Развитие правильного речевого дыхания у дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи

Жданова Татьяна Александровна

При неправильном речевом дыхании у ребенка наблюдается: проглатывание окончаний слов, договаривание длинной фразы шепотом, ребенок делает вдох в середине слова, ускоренный темп речи, несоблюдение логических пауз. Поэтому педагогам и родителям нужно научить дошкольников правильному речевому дыханию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_doshkolnikov.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие правильного речевого дыхания у дошкольников.

Речевое дыхание - важная составляющая речи  ребенка. При правильном речевом дыхании речь произносится с нормальной громкостью, проговариванием всех звуков и выразительно.

Неправильное речевое дыхание характеризуется большим вдохом и маленьким выдохом, вследствие чего у ребенка наблюдается:

  • проглатывание окончаний слов;
  • договаривание длинной фразы шепотом;
  • ребенок делает вдох в середине слова;
  • ускоренный темп речи;
  • несоблюдение логических пауз.

Главными причинами неправильного речевого дыхания являются слабо развитый дыхательный аппарат, а вследствие этого нерациональный расход выдыхаемого воздуха.

Поэтому педагогу и родителям нужно научить ребенка правильно дышать. Для этого можно использовать следующие игры и упражнения:

1. Упражнения для положения лежа "По волнам"

Ребенок ложится на спину, на живот ему кладём игрушку (лучше всего мягкую). При вдохе носом живот "надувается", игрушка поднимается. Выдох ртом, живот "сдувается", игрушка опускается. Пусть малыш представит, что игрушка плавает по волнам.

Качаю рыбку (или название другой игрушки) на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет она по мне.

2. Упражнение выполняется из положения сидя "Большие бегемотики"

Ребенок садится на стул, руки кладет на живот. На вдохе живот "надувается", на "выдохе" опускается.

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

3. "Задуй свечу"

Пусть ребенок представит, что у него в руках свеча. Сделает глубокий вдох и задует свечу. А затем представит, что в руке не одна, а три свечи, и задует их по очереди, выдыхая воздух порциями.

4. "Свисток"

 Дуем в свисток или дудочку. Но главное правильно — диафрагменным дыханием.

5."Надуваем шарик"

Так же во время упражнения следим за правильным дыханием.

6."Катаем карандаш"

Вдыхаем носом и выдыхаем через рот. Пробуем воздухом прокатить карандаш по столу.

7."Вьюга"

Дуем на бумажки (порванные на мелкие кусочки), вату, пушинки и д.т. Представляем, что ветер поднимает снег.

8."Кораблики"

Наливаем таз с водой (можно играть в ванне, в бассейне и т.д.) делаем из бумаги кораблик (можно использовать любые легкие предметы). И устраиваем соревнования, дуем на кораблик, тем самым ускоряя его ход.

 9. "Воздушный футбол"

Мячиком может служить кусочек скомканной ваты или салфетки. Лучше всего играть в крышке коробке. Стараемся попасть в ворота соперника, дуя на мячик с помощью коктейльных трубочек.

10. "Звукоподражание"

Предложите малышу изобразить различные звуки. Например: как воет волк - «ууу-ууу»; капает дождь - «кап-кап-кап» и т. д.

А лучше, чтобы звукоподражание сопровождалось движениями. Например, дровосек - стать прямо,ноги на ширине плеч, на вдохе руки соединить у замок и поднять вверх, представляя в них топор. На выдохе опускаемся вниз "рубим дерево", так примерно 5 повторений; изображаем водителя и произносим звук «р-р-р-р» (имитируем звук двигателя), и т.д.

11. "Бульки"

Понадобятся 2 пластиковых стаканчика и коктейльная трубочка. Один стакан наливаем почти полностью и дуем в него слабо. В другой стакан наливаем воды совсем чуть-чуть и дуем в него сильно. Главное, чтобы вода не пролилась из обоих стаканов.

12. "Мыльные пузыри"

Пробуем надувать мыльные пузыри из различных рамок.

13. "Цветной дождик"

Закрепляем на нитку разноцветные ленточки. Подвешиваем горизонтально на расстоянии примерно 10см от ребенка. Предлагаем подуть на них, затем усложняем задания, предлагаем подуть на одну из ленточек.

Похожая игра "Снежинки", на нитку подвязываются снежинки, дети должны дуть на них.

Главное следить, что бы воздух выходил весь, а не порционно.

Игра "Тучка", аналогичная играм "Цветной дождик" и "Снежинки"

14. "Учим короткие стихотворения"

Самый лучший вариант, это стихотворения А.Барто. Задача взрослого следить за правильностью вдохов и выдохов.

15. "Скороговорки"

Произношение скороговорок помогают ребенку рационально использовать воздух на выдохе.

16. Пение

Пусть ребенок попевает различные слоги с различным тембром, высотой, интонацией. Это будет не только полезно, но и очень весело.

17. "Дед или бабка"

Во время прогулки дуем на одуванчики. Поиграйте в игру "Дед или бабка", если одуванчик остается пустой - это дед, если остается хотя бы одна пушинка - это бабка.

Правила проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания:

  • упражнения должны проводиться не более 3-5 минут (в зависимости от возраста), так как могут вызвать головокружение;
  • помещение, где проводятся игры должно быть хорошо проветриваемым;
  • упражнения и игры нужно проводить до приема пищи или через 2 часа после;
  • контролируйте правильность дыхание, от этого зависит результат;
  • занятия должны проходить регулярно;
  • игры и упражнения должны соответствовать возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников.

В материале говорится о пользе и важности правильно сформированного речевого выдоха....

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Развитие правильного речевого дыхания у дошкольника

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивае...

Консультация «Развитие правильного речевого дыхания у дошкольников»

Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительнос...

Консультация для родителей «Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольника»

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...