Конспект по развитию речи. Тема: «Орудия труда. Инструменты».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Докучаева Юлия Владимировна

Конспект  образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

на тему «Орудия труда.  Инструменты»

 

Образовательная область:

«Речевое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrumenty.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»г. Приозерск

Конспект  образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

на тему «Орудия труда.  Инструменты»

Образовательная область:

«Речевое развитие»

                                                         Подготовила:

 Докучаева Юлия Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Приозерск

2020 год

Конспект  по развитию речи.

Тема: «Орудия труда. Инструменты».

Цель: уточнение, расширение, активизация словаря по лексической теме «Орудия труда. Инструменты».

Задачи:

Образовательные:

- закреплять представления детей об инструментах, их назначении

-  учить образованию родительного падежа множественного числа существительных

- учить строить сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы».

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание

- развивать вербально - логическое мышление

- развивать связную речь

- развивать общую, мелкую моторику

- развивать зрительно - моторную координацию.

Воспитательные:

- воспитывать познавательную активность, самостоятельность

- воспитывать внимание к речи воспитателя и детей

- воспитывать желание участвовать в беседе, культуру речи.

Методы и приёмы:

Словесные: пояснение, объяснение, уточнение, напоминание, указания к действию, художественное слово, похвала, поощрение.

Наглядные: демонстрация предметов – инструментов, презентация - игра «Инструменты».

Практические: игры,  здоровьесберегающие технологии: пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика,  гимнастика для глаз, физкультминутка.

Предварительная работа: рассматривание  наглядно-  дидактических пособий: «Инструменты домашнего мастера», «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о рабочих инструментах»; рассматривание  наглядно -  дидактического пособия «Рассказы по картинкам. Кем быть?» рисование «Инструменты»,  отгадывание загадок об инструментах, разучивание физкультминутки «За дровами мы идем».

Материалы, оборудование: проектор, ноутбук, детские инструменты (музыкальные, медицинские, садовые, строительные), ящик для хранения инструментов, чемоданчик врача, садовая тачка,  мяч, колокольчик,  презентация – игра «Инструменты».

Организационная часть:

Психологический настрой.

«Милый друг» Воспитатель звонит в колокольчик, дети подходят.

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг.
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.

Мотивационная часть:

Сюрпризный момент. Воспитатель:

- Ребята, у нас будет беседа и игры, о чем, вы  узнаете, когда  мы вместе выполним пальчиковую гимнастику.

Основная часть:

1.Пальчиковая гимнастика «Инструментов много есть».  

Дети сидят на стульях перед воспитателем полукругом.

Инструментов много есть,
Нам их все не перечесть! (рука сжата в кулак, разгибаем пальцы по одному)
Через ручеек мосток
Сбил из досок молоток! (молоток и доска: кулаком правой руки стучим по ладони левой руки)
Чтоб поставить нам забор,
Срубит дерево топор! (топор и дерево: пальцы левой руки растопырены, прямой ладонью правой руки постукиваем по запястью левой)
Распилила пополам
Доску острая пила! (пила и доска: прямой ладонью правой руки проводим между указательным и средним пальцем левой руки)
Чтоб из стенки гвоздь достать,
Плоскогубцы нужно взять! (плоскогубцы и гвоздь: большим и указательным пальцами правой руки хватаемся за указательный палец левой руки и тянем его)
Я отвёрточкой кручу:
Винтик выкрутить хочу! (отвертка и винтик: указательным пальцем правой руки упираемся в ладонь левой руки и крутим)
Лени ножницы не знают:
Всё, что нужно, разрезают! (ножницы: мизинец, безымянный и большой палец сжаты, двигаем прямыми средним и указательным пальцами)
Грабли зубьями блестят,

Землю разрыхлить хотят! (грабли и земля: водим кончиками растопыренных пальцев  правой руки по ладони левой руки)

Инструментов много есть,
Нам их все не перечесть! (рука сжата в кулак, разгибаем пальцы по одному)

Воспитатель:

- Догадались? (Инструменты)

- Что такое инструменты? ( Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе).

2. Артикуляционная гимнастика. Воспитатель предлагает подготовить речевой аппарат для беседы. Воспитатель:

- Засиделся наш язычок дома, пора и ему поработать.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать.
И будем выговаривать
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

Упражнения: «Лопата», «Игла», «Маляр», «Барабан», «Дудочка»

Воспитатель предлагает поиграть. Дети подходят к столу.

3.Игра «Куча мала»- классификация инструментов (игра с предметами).

Воспитатель:

- Ах какая куча мала, давайте попробуем разобрать эту кучу и найти каждому инструменту свое место.

 Инструменты лежат все на одном столе.
Дети разбирают инструменты, называют их  и классифицируют по видам: строительные, садовый инвентарь, музыкальные, медицинские: строительные кладут в ящик для инструментов, садовые складывают у тачки,  медицинские кладут в чемоданчик врача,  музыкальные выкладывают на отдельном столе.

4.Игра с мячом «Чего в магазине много?». Воспитатель:

- Давайте поиграем с мячом в игру «Чего в магазине много?».  

Дети стоят по  кругу. Воспитатель начинает предложение и бросает мяч ребенку, тот ловит и продолжает.

У нас молоток, а в магазине много …

Дети строят предложения с союзом «а» и существительными в родительном падеже множественного числа.

5.Физкультминутка «За дровами мы идём». Воспитатель:

- Сейчас мы превращаемся в дровосеков и  отправимся за дровами, встанем  так, чтобы не мешать друг другу.

За дровами мы идём               (дети шагают по кругу)

И пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно.      (дети берутся за руки в парах, делают движения    

                                                   «пила»)

Очень толстое оно.                  (круговое движение руками)

Чтобы печку протопить,         (дети берутся за руки в парах, делают движения          

Много надо напилить.             «пила»)

Чтоб дрова полезли в печку,  (поднять руки вверх, изобразить топор.)

Их разрубим на дощечки.        (движения, словно колют дрова «ух»)

А теперь их соберём               (приседание)

И в сарайчик отнесём.            (шагают на месте)

После тяжкого труда              (вытирают лоб рукой)

Надо посидеть всегда.            (дети садятся)

Дети проходят на ковер, садятся на стулья. Воспитатель предлагает игру «Инструменты» на экране.

6. Гимнастика для глаз. «Болт». Воспитатель предлагает подготовить зрение.

- Возьмите болт в руки и поверните его шляпкой вверх и следим за ним. 

Вверх болт подними. На него ты посмотри.

Вниз болт опусти. Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево. Ах, какие молодцы.

Глазками моргаем. Глазки закрываем.

Я считаю до пяти 1, 2, 3, 4, 5. Глазки ты открой опять.

7. Игра на экране «Инструменты».

Дети находят разные инструменты, называют их,  отвечают на вопросы: «Кому они нужны?», «Чем работает человек?», «Для чего нужен инструмент?», строят сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы», находят «спрятанные» инструменты,  называют их и определяют их количество.

Заключительная часть:

Рефлексия содержания учебного материала:

Воспитатель:

- Наша  беседа закончилась. О чем мы беседовали? В какие игры играли? Что нового вы узнали? О чем  можете рассказать друзьям и родителям?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

- Понравилось ли вам? Что понравилось больше всего? Какое у вас сейчас настроение?

Дети делятся впечатлениями. Воспитатель оценивает и благодарит детей, поощряет их  настольно - печатной  игрой «Все профессии важны» и мультфильмом «Каша из топора», который  посмотрят после сна.

Приложение: «Спрятанные инструменты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по теме "Орудия труда. Инструменты"

Развитие словаря, грамматического строя речи. С использованием ИКТ....

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"...

Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание

Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....

Тема: «Орудия труда. Инструменты».

Тема: «Орудия труда. Инструменты»....

Тема: «Орудия труда. Инструменты».

Тема: «Орудия труда. Инструменты»....