Статья "Развитие речи детей с помощью загадок".
статья по развитию речи

Косолапова Светлана Александровна

Развитие речи детей с помощью загадок.

«Появление загадок относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума». Буслаев Ф. И.

Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логику, мышление. Загадка формирует у детей навыки речи, такие как рассуждение  доказательства.

В «литературной энциклопедии» загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же описании предмета, только автор уже не так краток, дает описание более подробно. Иногда литературные загадки  - это большой рассказ в стихах. Вот, например загадка про молоток и гвоздь С. Я. Маршака: 

Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День – деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка-

Чуть видна его фуражка.

И народные и литературные загадки едины по своей сущности. Главная особенность состоит в том, что эта миниатюра представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку – значить найти решение, ответить на вопрос, т. е. совершить ребенок должен довольно сложную мыслительную деятельность.

Отгадать загадку и доказать правильность отгадки – это очень разные вещи. Любая загадка включает в себя одну обязательную составную часть, необходимую для доказательства: доводы, основания, посылки. Этими основаниями являются названные в загадке признаки предмета или явлений. На них и строится доказательство. Отгадка – это тезис, положение, которое ребенку нужно доказать.

Умение доказывать — значит не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь –доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур. В речи- доказательстве часто приходится пользоваться детям сложными предложениями.

Загадка, будучи описанием, заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, образными словосочетаниями, выражениями, а так же способствует развитию описательной речи дошкольников. Чтобы дети быстрее обрели навыки описательной формой речи, нужно обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать ее разнообразие ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях нужно провести анализ загадки. После того как дети отгадают загадку, нужно обязательно спросить у ребят: «Нравится ли загадка? Что особенно понравилось? Что в ней не понятно и трудно?» и т. п.

Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в  загадках, развивают речь ребенка.

Детям предлагается загадка: в синей чаше алый мяч, он и светел, и горяч (солнце). После отгадывания детьми загадки, задаются вопросы: «Нравится загадка? Что именно понравилось? С чем сравнивается небо? Похоже ли оно на чашу? Где края и дно этой чаши? Как сказано про солнце? Почему оно сравнивается с мячом?»

Чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, явлений, следует поощрять их попытки самостоятельно находить свои варианты описаний: «На что еще похоже небо, солнце? С чем их можно сравнить? Как бы вы сказали про солнце и небо?» дети находят свои сравнения, тем самым расширяя свой словарный запас.

Анализируя загадку дети не только лучше понимают ее смысл, но и приучаются внимательно относится к слову, что вызывает у них интерес к образным характеристикам, учит употреблять их в речи, создавая точный образ.

Загадки следует использовать в режимных моментах, особенно на прогулках, во время наблюдений, тем самым предлагая ответить на наводящие вопросы. Затем можно предложить детям самостоятельно придумать загадки.

С помощью загадки можно обучить ребенка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при составлении описательных рассказов об игрушках, предметах. При этом загадка может служить образцом описательной характеристики.

Подобная работа может быть проведена при рассматривании овощей, фруктов, предметов быта, одежды, животных и т. п. 

При формировании у детей навыков речи- описания важную роль играют вопросы воспитателя, помогающие составить загадку. Содержание вопроса зависит от предмета, о котором идет речь. Содержание вопросов зависит и от задач развития речи, которые решает воспитатель. Если нужно чтобы в загадке отразились признаки или действия, то ставим вопросы: какой? на что похож? что делает? Данные вопросы наводят дошкольника на полное и разнообразное описание предмета при помощи разных средств речи.

Отметим, что загадки, предлагаемые детям, должны соответствовать поставленной речевой задаче, быть интересными по содержанию, выразительными и простыми.

Когда дети овладеют приемом составления загадки, литературные приемы можно опуститить. Можно сразу перейти к составлению загадки по предложенному плану. Сначала рассматриваем с детьми картинки, изображающие предметы, предлагаем рассказать о них, затем дать план для составления загадки: какого цвета предмет? Какой формы? Из чего состоит? Для чего нужен?

В будущем можно не ограничивать ребенка рамками плана и сразу после рассматривания предметов перейти к придумыванию загадок о них.

Чтобы у детей развивать чувство рифмы и сами умели создавать рифмованные загадки, их надо шире знакомить с поэтическим описанием окружающего мира. Ребята, прислушиваясь к стихам, улавливают ритм, рифму, сами пытаются сочинять складно.

Систематическое обращение к загадкам приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, тем самым развивает мыслительные процессы, речевое и художественное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_s_pomoshchyu_zagadok.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с помощью загадок.

«Появление загадок относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума». Буслаев Ф. И.

Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логику, мышление. Загадка формирует у детей навыки речи, такие как рассуждение  доказательства.

В «литературной энциклопедии» загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же описании предмета, только автор уже не так краток, дает описание более подробно. Иногда литературные загадки  - это большой рассказ в стихах. Вот, например загадка про молоток и гвоздь С. Я. Маршака:  

Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День – деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка-

Чуть видна его фуражка.

И народные и литературные загадки едины по своей сущности. Главная особенность состоит в том, что эта миниатюра представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку – значить найти решение, ответить на вопрос, т. е. совершить ребенок должен довольно сложную мыслительную деятельность.

Отгадать загадку и доказать правильность отгадки – это очень разные вещи. Любая загадка включает в себя одну обязательную составную часть, необходимую для доказательства: доводы, основания, посылки. Этими основаниями являются названные в загадке признаки предмета или явлений. На них и строится доказательство. Отгадка – это тезис, положение, которое ребенку нужно доказать.

Умение доказывать — значит не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь –доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур. В речи- доказательстве часто приходится пользоваться детям сложными предложениями.

Загадка, будучи описанием, заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, образными словосочетаниями, выражениями, а так же способствует развитию описательной речи дошкольников. Чтобы дети быстрее обрели навыки описательной формой речи, нужно обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать ее разнообразие ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях нужно провести анализ загадки. После того как дети отгадают загадку, нужно обязательно спросить у ребят: «Нравится ли загадка? Что особенно понравилось? Что в ней не понятно и трудно?» и т. п.

Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в  загадках, развивают речь ребенка.

Детям предлагается загадка: в синей чаше алый мяч, он и светел, и горяч (солнце). После отгадывания детьми загадки, задаются вопросы: «Нравится загадка? Что именно понравилось? С чем сравнивается небо? Похоже ли оно на чашу? Где края и дно этой чаши? Как сказано про солнце? Почему оно сравнивается с мячом?»

Чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, явлений, следует поощрять их попытки самостоятельно находить свои варианты описаний: «На что еще похоже небо, солнце? С чем их можно сравнить? Как бы вы сказали про солнце и небо?» дети находят свои сравнения, тем самым расширяя свой словарный запас.

Анализируя загадку дети не только лучше понимают ее смысл, но и приучаются внимательно относится к слову, что вызывает у них интерес к образным характеристикам, учит употреблять их в речи, создавая точный образ.

Загадки следует использовать в режимных моментах, особенно на прогулках, во время наблюдений, тем самым предлагая ответить на наводящие вопросы. Затем можно предложить детям самостоятельно придумать загадки.

С помощью загадки можно обучить ребенка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при составлении описательных рассказов об игрушках, предметах. При этом загадка может служить образцом описательной характеристики.

Подобная работа может быть проведена при рассматривании овощей, фруктов, предметов быта, одежды, животных и т. п.  

При формировании у детей навыков речи- описания важную роль играют вопросы воспитателя, помогающие составить загадку. Содержание вопроса зависит от предмета, о котором идет речь. Содержание вопросов зависит и от задач развития речи, которые решает воспитатель. Если нужно чтобы в загадке отразились признаки или действия, то ставим вопросы: какой? на что похож? что делает? Данные вопросы наводят дошкольника на полное и разнообразное описание предмета при помощи разных средств речи.

Отметим, что загадки, предлагаемые детям, должны соответствовать поставленной речевой задаче, быть интересными по содержанию, выразительными и простыми.

Когда дети овладеют приемом составления загадки, литературные приемы можно опуститить. Можно сразу перейти к составлению загадки по предложенному плану. Сначала рассматриваем с детьми картинки, изображающие предметы, предлагаем рассказать о них, затем дать план для составления загадки: какого цвета предмет? Какой формы? Из чего состоит? Для чего нужен?

В будущем можно не ограничивать ребенка рамками плана и сразу после рассматривания предметов перейти к придумыванию загадок о них.

Чтобы у детей развивать чувство рифмы и сами умели создавать рифмованные загадки, их надо шире знакомить с поэтическим описанием окружающего мира. Ребята, прислушиваясь к стихам, улавливают ритм, рифму, сами пытаются сочинять складно.

Систематическое обращение к загадкам приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, тем самым развивает мыслительные процессы, речевое и художественное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обяза...

Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".

Методы ТРИЗ  позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....

«Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Доклад "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧИ -ДОКАЗАТЕЛЬСТВА С ПОМОЩЬЮ ЗАГАДОК"

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧИ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВА С ПОМОЩЬЮ ЗАГАДОКУметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...