Картотека речевых игр по лексическим темам для детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Предлагаю картотеку речевых игр, которые могут использовать в своей работе учителя - логопеды, воспитатели, родители детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx84.51 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ОВОЩИ. ОГОРОД»

 Речевые игры.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: лук – лучок, репа – репка, огурец – огурчик, помидор – помидорчик и т.д.

«ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»

 Задачи: учить образованию существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Например: нет лука, много огурцов, нет помидора, много помидоров.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: салат из огурцов – огуречный, икра из кабачков - кабачковая и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: репа (какая?) – круглая, большая, жёлтая, лук (какой?) – горький, полезный, маленький

«НАЗОВИ ЦВЕТ И ФОРМУ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными.

Например: Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ... Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: обогащение речи словами – антонимами

Например: помидор круглый, а огурец.., помидор мягкий, а огурец…, помидор гладкий, а огурец…, помидор большой, а огурец…

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО)

Например: - Где растут овощи? – на грядке, в земле, откуда выкапывают картошку? – из земли, откуда срывают помидоры? – с кустика

 «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: растёт – растут, собирает – собирают и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»

Задачи: образование приставочных глаголов

Например: Люди убирают урожай, собирают огурцы, выбирают крупную картошку, забирает собранные огурцы.

Сажать – высаживать – пересаживать;

Копать – закопать – выкопать – перекопать;

Солить – недосолить – пересолить.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать количественные и порядковые числительные 1 - 10  с существительными, один огурец, два огурца, пятый огурец  и т.д.

«НАША ГРЯДКА»

Задачи: развивать слуховую память, расширять объём слухоречевой памяти.

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка – просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовёшь их обязательно.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ФРУКТЫ. САД»

Речевые игры.

«ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: много яблок, нет лимонов, много слив и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: Яблоко – яблочко, слива – сливка, апельсин – апельсинчик ...

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: груша (какая?) – круглая, большая, жёлтая, апельсин (какой?) – большой, сладкий, яблоко (какое?) – вкусное, кислое, сочное и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: сок из яблок - яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).

Например: - Где растёт яблоко – на дереве, откуда упало яблоко – с яблони и т.д.

 «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: растёт – растут, собирает – собирают и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»

Задачи: образование приставочных глаголов

Например: Люди убирают урожай, собирают фрукты, перебирают яблоки

Сажать – высаживать – пересаживать;

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными одно яблоко, два яблока; один лимон, два лимона; одна слива, две сливы, пятый апельсин и т.д.

ЛЕКСИКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»

Речевые игры.

«ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: Один гриб – много грибов, одна ягода – много  ягод.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: сок из малины - малиновый; варенье из черники — черничное; суп из грибов — ...

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: гриб - грибок, малина - малинка, волнушка - волнушечка...

 «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).

Например: - Где растёт черника – на кустике, откуда достали грибы – из корзины и т.д.

 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов: лисичка съедобная, а мухомор несъедобный; калина горькая, а земляника сладкая и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: растёт – растут, собирает – собирают и т.д.

«СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ?

Задачи: использование в речи приставочных глаголов

Например: высыпает – пересыпает – насыпает.

«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»

Задачи: образование приставочных глаголов

Например: Люди собирают грибы и ягоды, перебирают грибы и ягоды, выбирают самые хорошие, убирают в холодильник.

Задачи:  «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с сущ-ми, употреблять  слова один одна одно, два — две): один гриб, два гриба... пять грибов; одна ягода, две ягоды… пять ягод и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ДРЕВЬЯ. ЛЕС»

Речевые игры.

 «ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: много листьев, веток, деревьев.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: лист – листочек, дерево – деревце, осина – осинка и т.д.

 «НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными., умение подбирать прилагательное к заданному существительному.

Например: ветка (какая?) – длинная, сломанная и т.д, дуб (какой?) — могучий, крепкий, раскидистый и т.д.

 «СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: лист  клёна – кленовый, лист с берёзы – берёзовый, лист с дуба – дубовый и т.д.

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Задачи: образование сложных слов.

Например: у берёзы белый ствол – она белоствольная; лес рубит – лесоруб, дрова рубит - дроворуб

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов: сосна высокая, а рябина…, у дуба ствол толстый, а у берёзы…и т.д.

 «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: растёт – растут, опадает – опадают и т.д.

 «СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД

Например: - Где растут листья – на ветках, откуда упал лист – с берёзы, где лежат листья – под деревом и т.д.

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с сущ-ми, употреблять  слова один одна одно, два — две): одно дерево…два дерева…пять деревьев, одна сосна…две сосны…пять сосен, один лист…два листа…пять листьев и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: Один лист – много листьев, одна лужа – много луж, и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: лист с клёна – кленовый, дует ветер – день ветреный, идёт дождь – погода дождливая, куртка для осени - осенняя и т.д.

«ПОГОДА»

Задачи: упражнять в образовании качественных прилагательных от существительных

Например: погода какая? Если ветер – ветряная, если солнце –солнечная и т.д.«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: погода (какая?) – осенняя, пасмурная, дождливая, листья (какие?) – золотые, разноцветные, сухие, небо (какое?) – низкое, серое, хмурое и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: лужа – лужица, лист – листочек, капля - капелька и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в подборе антонимов

Например:

Летом солнце яркое, а осенью…; летом день длинный, а осенью… и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД

Например: - Где растут листья – на ветках, откуда упал лист – с берёзы, где лежат листья – под деревом, где кружатся листья – над головой и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают и т.д..

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с сущ-ми, употреблять  слова один одна одно, два — две): одно дерево…два дерева…пять деревьев, одна лужа…две лужи…пять луж, один лист…два листа…пять листьев и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.

Например: Комната –  комнаты, кабинет –  кабинеты и т.д.

«КОГО МНОГО, КОГО НЕТ?»

Задачи: учить образованию существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Например: нет игрушки, много игрушек, много групп и т.д.

«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

Задачи: учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую

Например: воспитатель - воспитательница

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую

Например: воспитатель - воспитательница

 «НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: Сад (какой?) -  большой, светлый, красивый, воспитательница (какая?) -  добрая, хорошая и т.д.

«КАКОЙ ЕЩЁ?»

Задачи: упражнять в подборе синонимов.

Например: Группа большая, светлая, красивая  и т.д.

«ЧЕЙ?»

Задачи: учить навыку использования в речи притяжательных местоимений, согласовывая их с существительными

Например: Чья машинка? – моя машинка; чей стул? – мой стул

«ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: учить образовывать сравнительную степень прилагательных

Например: машинка большая, грузовик больше и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: расширение глагольного словаря по теме, составление предложений по демонстрации действия

Например: Воспитатель учит, читает, помогает, заботится и т.д. Няня убирает, протирает, кормит и т.д. Логопед учит, рассказывает, занимается и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в подборе антонимов

Например: засыпать – просыпаться, чистые руки – грязные руки

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении простых и сложных предлогов

Например: - Где дети? – В музыкальном зале. – Куда положил игрушку? – На полку. и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

 РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«ОДИН – МНОГО - НЕТ»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: одна мама – много мам, нет дочки, много детей и т.д.; дочь – дочери, сын – сыновья, тётя - тёти и т.д.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: мама – мамочка, дочь – доченька, сын – сынок, бабушка - бабулечка и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: мама какая? – добрая, ласковая, красивая

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени

Например: стирает – стирала – стирал, ест – ела - ел

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).

Например: - Где мама? – в магазине, откуда пришла? –из магазина и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными: одна дочь, две дочери, пять дочерей и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЧЕЛОВЕК. ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: одна рука – много рук, нет мыла, много волос и т.д.; расчёска – расчёски, полотенце – полотенца и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: мыло – мыльце, рука – ручка, живот – животик и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: платок для носа – носовой, ванна для ног – ножная и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: мыло какое? – ароматное, голубое, душистое.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени

Например: вытираю – вытирала, мою – мыла – мыл

«КАКОЙ»

Задачи: Образование сложных прилагательных типа:

Например: серо – голубые глаза, светло –  русые волосы

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Задачи:  Образование сложных слов

Например: чёрные глаза - черноглазая

 «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).

Например: - Где лежит мыло? – в шкафу, на полке, откуда взяли? – с полки, из шкафа и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»

Задачи: образование приставочных глаголов

Например: мыть – вымыть – перемыть – недомыть и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными

Например: одна рука, вторая нога и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: Один свитер – много свитеров, одна шапка – много шапок и т.д.

Куртка – куртки, ботинок – ботинки

«СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

Например: одно пальто, много пальто.

 «СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: шапка из шерсти – шерстяная, сапоги из кожи – кожаные, калоши из резины – резиновые, одежда для осени – осенняя одежда и т.д.

 «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: сапог – сапожок, пальто – пальтишко, рубашка – рубашечка и т.д.

«НАЗЫВАЙ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: учить употреблять глаголы одевать – надевать.

Например: надевать кофту, одевать малыша.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: варежки снимают, надевают, сушат, вяжут и т.д..

«РАЗЛИЧАЙ»

Задачи: расширение глагольного словаря за счёт возвратных и личных глаголов.

Например: одеваться самому, одевать Машу, обуваться самому, обувать Мишу.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД

Например: - Где висит куртка?– на вешалке, откуда достали колготки?– из шкафа, где лежит одежда–в шкафу и т.д.

 «ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ»

Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов.

Например: Летом носят лёгкие льняные платья, а осенью тёплые шерстяные платья. Летом носят лёгкие шёлковые сарафаны, а осенью тёплые вельветовые сарафаны и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»

Задачи: образование приставочных глаголов

Например: шьёт – пришивает – подшивает – зашивает – перешивает - ушивает

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными

Например: одна куртка, пять курток, первый ботинок, седьмой ботинок и т.д.

 «У КОГО  И У ЧЕГО»

Задачи: расширение представлений о многозначности слов

Например: язычок у человека, язык у собаки, у колокола.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ИГРУШКИ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: Одна кукла – много кукол, один мишка – много мишек, одна машина – много машин.

 «СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: машина из железа – железная, пирамидка из дерева – деревянная, кукла из пластмассы – пластмассовая и т.д.

 «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: машина – машинка, кукла – куколка и т.д.

 «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА

Например: - Где лежат игрушки – на полке, в ящике, в шкафу, откуда достали игрушки? – из ящика, с полки, из шкафа. Где машинка? – под столом;  где кубики? – за ящиком и т.д.

 «СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: Машинку возят, катают, в неё насыпают песок, её заводят, сигналят и т.д.

В магазине игрушки выбирают, рассматривают, покупают, трогают и т.д.

Дома с ними играют, убирают, ремонтируют, дарят, теряют и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными

Например: один кубик, пятый кубик, шесть кукол, второе ведро и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: Одна тарелка – много тарелок, один чайник – много чайников, одно ведро – много вёдер и т.д; тарелка – тарелки, нож – ножи, ведро – вёдра.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: тарелка – тарелочка, блюдце – блюдечко, чайник – чайничек и т.д.

«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в образовании сложных слов путём слияния двух основ

Например: сок варит – соковарка, мясо рубит – мясорубка,  чеснок давит – чеснокодавилка

«ЧТО КУДА ПОЛОЖИТЬ?»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: сахар – сахарница, соль  - солонка, хлеб – хлебница, масло – маслёнка и т.д.

Соль кладут в пюре, а сахар — в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)        

В стакане — кефир, а в чашке — кофе. (Какой напиток в какой посуде)

 «СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных .

Например: ведро из железа – железное, сервиз из фарфора – фарфоровый, стакан из стекла – стеклянный, нож из стали – стальной, вилка из пластмассы – пластмассовая, чайник из глины – глиняный и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: образование прилагательных от глаголов

Например: тушить – тушёное мясо, печь – печёные пироги и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в подборе антонимов

Например: сковорода тяжёлая, а чашка лёгкая, кастрюля широкая, а кружка узкая, миска глубокая, а тарелка мелкая и т.д.

«НАЗОВИ ЕЩЁ»

Задачи: подбор глаголов к существительным

Например: Посуду покупают, моют, убирают, ставят на стол, вытирают, бьют, из неё едят, в ней готовят еду и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени

Например: вытирает – вытирала, убирает - убирал

«НЕУМЕЛЫЙ ПОВАР»

Задачи: образование приставочных глаголов.

Например: варить – недоварить – переварить, жарить – недожарить – пережарить и т.д. «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).

Например: - Где лежит посуда? – на столе, в шкафу, на полке, откуда взяли? – с полки, со стола, из шкафа и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными

Например: одна сковородка, пятый пирог и т.д.

 «У КОГО  И У ЧЕГО»

Задачи: расширение представлений о многозначности слов

Например: ручка у кастрюли, у двери, у ребёнка; дно у кастрюли, у реки, у коробки; стенки у чайника, у коробки, в комнате и т.д.

«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в подборе родственных слов.

Например: хлеб – хлебница, хлебороб, соль – солонка, солёный, солить и. т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ. ЭЛЕКТРИЕСКИЕ ППРИБОРЫ»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: стол – столы, стул – стулья, кровать – кровати, телевизор – телевизоры, много стульев, кроватей, шкафов, утюгов и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик и т.д.

«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в образовании сложных слов путём слияния двух основ

Например: сок варит – соковарка, мясо рубит – мясорубка,  скоро варит – скороварка и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: деревянный стол, пластмассовая табуретка, кожаный диван и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: она бывает широкая и узкая, деревянная – полка, он бывает высокий, большой – шкаф…

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: Большой стул — ...Высокий стол — ...Широкая кровать — ...Мягкое кресло — ...Тонкая ножка — ...Длинная полка — ... .

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: за столом сидят, пишут, обедают, играют и т.д.

«ЧТО РАЗНОГО?»

Задачи: учить различать слова, близкие по смыслу

Например: моет – стирает, собирает – убирает, шить – вязать, сесть – присесть и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: сидит – присядет, лежит - приляжет и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА, У и т.д.

Например: одежда в шкафу, мяч под столом, люстра над столом, у стола и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: два шкафа, пятый стол и т.д.

«РАЗЛИЧАЙ»

Задачи: учить различать многозначные слова

Например: ножка у стола, стула, гриба, у человека, ручка у человека, у двери, у ящика, ей пишут

«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в подборе родственных слов.

Например: стол - столовая

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Речевые игры.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Например: снеговик – снеговики, снежинка – снежинки, горка – горки, лопата - лопаты, и т.д.; много снега, нет горки и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: снег – снежок, горка – горочка, санки – саночки, сосулька - сосулечка и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: Образование сложных слов

Например: снег падает – снегопад, снег убирает машина – снегоуборочная машина

«НАЗОВИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»

Задачи: образование родственных слов

Например:

Снег – снеговик, Снегурочка, снежный, подснежник, снежинка; зима – зимний, зимовье, зимушка, зимующий;  лёд  -  льдинка, ледышка, ледяной и т.д.

 «СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: одежда для зимы – зимняя, комок из снега – снежный, горка изо льда – ледяная и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: погода (какая?) – зимняя, холодная, морозная, снег (какой?) – мягкий, пушистый, белый, холодный, вьюга (какая?) – холодная, злая, колючая и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: снег падает, кружится, летает, опускается, тает, скрипит, опускается  и т.д.

«О ЧЁМ МОЖНО СКАЗАТЬ?»

Задачи: подбирать существительные к заданному глаголу, закрепление многозначности глаголов

Например: замерзает река, вода, идёт снег, человек, кружатся снежинки, хлопья и.т.д.

«ЧТО СДЕЛАЛИ?»

Задачи: образование приставочных глаголов.

Например:

Ехали – подъехали – съехали, метёт – заметает – подметает и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: снег мягкий, а лёд твёрдый, снег пушистый, а лёд гладкий, снег белый, а лёд прозрачный и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД и т.д.

Например: - Где лежит снег? – на земле, откуда падает снег? – из тучи, где кружатся снежинки? – над головой, где хрустит снег? – под ногами т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: одна снежинка, две снежинки, пять снежинок и т.д.

ЛЕКСИЕСКАЯ ТЕМА «ПРАЗДНИК ЁЛКИ. НОВЫЙ ГОД»

 Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.    

Например: снеговик – снеговики, снежинка – снежинки, шар – шары, звезда – звёзды и т.д.; много украшений, нет шаров и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: ёлка – ёлочка, шар – шарик, звезда – звёздочка и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: поёт – поют – танцует - танцуют и т. д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: дети веселятся, поют, танцуют, радуются, водят хоровод и т.д.

«КАКАЯ ЁЛОЧКА?»

Задачи: упражнять в образовании уменьшительно – ласкательной формы прилагательных

Например: елочка колюченькая, пушистенькая и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: шарик круглый, а шишка овальная, яблоко большое, а орех маленький, сосулька стеклянная, а снежинка бумажная и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: шары висят  на ёлке, сняли игрушки с ёлки, подарки лежат  под ёлкой, подарки достали из мешка и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными

Например: одна хлопушка, две хлопушки, пять хлопушек, один шар, два шара, пять шаров и т.д.

ЛЕКСИЧЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕЕ ЖИВОТНЫЕ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.

 «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.

«ОГРОМНЫЙ»

Задачи: образование существительных с суффиксом увеличительности

Например: кот – котище, корова – коровище

 «КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: у вороны – воронята, у совят – сова.

«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

Задачи: образование существительных от существительных

например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.

«МНОГО»

Задачи: закрепление в активном словаре существительных

Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.

«ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»

Задачи: употребление существительных множественного числа предложного падежа.

Например: люди заботятся о собаках, о козах, о коровах и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.

«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.

«КТО КАК ЕСТ?»: корова – жуёт, кошка – лакает, собака – грызёт.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.

Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.

«ЧТО СДЕЛАЛИ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: прыгать – спрыгнуть - перепрыгнуть и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.

«ЧЕЙ?»

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.

«КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мягонький, пушистенький

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»      

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.

Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношёрстная.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.

 «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»:

Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д. «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: нет кур, много уток, нет цыплёнка, и т.д.; утка – утки, индюк - индюки

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: петух – петушок, курица – курочка и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: птицы – птичница – птицеферма – птичий двор.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: у утки – утята, у гусят - гусыня

«ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»

Задачи: употребление существительных множественного числа предложного падежа.

Например: хозяйка заботится о цыплятах, об индюке, о курах и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: поёт – поют, плывёт – плывут и т. д.

«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: она ходит, плавает, переваливается, летает – утка.

Он созывает, ищет, кукарекает, защищает – петух.   

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.

Например: индюк – балаболит, гусь – гогочет, курица – кудахчет, цыплёнок – пищит и.т.д

«ЧТО СДЕЛАЛИ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: прилетел, залетел, улетел и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный хвост, острые шпоры, красные перепонки

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Например: петух – красивый, храбрый, разноцветный, большой и т.д.

«ЧЕЙ?»

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Например: утиные крылья, гусиный пух, птичья голова, куриное яйцо.

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН?»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных

Например: платок из пуха – пуховой, одеяло из пуха – пуховое и т.д.

 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: у петуха хвост длинный, а у утки хвост..., утка большая, а утёнок…, у гуся шея длинная, а у курицы…

«КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мягонький, пушистенький

«СРАВНИ»      

Задачи: Образование сравнительной степени  прилагательных.

Например: красивый – красивее, мягкий – мягче, длинный – длиннее, короткий – короче и т.д.

 «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: петух взлетел на забор, утка плавает в пруду, цыплёнок вылупился из яйца и т.д.

«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»:

Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Например: куры живут в курятнике.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: у курицы пять цыплят, у гуся два гусёнка и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

 Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.    

Например: нет ежей, много волков, нет медведя, много лис и т.д.; лиса – лисы, волк - волки

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: лиса – лисичка – лисонька, заяц – зайчик - зайчишка и т.д.

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: Образование существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами

Например: волк – волчок – волчище, заяц – зайчик – зайчище и т.д.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных с суффиксами.

у медвежонка – медведица, у зайца – зайчиха, у лисёнка – лисица и т.д.;

«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

Задачи: образование существительных от существительных

например: папа – лис, мама – лиса, дети – лисята. Это лисья семья.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: заяц – зайка – зайчик – зайчишка – заинька – зайчонок и т. д.

 «КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: он ревёт, спит, переваливается, любит мёд – медведь и т. д. лиса – тявкает, волк – воет, медведь – рычит и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: Лиса охотится, бегает, мышкует и т.д.

«ЧТО СДЕЛАЛИ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: гнал – догнал – перегнал – выгнал, прыгала – перепрыгнула и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный хвост, колючие иголки, косолапый мишка, хитрая лиса и т. д.

«ОТГАДАЙ, КТО ЭТО?»

Например: она рыжая, хитрая, пушистая – лиса, Он большой, косолапый, бурый, лохматый – медведь. Он серый, зубастый, страшный – волк.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: у зайца уши длинные, а у медведя … (короткие), у ежа шубка колючая, а у зайца…(мягкая). Медведь огромный, а ёжик…(маленький) и т.д.

«КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму прилагательных

Например: мягонький, пушистенький, мохнатенький.

«ЧЕЙ»

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных

Например: хвост лисий, лапы заячьи и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: белка спряталась в дупло, выскочила из дупла, заяц сидит под кустиком, белка прыгнула на дерево, спрыгнула с дерева и т. д.

 «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»

 Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Волк живёт в лесу, белка живёт в дупле, лиса живёт в норе и т. д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: у лисы два лисёнка, у ежа пять ежат, у волка девять волчат, у медведя один медвежонок.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

 Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: нет дятла, много воробьёв, нет синицы, много сов и т.д.; ворона – вороны, дятел – дятлы и т.д.

 «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: ворона – воронушка, воробей - воробьишка

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: зима – зимовать – зимующие; корм – кормушка – кормятся – кормить; воробей – воробушек – воробьишко.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: у вороны – воронята, у совят – сова.

«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

Задачи: образование существительных от существительных

например: папа – ворон, мама – ворона, дети – воронята.

«ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»

Задачи: употребление существительных множественного числа предложного падежа.

Например: люди заботятся о птицах, о воробьях, о синицах и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.

«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: она летает, каркает, клюёт, зимует, прыгает, ходит – ворона.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.

Например: ворона – каркает, сова – ухает, воробей – чирикает, голубь – воркует и т.д.

«ЧТО СДЕЛАЛИ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: прилетели, перелетели, вылетели, улетели, подлетели, залетели, отлетели и т.д.

«ЧТО, КТО ЛЕТИТ?»

Задачи: Закрепление понятия многозначности глаголов.

Например: летит самолёт, снег, птица.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный клюв, пёстрые крылья, красная грудка

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Например: снегирь – маленький, яркий, красивый, смелый, шустрый, голодный и т.д.

Он маленький, серый, шустрый, бойкий, проворный, юркий – воробей

«ЧЕЙ?»

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Например: воронье гнездо, воробьиные перья и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: у синицы хвост короткий, а у сороки…, у синицы клюв тонкий, а у  вороны…, воробей маленький, а ворона…

«КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мягонький, пушистенький

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»      

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.

Например: у сороки белые бока – она белобокая, у синицы жёлтая грудка – она желтогрудая, у вороны чёрные крылья – она чернокрылая и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: на кормушке, в кормушке, около кормушки, под кормушкой и т.д.

 «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»:

Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Например: сова живёт в дупле, ворона живёт в гнезде и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: пять воробьёв, два воробья, семь дятлов, один дятел, пять синиц, три совы

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ»

 Речевые игры.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: стол – столы, стул – стулья, кровать – кровати, много стульев, кроватей, шкафов и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик и т.д.

«ОГРОМНЫЙ»

Задачи: образование существительных с суффиксом увеличительности

Например: стул – стулище, кровать – кроватище, шкаф – шкафище, кресло – креслище

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: Стол – столовая, столешница, настольный, застольная (песня)

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: деревянный стол, пластмассовая табуретка, металлическая раскладушка, вязаный гамак, кожаный диван и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: она бывает широкая и узкая, деревянная – полка, он бывает высокий, больной, полированный - шкаф и т.д.

«ЕЩЁ ЛУЧШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например: мой диван мягкий, а мой ещё мягче, удобный – удобнее, высокий – выше, широкий – шире и т.д.

 «СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: за столом сидят, пишут, обедают, играют и т.д.

 «РАЗЛИЧАЙ»

Задачи: учить употреблять многозначные слова

Например: ножка у стола, стула, гриба, у человека, ручка у двери, у ящика, ей пишут, у человека

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: сидит – присядет, лежит -приляжет и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: одежда в шкафу, мяч под столом, люстра над столом и т.д.

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: два шкафа, пятый стол и т.д.

 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: Большой стул — ...Высокий стол — ...Широкая кровать — ...Мягкое кресло — ...Тонкая ножка — ...Длинная полка — ... .

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: поезд – поезда, катер – катера, крыло – крылья и т.д.; много машин, водителей, гаражей, нет лодок, самолётов, машиниста, фары и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: самолёт – самолётик, машина – машинка, огромный – огромнейший и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов.

Например: машина – машинка – машинист, земля – приземляться, наземный, подземный, лётчик – летать и т.д.

 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: поезд длинный, а вагон…; трамвай тяжёлый, а велосипед…; самолёт быстрый, а пароход…; машина из гаража выезжает, а в гараж.., заезжает – съезжает, подъезжает –отъезжает, наезжает - съезжает

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: грузовой транспорт, воздушный транспорт, автобусный билет и т.д.

«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

Задачи: образование названий профессий с суффиксами – ЧИК, - ИСТ.

Например: летает – лётчик, машину водит – машинист, летает на вертолёте – вертолётчик. 

«У КОГО ИЛИ ЧЕГО ЭТО ЕСТЬ?»

Задачи: закрепление понятия многозначности существительных.

Например: нос человека, самолёта, лодки, корабля; хвост животного, птицы, самолёта и т.д.

 «НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: она бывает легковая, грузовая, спортивная – машина, он бывает военный, пассажирский, спортивный – самолёт и т.д.

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»      

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.

Например: молоко возит – молоковоз, лес возит – лесовоз, снег убирает – снегоуборочная машина, мусор собирает – мусоросборник, бетон мешает – бетономешалка, сам летает – самолёт, сам сваливает – самосвал, ходит на пару – пароход, четыре колеса – четырёхколёсная, быстро ходит - быстроходный и т.д.

«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например:  машина большая, автобус ещё больше. Грузовик стоит далеко, трамвай ещё дальше. Кузов грузовика широкий, у фургона ещё шире и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: автобус везёт, подъезжает, обгоняет, перевозит и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего  времени

Например: управляет – управлял – буду управлять

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: едет – подъезжает, отъезжает, выезжает; плывёт – подплывёт – переплывёт; летит – прилетит – отлетит и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: машина на дороге, в гараже, уехала из гаража, приехала к дому и т.д.

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: одна лодка – пять лодок, первый катер, второй грузовик и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: поезд – поезда, катер – катера, крыло – крылья и т.д.; много машин, водителей, гаражей, нет лодок, самолётов, машиниста, фары и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: самолёт – самолётик, машина – машинка, шофёр - шофёры и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов.

Например: машина – машинка – машинист, земля – приземляться, наземный, подземный, лётчик – летать и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: поезд длинный, а вагон…; трамвай тяжёлый, а велосипед…; самолёт быстрый, а пароход…; машина из гаража выезжает, а в гараж.., заезжает – съезжает, подъезжает –отъезжает, наезжает - съезжает

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: грузовой транспорт, воздушный транспорт, автобусный билет и т.д.

«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

Задачи: образование названий профессий с суффиксами – ЧИК, - ИСТ.

Например: летает – лётчик, машину водит – машинист, летает на вертолёте – вертолётчик. 

«У КОГО ИЛИ ЧЕГО ЭТО ЕСТЬ?»

Задачи: закрепление понятия многозначности существительных.

Например: нос человека, самолёта, лодки, корабля; хвост животного, птицы, самолёта и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: она бывает легковая, грузовая, спортивная – машина, он бывает военный, пассажирский, спортивный – самолёт и т.д.

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»      

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.

Например: молоко возит – молоковоз, лес возит – лесовоз, снег убирает – снегоуборочная машина, мусор собирает – мусоросборник, бетон мешает – бетономешалка, сам летает – самолёт, сам сваливает – самосвал, ходит на пару – пароход, четыре колеса – четырёхколёсная, быстро ходит - быстроходный и т.д.

«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например:  машина большая, автобус ещё больше. Грузовик стоит далеко, трамвай ещё дальше. Кузов грузовика широкий, у фургона ещё шире и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: автобус везёт, подъезжает, обгоняет, перевозит и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего  времени

Например: управляет – управлял – буду управлять

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: едет – подъезжает, отъезжает, выезжает; плывёт – подплывёт – переплывёт; летит – прилетит – отлетит и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: машина на дороге, в гараже, уехала из гаража, приехала к дому и т.д.

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: одна лодка – пять лодок, первый катер, второй грузовик и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ. ИНСТРУМЕНТЫ»

  Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: строитель – строители, кирпич – кирпичи и т.д.;  много машин, строителей, домов, нет инструмента, маляра и т.д.

 «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: кирпич – кирпичик, кисть - кисточка и т.д.

 «КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов.

Например: строить – строитель - постройка и т.д.

 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: дом высокий – низкий, груз тяжёлый – лёгкий и т.д.

 «СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: строительный материал, рабочая одежда, и т.д.

 «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

Задачи: образование названий профессий с суффиксом - ЩИК

Кто сваривает трубы? — Сварщик. Кто вставляет стекла? — Стекольщик. Кто работает на кране? — Крановщик. Кто кладет камни? — Каменщик.

 «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»      

Задачи: Образование сложных слов путём слияния двух основ.

Например: землю копает – землекоп, бетон мешает – бетономешалка, трубы чистит – трубочист и т.д.

«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например:  дом высокий, а подъёмный кран ещё выше, лестница широкая, а подъёзд ещё шире и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: строитель копает, строит, красит и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего  времени

Например: строил – строю – буду строить

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: строит – построит – достроит – перестроит – выстроит - недостроит

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: строитель за домом, выйдет из-за дома, гараж под домом и т.д.

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: одна отвёртка – пять отвёрток, первый кирпич, второй грузовик и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА»

Речевые игры.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: солдат – солдаты, орудие - орудия и т.д.; много солдат, матросов, командиров, нет патронов, снарядов, оружия.

«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»    

Задачи: Образование названий профессий с суффиксами – ЧИК, - ИСТ.

Например: танк – танкист, ракета – ракетчик, разведка – разведчик, граница – пограничник.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: Образование родственных слов

Например: граница – пограничник – пограничный; ракета – ракетчик – ракетные (войска) и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: солдат смелый, а враг…, лётчик летит быстро, а пехотинец ходит … и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: солдатская форма, защитная каска, и т.д.

«ЧЬЁ?»

Задачи: Употребление категории родительного падежа без предлога в значении принадлежности.

Например: следы гусениц танка, бескозырка матроса и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: солдат охраняет, защищает, стережёт и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени

Например: стреляет – стреляют – стрелял – буду стрелять, защищает – защищаю – защищал – буду защищать и т.д.

Задачи: Закрепление понятия многозначности глаголов.

«КТО ЛЕТИТ? ЧТО ЛЕТИТ?»

Например:  летит самолёт, снег, птица.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: стреляет – отстреливается – пристреливается, прыгает – спрыгивает и т.д.

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»:

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.

Например: быстро ходит – быстроходный, скоро стреляет – скорострельный, бес страха – бесстрашный.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: танкист на танке, лётчик в самолёте, парашютист с парашютом прыгнул на землю

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: пять танков, пять моряков, два корабля, три орудия, пять кораблей и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ Т МА «ПОЧТА»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: открытка – открытки, конверт - конверты и т.д.;  много марок, почтальонов, домов, нет адреса, киоска и т.д.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: конверт - конвертик и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: письмо идёт медленно, а телеграмма быстро и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: почтовая открытка, газетный киоск и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: почтальон разносит, доставляет, разбирает, сообщает и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени

Например: пишу – писал – буду писать, отправляю – отправлял – буду отправлять

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: пишет – написал – переписал - дописал и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: почта, почтальон, почтовый, почтамт

«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например:  открытка большая, а посылка ещё больше, бандероль тяжёлая, а посылка ещё тяжелее

 «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: письмо опустили в ящик, достали из ящика, положили в конверт и т.д.

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: один конверт, три конверта, первая телеграмма, пятый ящик и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВЕСНА, МАМИН ПРАЗДНИК»

Речевые игры.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: ребёнок – дети, мама – мамы, бабушка - бабушки и т.д.; много детей, подарков, поздравлений

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например:    мама – мамочка, мамулечка, бабушка – бабулечка и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: Образование родственных слов

Например: мама – мамочка – мамуля, бабушка - бабуля и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Например: мамина забота, бабушкины руки и т.д.

«КАКАЯ?»

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: мама добрая, ласковая, заботливая, красивая и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: мама заботится, любит, воспитывает  и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени

Например: поздравлял - поздравляю и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: солит – пересолит - недосолит и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: мама на работе, бабушка в магазине, идёт из магазина и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: одна мама, трое детей, пять внуков и т.д.

 «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени

Например: слушался – слушаюсь – буду слушаться

 «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»:

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.

Например: чёрные глаза – черноглазая, светлые волосы – светловолосая и с.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖЕНСКИЕ ПРОЕССИИ»

Речевые игры.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: врач – врачи, нитка - нитки и т.д.;  много продавцов,  нет ножниц, воспитателя

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: нитка – ниточка, пуговица – пуговка и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов.

Например: повар – поварёшка – поварской - поварёнок и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: платье короткое – длинное, иголка острая – тупая, песня громкая - тихая и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: шерстяное платье, шёлковая кофта, ситцевый халат и т.д.

«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

Задачи: образование существительных - названий профессий от глаголов

Например: учит – учитель, воспитывает – воспитатель, варит – повар, шьёт – швея и т.д.

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»      

Задачи: Образование сложных слов путём слияния двух основ.

Например: сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит – мясорубка, цветовод, овощевод, садовод и т.д.

«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например:  красивый – красивее, вкусный – вкуснее, умный – умнее и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: воспитатель воспитывает, учит, играет, рисует, повар – варит, жарит, готовит, печёт и т.д.; продавцы – продают, взвешивают, заворачивают и.т.д.

 «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего  времени

Например: учил – учу – буду учить и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: варит – доваривает – переваривает – недоваривает, шьёт – вышивает – прошивает – перешивает – подшивает и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: продавец работает в магазине, швея шьёт на машинке, врач вышел из кабинета.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: один повар, три медсестры и т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМАА «ВЕСНА»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.

Например: лужа – лужи, проталина – проталины, почка – почки, дерево – деревья, дождь – дожди и т.д.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например:    цветок – цветочек, лист – листочек, проталина – проталинка и т.д.

«КОГО (ЧЕГО) МНОГО, КОГО (ЧЕГО) НЕТ?»      

Задачи:  Усвоение категории существительных родительного падежа единственного и множественного числа без предлога.

Например: много воды, мало снега, много луж, нет ручейка и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: Образование сложных слов

Например: лёд ходит – ледоход, полно воды -половодье  

«НАЗОВИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»

Задачи: образование родственных слов

Например:

Снег – подснежник, весна – весенний, веснянка;  лёд  -  льдинка, ледышка, ледяной и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: быстрый ручей, грязный снег, глубокая лужа, зелёная травка, яркое солнышко и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: одежда для весны - весенняя, сапоги из резины – резиновые и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: Усвоение слов-антонимов.

Например: глубокая лужа – мелкая лужа, зимой солнце холодное, а весной – тёплое, зимой снег чистый, а весной - грязный и т.д.

«ЧТО СДЕЛАЛИ?»

Задачи: образование приставочных глаголов.

Например:

Цветёт – расцветает – зацветает – отцветает и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД, ПО, ОКОЛО

Например:  капель капает с крыш, на крышах – сосульки, под ногами – лужи, над головой – солнышко и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: Употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: бежит – бегут (ручьи), капает – капают, распускается – распускаются и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: зимой холодно, а весной тепло. Зимой солнце не греет, а весной греет. Зимой день короткий, а весной длинный и т.д.

 «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными 

Например: один цветок, два цветка, пять цветов, одна лужа, две лужи, пять луж и т.д.

   

  ЛЕКСИЕСКАЯ ТЕМА «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Речевые игры.

 «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.

Например: цветок – цветы, горшок – горшки, фиалка – фиалки и т.д,; много цветов, нет цветка, нет горшка, много воды и т.д.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например:    цветок – цветочек, горшок – горшочек, росток – росточек и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов.

Например: цветок – цветной – разноцветный – цветовод – цветочница - цветник и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: листья ворсистые – гладкие, стебель высокий - низкий и т.д.

«КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными

Например: мясистый лист, глиняный горшок и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: глиняный горшок, пластмассовый поддон и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: красивый цветок, большой горшок, зелёные листья и т.д.

«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например:  красивый – красивее, высокий – выше, длинный - длиннее и т.д.

 «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»      

Задачи: Образование сложных слов путём слияния двух основ.

Например: садовник, цветовод, быстрорастущие (растения), большелистные) и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: цветы сажают, поливают, рыхлят, опрыскивают и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего  времени

Например: поливал – поливаю – буду поливать и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: льёт – поливает – заливает, копать – перекопать – вскопать - закопать и т.д. 

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: цветок в горшке, на подоконнике, поставили в вазу и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: пять цветов, десять листьев и т.д.

     

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «БИТАТЕЛИ МОРЕЙ И РЕК»

Речевые игры.

  «ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.    

Например: нет ежей, много рыбок, нет реки, много щук и т.д.; ёрш – ерши, сом - сомы

 «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: рыба – рыбка, сом – сомик, щука - щучка и т.д.

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: Образование родственных слов.

Например: рыба – рыбак – рыболов – рыбный - рыбина

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: рыба плавает, дышит, размножается и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего  времени

Например: плаваю – плавал – буду плавать и т.д.

 «ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: плыла – заплыла – переплыла – выплыла и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинные усы, красивая рыбка и т. д.

 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: вода солёная – пресная, вода тёплая – холодная, вода мягкая – жёсткая, вода мутная - прозрачная

 «КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму прилагательных

Например: длинненький, коротенький и т.д.

«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например:  красивый – красивее, длинный - длиннее и т.д.

 «СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: речная, морская вода, илистое дно, каменистая пещера и т.д.

 «ЧЕЙ»

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных

Например: хвост щучий, рыбий, суп рыбный и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: рыба в пруду, достали из воды, спряталась за водоросли и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: пять сомов, две щуки, три карася и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по лексическим темам для детей с нарушениями речи

Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых...

Картотека Речевые игры по лексическим темам

Картотека  Речевые игры по лексическим темам...

Коррекционно-просветительская работа в ДОУ. Практический материал для воспитателей. Речевые пятиминутки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

      Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.      ...

Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам.

Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....

Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание

Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....

Картотека речевых игр по лексической теме «Осень» для детей дошкольного возраста

Закрепите с детьми названия осенних месяцев; основные приметы осени;  что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад».Упражнение «Назови ласково&raqu...

Картотека речевого материала по лексической теме: "Зима. Зимние забавы".

Данный речевой материал поможет вам, уважаемые коллеги, подобрать художественное слово, загадки, пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах и забавах. А также в данной картотеке вы найдете игры с ре...