводится мониторинг для определения уровня усвоения программы. Мониторинг разработан с учетом образовательной программы МБДОУ «Детский сад №61 «Флажок», образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Планируемые результаты к концу обучения

- развитие интереса к русской литературе, русскому народному творчеству;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

-изготовление  рисунков, поделок, работ по аппликации по сказкам

Воспитанник будет

Знать

Особенности русских народных сказок.

Жанровые особенности сказок.

Сказки о животных.

Волшебные сказки.

Бытовые сказки.

Авторские сказки.

Уметь

Может назвать любимую сказку.

Различать сказки авторские и русские народные.

Знать авторов некоторых сказок.

Пересказывать сюжет некоторых сказок.

Уметь давать характеристику героям сказки.

Навыки

Приобретение интереса к сказкам

2. Содержательный раздел

2.1. Формы работы

Формы организации деятельности детей

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

Инсценировка сказок

Непрерывная образовательная деятельность

2.2.Приемы и методы

  • игровые (сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные);
  • словесные (беседа, рассказ, объяснение)
  • наглядные (картинки, рисунки)
  • ИКТ
  • проектная деятельность

2.3.Взаимодействие с семьями воспитанников

Совместная деятельность педагогов и родителей ( законных представителей): викторины, мастер – классы, досуг, проектная деятельность, выставки.

Информационно – просветительское взаимодействие: беседы, консультации, выставки, информационные стенды, информация на сайте ДОУ.

Обратная связь: анкетирование, благодарственные письма.

План работы с родителями по ознакомлению воспитанников с сказками по программе дополнительного образования в кружке « В мире сказки»

№ п/п

Период

Мероприятие

1.

Сентябрь

Анкетирование родителей

2.

Октябрь

Консультации для родителей

3.

Ноябрь

Подготовка папки для родителей « Значение сказок в воспитании детей»

4.

Декабрь

Книжка – малышка (совместное творчество детей и родителей)

5.

Январь

Волшебный сундучок (викторина с детьми)

6.

Февраль

Изготовление атрибутов по сказкам

7.

Март

Экскурсия выходного дня «Музей сказки»

8.

Апрель

Презентация по сказкам

9.

Май

Досуг для детей « По дорогам сказок»

2.4.Современные образовательные технологии

  • личностно – ориентированное обучение
  • использование ИКТ
  • здоровьесберегающие технологии
  • проектирование
  • игровая технология
  • моделирование

3. Организационный раздел

3.1.Описание материально- технического обеспечения программы дополнительного образования, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Основной формой работы являются занятия: занятия – экскурсии, занятия путешествия. Дополнительно организуется проектная деятельность.

В группе созданы развивающие зоны, которые наполнены:

  • элементами костюмов для обыгрывания сказок;
  • наборы масок;
  • аудио и видео материалы;
  • портреты писателей;
  • сюжетные картинки;
  • сборники сказок разных лет издания;
  • материалы для оформления и творчества детей: наборы бумаги, цветные карандаши, пластилин, краски.

3.2.Календарно – тематическое планирование        

Список литературы:

  1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. –
  2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.
  4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.
  6.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5
  7. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=796501
    © Библиофонд. Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА (непосредственно образовательная деятельность) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Речевое развитие», средняя группа

Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок. Эмоционально сближать детей, понимать эмоцион...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализации. Образовательная область"Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказочной стране"(театрализация русской народной сказки "Теремок") (средняя группа)

Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.1) Закреплять знания детей по прочитанным сказкам;2) Учить детей драматизировать знак...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» « Путешествие в разноцветную сказку» для детей общеразвивающей группы «Затейники» (от 6- до7 лет)

Цель: формирование умения использовать разные части речи  в точном соответствии с их значением.Программное содержание:- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми...

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «По сказкам К.И.Чуковского» с детьми 4-5 лет

Цель: Воспитывать культуру речевого общения и интерес к художественной литературе.  Задачи:Образовательные:• В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чук...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского» Старшая группа

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтап...