Чистоговорка – весёлый помощник при развитии речи дошкольника
статья по развитию речи (старшая группа)

Сазонова Любовь Анатольевна

Эта статья откроет вам секрет о том, как, не прикладывая много усилий помочь ребенку дошкольного возраста в развитии речи.  Все мы знаем, что  развитие речи является очень важным этапом подготовки ребенка к школе. И это не просто сама речь, но не стоит забывать о развитии речевого слуха и дикции у  дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chistogovorka.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Чистоговорка – весёлый помощник при развитии речи дошкольника

Автор: воспитатель

ГБДОУ №7 Кировского района СПб

Сазонова Л.А.

Эта статья откроет вам секрет о том, как, не прикладывая много усилий помочь ребенку дошкольного возраста в развитии речи.  Все мы знаем, что  развитие речи является очень важным этапом подготовки ребенка к школе. И это не просто сама речь, но не стоит забывать о развитии речевого слуха и дикции у  дошкольника.

Работая в детском саду, я заметила, что не все родители обращают внимание на правильную речь ребенка. Да, воспитатели ежедневно занимаются речевым развитием, но придя домой, ребенок попадает в привычную семейную среду, где родители зачастую не обращают внимания на речь ребенка и не замечают самой проблемы. А ведь школа не за горами! И этим обязательно нужно заниматься, помогать ребенку в правильном произношении звуков, обогащать словарный запас. Но учитывая занятость современных родителей, становится понятно, что дети, как правило, занимаются развитием речи только с воспитателем в детском саду или, конечно, с логопедом. Но как помочь тем деткам, которые плохо посещают детский сад или не имеют возможности заниматься с логопедом?

И вот, учитывая данную проблему, я задумалась, как, не прикладывая много усилий и не отводя специального времени для занятий помочь ребенку  дошкольного возраста в развитии речи? Как заинтересовать его в детском саду настолько, чтобы он, придя домой, продолжил развивать свою дикцию?

Ответ нашелся  неожиданно и сам собой. Чистоговорка! Это зарифмованная короткая фраза, которая используеется для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Так вот, в играх и режимных моментах с воспитанниками мы часто напевали про свои действия, например, так: «Ги-ги-ги я снимаю сапоги», «Шу-шу-шу кукле волосы причешу» или «Ки-ки-ки мою чисто руки». И это настолько понравилось детям, что они стали напевать обо всем, что видят и делают.

Конечно, в образовательной деятельности по развитию речи мы с воспитанниками разучиваем и проговариваем 2-3 чистоговорки в месяц, состоящих не из одной, а нескольких коротких фраз. Но эти зарифмованные фразы не заинтересовывают детей настолько, чтобы после занятия самостоятельно проговаривать их для закрепления результата. А вот проговаривая короткая чистоговорка из серии «Что вижу то пою» - да. Она не просто цепляется за речь ребенка по смыслу его действий, но еще и радует его реакцией окружающих. Ведь один начинает, а все остальные подхватывают!  Спустя три месяца данной находки, родители воспитанников стали рассказывать, что их дети по дороге из детского сада и потом дома что-то напевают себе под нос («Ду-ду-ду я домой иду», «Ги-ги-ги мама помоги» и тому подобное). И когда родители узнали, что это не просто песенка, а отработка дикции – были приятно удивлены.  

Эти короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части короткого стихотворения трижды повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Таким образом, чистоговорки не только развивают речевой слух и дикцию, но и обогащают словарный запас, развивают фантазию. Увидев явную заинтересованность воспитанников, я стала составлять более длинные тематические чистоговорки, чтобы дошкольникам было не просто весело проговаривать их, но и познавать что-то новое. Например,

«Но-но-но посмотрели мы в окно,

Ма-ма-ма к нам пришла зима,

Ки-ки-ки любим мы играть в снежки»

***

«Жу-жу-жу я с ребятами дружу,

Ом-ом-ом друг за другом мы идём,

Ат-ать-ать мы идём гулять»

***

«Ом-ом-ом мы в городе живём,

Ве-ве-ве наш  город на Неве,

Ай-ай-ай название угадай?!»

Вы сможете самостоятельно составлять подобные чистоговорки, главное подобрать последнее слово фразы и к нему приставить повторяющийся слог: карандаш аш-аш-аш. Ставим слоги вперед, подбираем словосочетание по смыслу и готово: «Аш-аш-аш мы берем карандаш».

В интернет-пространстве и методической литературе предлагается много вариантов чистоговорок, но они, как правило, не выдержаны в одной теме, а содержат разные по смыслу короткие рифмованные фразы. А эта статья говорит о том, что вы  вместе с ребенком, сможете сами составить нужную рифму на любую интересующую его тему, всегда сможете поддержать с дошкольником веселый разговор в форме чистоговорки. Спустя немного времени вы увидите, что ребенок сможет уже самостоятельно составлять рифмованные сочетания. Такие весёлые чистоговорки  способствуют улучшению дикции детей и даже взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение, решают главный вопрос в самостоятельном  развитии речи дошкольника. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"

Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"...

«Чистоговорки» (картотека игр по развитию речи)

Автор представил подборчу чистоговорок для развития речи  у детей 3-5 лет....

Чистоговорки,скороговорки,стихи для развития речи.

Чистоговорки, скороговорки,стихи для  развития речи....

Консультация для родителей "Чистоговорки и скороговорки для развития речи ребенка"

Чистоговорки и скороговорки для развития речи ребенка Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем...

Педагогическая разработка "Чистоговорки и скороговорки для развития речи детей дошкольного возраста"

Педагогическая разработка разработана для воспитателей детских садов....

Сказки К.И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии речи дошкольников

    К.И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для ...