Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Емельянова Ольга Владимировна

Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orudiya_truda._instrumenty.docx891.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу инструменты картинки

Картотека речевых игр и заданий для родителей

по лексическим темам «Инструменты»

(подготовительная группа)

Картинки по запросу музыкальные инструменты картинки

Лексическая тема:  Профессиональные  инструменты. Картинки по запросу инструменты

Существительные:  молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, сверло,  гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, нож, расческа, нитки, мел, лопата, грабли, тяпка, дрель, наперсток, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень; музыкальные инструменты: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др.

Прилагательные:  нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный, кирпичный,   острый, тяжёлый.

Глаголы: забивать,   рубить,   пилить,   чинить,   строить,   собирать, разбирать,   вскапывать,   откручивать,   закручивать,   шить, вбивать, точить, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить, исполнять, резать, копать, сгребать, зажимать,  собирать,  разбирать,  вскапывать,  закапывать,  выкапывать,  перекапывать.

Родителям рекомендуется:

Задание 1. Покажите ребенку инструменты, имеющиеся у Вас дома, внимательно рассмотрите их вместе с ребенком.

Расскажите, к какой группе инструментов относится каждый из них (рабочие, музыкальные, сельскохозяйственные).

Познакомьте ребенка с их использованием.

Рассмотрите, какого цвета, из каких частей и материалов сделан тот или иной инструмент.

Задание 2.   «Сосчитай: 1 – 3 – 5 » (согласование существительных с числительными в роде, числе)

Один  острый  нож,   …пять  острых  ножей.

Одни  длинные  ножницы, …

Один топор, три топора, пять топоров

(рабочие инструменты: нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, рубанок, дрель, указка, фен).

Задание 3.  «Назови действие» (подбор слов – действий к словам)

Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.

Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.

Отверткой (Что делают?) — …

Косой (Что делают?) — …

Граблями (что делают?) — …

лопатой – копают;

метлой - подметают, метут;

топором – рубят;

мастерком - штукатурят;

валиком – красят;

молотком - вбивают, забивают;

ножом – режут;

ножницами - разрезают, стригут;

ключом закручивают (гайку);

кистью - …;

Задание 4.  Игра  «Мой новый» ( составь словосочетания со словами мой  новый, моя  новая, мое новое, мои новые)

 моя  новая балалайка

(Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан

Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.)

Задание 5.  Игра «Назови ласково». 

Грабли – грабельки

Молоток – молоточек

Топор — топорик

Скрипка — …

Дудка – …

Лопата — … 

Ключ - …

Гайка - …

Гвоздь - …

Наперсток - …

Игла — ...

Метла — ...

Слова: пила, тяпка, отвертка, иголка, ножницы, рубанок, болт, кисть, карандаш, ручка, краска, расческа, нитки, нож.

Задание 6. Игра «Музыкант». 

На пианино играет — пианист

На скрипке играет – скрипач

На балалайке — …

На гармони — …

На гитаре — …

На барабане — … .

Задание 7. Дид/упр. «Подбери  пару  и  объясни  свой  выбор».

Палец – напёрсток,  

голова - …  (каска)          первый  защищает  палец,  вторая – голову.

Задание 8. «Где лежит? Откуда достаю?» 

Тебя папа попросил принести  из мастерский инструменты. Посмотри на картинку. Составь предложения с парами предлогов  на – с(со), под – из – под, за – из – за, используя схемы.

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/domashnee-zadanie-instrumenty.png

Задание 9. «Что можно  сделать…»:

Лопатой – выкопать  яму (под -,  от -, за -,  пере - );

Ножом -  перерезать  верёвку  (от -,  с -, под -,  на -,  про - )

Топором – …

Молотком - …

Граблями - …

Ножницами - …

Задание 10. Отгадай загадки и нарисуй понравившуюся отгадку.

Зубы имеют,

а зубной боли не знаютКартинки по запросу сельскохозяйственные инструменты

(Грабли)

***

Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

***

Одна подружка

Пролезла другой в ушко.

(Иголка с ниткой)

***

Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)

***

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)

***

Быть  мне  нужно  очень  колкой: 

 как  иначе  шить…(иголкой)!

***

***

У них  тяжёлый  труд –

всё  время  что-то  жмут.  (Тиски)

***

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб. (Пила)

***

Два  конца, два  кольца,  

а  посередине  гвоздик.(Ножницы)

***

Сделаны  из  железа,

Умеют  стричь  и  резать.

Когда  они  встречаются,

Части  разделяются.  

 (Ножницы)

***

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата)

***

Быстро грызёт,

Мелко жуёт,

А сама не глотает.

(Пила)

***

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла)

***

Без  головы, а  в  шляпе,

Одна  нога,  да  и  та  в  сапоге.  

(Гвоздь)

***

Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвоздь)

***

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

***

Зубы  есть,  а  хлеб  не  ест. 

 (Пила)

***

Кланяется,  кланяется,  

придёт  домой – растянется. 

(Топор)

***

Листья падают в саду,

я их быстренько смету.

(Грабли)

***

Я землю копала — ничуть не устала.

А кто мною копал, тот и устал.        (Лопата)

***

Задание 11. Выложить «отгадки» из счётных палочек (спичек) по образцу.

Задание 12. «Что  лишнее  и  почему?»

Грабли,  яма,  лопата.

Синий,  меховой,  кожаный.

Иголка,  шёлк,  ножницы  напёрсток.

Топор,  пила, дрова,  рубанок.

Задание 13. «Какое  слово  не  подходит?»

Лопата,  лопаточка,  лопать,  перелопатить.

Шерсть,  шесть,  шерстяной,  шерстка.

Задание 14. «Придумай  предложения  с  парами  слов».

Гвоздь – молоток;                     игла – ткань;

Пила – дрова;                            лопата – яма.

Задание 15. «Исправь  предложения».

Дыркой  сверлят  сверло.

Гаечный  ключ  откручивают  гайкой.

Стекло  упало  потому,  что разбилось.

Задание 16. Дид/упр. «Раздели словечко»

Разделить на слоги некоторые названия инструментов

Мо-ло-ток, то-пор, пи-ла,  кле-щи, и-гол-ка, нож-ни-цы, тис-ки, ру-ба-нок, свер-ло,  гвоз-ди, ключ,  болт, кисть, крас-ка, ва-лик,  мас-те-рок, нож, рас-чес-ка, нит-ки, ло-па-та, граб-ли, дрель, ги-та-ра, скрип-ка, ба-ра-бан.

Задание 17. Дид/упр. «Составь схему»

Сделать звуковой анализ слов:

топор, пила,  клещи, тиски, гвозди, ключ,  болт, нож, лопата, гитара, барабан.

Задание 18. «Что  бывает…»:

Каменным – дом;

Стеклянным - …

Бумажным - ….

Металлическим - …

Задание 19. «Какой? Какая? Какие?»

Пила, напильник из металла — (какие?) ... (металлические)

Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...

Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...

Лупа из стекла — (какая?) ...

Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...

Задание 20.  «Из  чего – какой?»

Из  чугуна – чугунный;

Из  металла - …

Из  бумаги - …

Из  стали - …

Из  резины - …

Из  камня - …

Из  серебра - …

Из  пластика - …

Из  золота - …

Из  дуба - …

Из  синтетики - …

Из  глины - …

Из  полиэтилена - …

Из  меха - …

Из  шерсти - …

Из  кожи - …

Задание 21. «Придумай загадку» 

Составление рассказа - загадки  – описания об инструменте по плану.

Человеку какой профессии он принадлежит?

Назначение инструмента.

Форма инструмента.

Из какого материала изготовлен инструмент?  

Пользовался ли ты сам этим инструментом?  

Отгадка (название инструмента)

Образец:  Это инструмент врача. Он им слушает дыхание или работу сердца у человека. Этот инструмент состоит из круглой металлической детали и  резиновых трубочек.  Я сам этим инструментом не пользовался, но очень бы хотел  попробовать послушать.  (фонендоскоп)

Загадку - описание придумываете вместе, взрослый записывает ее в тетрадь, а ребенок сможет рассказать,  загадать другим детям. Можно наклеить в тетрадь картинку (или нарисовать) – отгадку.

Картинки по запросу музыкальные инструменты названия

Задание 22. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дровосеки рубят бор — есть у каждого ... (топор).

Папе гвоздь забить помог деревянный ... (молоток).

Пыль на полу — подайте ... (метлу).

Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).

Задание 23. Выучи стишок, прохлопай ритм:
Летят опилки белые, летят из – под пилы,
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки.
Сделал подоконники без сучка – задоринки.

Задание 24. Игра «Стихи — небылицы»

Детям предлагается прослушать стихотворение и найти в нём ошибки:

Кистью гвозди забивают,

Подметают молотком,

Землю ножиком копают,

Ну а пилят топором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр по лексическим темам для детей с ОНР

Предлагаю картотеку речевых игр, которые могут использовать в своей работе учителя - логопеды, воспитатели, родители детей с ОНР...

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"...

Картотека Речевые игры по лексическим темам

Картотека  Речевые игры по лексическим темам...

Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам.

Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....

Лексическая тема "Орудия труда"

Показатели освоения лексической темы....

Картотека речевых игр по лексической теме «Осень» для детей дошкольного возраста

Закрепите с детьми названия осенних месяцев; основные приметы осени;  что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад».Упражнение «Назови ласково&raqu...