Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через игры и методы обучения"
статья по логопедии на тему

Копайгора Елена Евгеньевна

Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. У детей с нарушением речи развита плохо, необходима систематическая работа по формированию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

ДОКЛАД

на тему:

«Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет   с нарушением речи через специальные игры и методы обучения»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Копайгора Е.Е

г.Долгопрудный

2017г

Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. У детей с нарушением речи развита плохо, необходима систематическая работа по формированию связной речи.

Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи подробно рассматриваются в работах, Т.Б. Филичевой, Нищевой Н.В, Ткаченко Т.А и др.

Обучение рассказыванию - это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих собственные самостоятельные мысли. Формирование у них навыков построения связных развернутых рассказов требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение такой речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач обучению рассказывания ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

В своей работе  педагоги- практики используют  множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

• Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

• Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

• Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

• Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

• Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Наряду с традиционными методиками в работе с дошкольниками и дошкольниками с нарушением речи можно использовать  и инновационные комбинированные методы:                                                         --Мнемотехника (наглядное моделирование)- составление описательных рассказов с опорой на схему

Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ,  разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание и придумывание загадок.

 -Постановка проблемного вопроса – составление рассказов по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий) еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать. Вопросы, которые ставят перед ребенком определенную проблему и подталкивающие его к решению её:  почему? зачем?  Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной литературной лексики. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

- Элементы ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

Таким образом, данные нетрадиционные методы обучения связному высказыванию не отрицают традиционные, а только совершенствуют, модернизируют, дополняют их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи через систему специальных игр и методов обучения Учитель-логопед АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки» Копайгора Елена Евгеньевна

Слайд 2

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание .

Слайд 3

Основные методы развития связной речи Наглядные Словесные Приемы развития связной речи дошкольников Наглядные Словесные Игровые

Слайд 4

Инновационные комбинированные методы развития связной речи Мнемотехника (наглядное моделирование) Постановка проблемного вопроса Элементы ТРИЗ

Слайд 5

Мнемотехника (наглядное моделирование) пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ, разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание и придумывание загадок.

Слайд 6

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский

Слайд 7

Составление описательного рассказа с опорой на схемы

Слайд 8

Составление предложений

Слайд 9

«Кармашки» Заучивание стихов

Слайд 10

Постановка проблемного вопроса – составление рассказов по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий)

Слайд 12

Элементы ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Обучение составлению сравнений Обучение составлению загадок Обучение составлению творческих рассказов по картинке Обучение пересказу русских сказок с элементами драматизации

Слайд 13

Сказка «Три медведя»

Слайд 14

Сказка «Мужик и медведь»

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.     Своевременное и полноценное формировани...

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.

В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....