Сторителлинг как эффективный метод образования дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Клева Елена Владимировна

Материал представляет собой консультацию для педагогов ДОО о применении сторителлинга как современной методики развития речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями в группах комбинированной направленности..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kleva_storitelling.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Клева Е. В.

                                           

Сторителлинг как эффективный метод

образования дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи

Современные реалии диктуют новые правила, и в методической копилке воспитателей ДОО появляется все больше инновационных форм и методов работы с дошкольниками, в том числе с воспитанниками групп комбинированной направленности.

В практике педагогов нашего ДОУ уже несколько лет успешно применяется интерактивный метод сторителлинга, который позволяет превратить образовательный процесс увлекательным для каждого участника, активизировать и расширять словарный запас детей, учить их анализировать новую информацию, укреплять память и, что самое главное, способствует коррекции речевых нарушений.

Термин «сторителлинг» имеет иностранное происхождение и введен в обиход весьма далеким от педагогики человеком – западным бизнесменом Дэвидом Армстронгом, который еще в 90-х годах минувшего века использовал свой ораторский талант для мотивации сотрудников своей фирмы. Его опыт показал, что при помощи простых, но жизненных, «берущих за душу» историй можно ловко управлять людьми, направляя их мысли и энергию в нужное русло.

Применительно к дошкольной педагогике сторителлинг было бы уместнее понимать, как искусство заинтересовать детей эмоциональным рассказом и тем самым ненавязчиво, но эффективно вовлечь их в образовательную деятельность.

Здесь, как и в менеджменте, история (а в нашем случае это, как правило, сказка без продолжения) играет роль волшебной палочки, на кончике которой педагог удерживает детское внимание, стремится произвести на ребенка неизгладимое впечатление и вызвать у него адекватный эмоциональный отклик.

Дошколята обожают удивляться, способны сопереживать, стремятся помочь. Так почему бы не объединить приятное с полезным? Включение интерактивного метода сторителлинга в непосредственно-образовательную деятельность и режимные моменты не только удовлетворяет естественную потребность ребенка в новых впечатлениях, но и позволяет педагогу решить целый ряд образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Так, в процессе увлекательного повествования у дошкольника возникают определенные ассоциации, формируются психологические взаимосвязи, развиваются логика и воображение. Ребенок невольно соотносит себя с близким ему по характеру персонажем, переживает его опыт как свой собственный и, делая соответствующие выводы, учится вести себя в определенной ситуации.

Как и многие современные методы, сторителлинг вариативен. В зависимости от поставленной цели и в соответствии с образовательной ситуацией его можно применять в классическом (дети внимательно слушают), цифровом (история иллюстрируется при помощи мультипликации, картинок, скрайбинга и т.д.) или активном виде (когда дети сами участвуют в создании истории). В любом случае метод сторителлинга характеризуется эмоциональностью рассказа (подчас даже с ноткой трагизма), а также наличием интересного и близкого детям персонажа, который живет в собственном мире и вызывает у слушателя яркие переживания, желание помочь, исправить ситуацию к лучшему.

Как показала практика, в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, наиболее эффективен активный сторителлинг, при котором дети не просто слушают историю, а сами включаются в развитие сюжетной линии. При этом хороши самые разные способы достижения цели:

  • «реалити-шоу» – ребенок оказывается главным героем какой-либо жизненной ситуации (к примеру, нарушил ПДД или совершил ошибку в быту) и вынужден не просто «пережить» ее и «выпутаться», но и озвучить свои эмоции и соображения, что очень важно для развития высших психических функций и коррекции речевых нарушений;
  • «помощь герою» – в гости к детям приходит колоритный сказочный (мультипликационный) персонаж, которому они доверяют (Нолик из «Фиксиков», Смельчак из «Чудо-машинок» и т. п.) и который попал в беду;
  • «квест-стори» – дети вербально моделируют развитие заранее придуманной и начатой педагогом истории и в процессе квеста путем проб и ошибок находят лучшее решение на основе уже имеющихся у них знаний и опыта;
  • «проблемная ситуация» – перед слушателями ставится конкретный вопрос, требующий решения, создаются условия для развития у детей критического мышления.

Обучение рассказыванию детей с различными речевыми нарушениями мы реализуем посредством широко известных методик и приемов:

– сочинения историй по картам Проппа, которые в данном случае служат не только для пересказа сюжета, но и для его моделирования для последующего самостоятельного описания и осмысления;

скрайбинга (иллюстрирование истории «на лету»), когда рисунки-схемы создаются в ходе повествования и выполняются как педагогом, так и самим ребенком прямо на доске при помощи цветных маркеров;

– составления рассказов по сюжетным картинкам (слайдам), которые не требуют самостоятельного придумывания персонажей, но побуждают ребенка домысливать и досказывать как характер героя, так и исход его похождений;

– сочинительства по виммельбухам («гляделкам-находилкам») – особым крупногабаритным книгам для рассматривания с множеством миниатюрных картинок и почти полным отсутствием текста.

– работы с игровыми заданиями из речевого лэпбука, в кармашках которого можно размещать разнообразные дидактические материалы для коррекции и развития речи с учетом рекомендаций педагога-логопеда.

Метод сторителлинга настолько удобен и гибок, что при желании может быть применен в любой из образовательных областей и легко комбинируется со многими формами и методами. В нашей практике сторителлинг нашел применение в театрализованной деятельности, используется в процессе освоения нетрадиционных изобразительных техник и конструировании, в познавательно-исследовательской деятельности (во время освоения логико-математических задач и при ознакомлении с окружающим миром).

Разумеется, все вышеупомянутые средства достижения образовательной цели подбираются нами тематически или ситуативно, но всегда с учетом возрастных и психофизических возможностей воспитанников. И если на начальном этапе реализации метода сторителлинга ребенок испытывает затруднения в силу речевых нарушений и связанной с ними застенчивости, то впоследствии настолько «вживается» в роль «помощника» и рассказчика, что выполняет задания с азартом и нескрываемым удовольствием. А значит, основная цель метода сторителлинга – вовлечение ребенка в образовательную деятельность – можно считать достигнутой.

Литература:

Русакова А.С. «Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки». – М.: Обруч, 2015. – 192 с.

Рыжова, С. Ф. «Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи» / С.Ф. Рыжова. –  М.: Учитель, 2013. – 128 c.

Симмонс А. «Сторителлинг. Как использовать силу историй». – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 177 с.

Староверова М. С., Ковалев Е. В., Захарова А. В. и др. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие». – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

Федорова С. В., Барчева А. А. «Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста» // Молодой ученый. – 2017. – №16. – С. 515-518.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальная терапия как, эффективный метод здоровьесбережения дошкольников

Статья посвещена проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста посредством инновационного метода - танцевальной терапии....

«Танцевальная терапия, как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников»

«Танцевальная терапия, как  эффективный метод здоровьесбережения дошкольников»     В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребн...

Консультация для родителей "Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников" (19.10.2017)

По мнению многих учёных, медиков и педагогов в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления....

Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через игры и методы обучения"

Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в ш...

Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....