Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Тереховская Вера Викторовна

Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_pyatiminutki_po_leksicheskim_temam.docx63.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых пятиминуток

Содержание:

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Осень

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Грибы

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Перелетные и зимующие птицы

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Инструменты

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Насекомые

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме 23 февраля. Защитники отечества

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Рыбы

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Фрукты

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Весна. Мамин праздник

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Домашние животные

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Дикие животные

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Транспорт

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Игрушки

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Одежда

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Посуда

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Новый год. Елка. Зимние забавы

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Семья

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Части тела и лица

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Продукты питания

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Мебель

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Овощи

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Обувь

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Профессии

Пояснительная записка.

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях

развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

  1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи мость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щѐк;

научить ребѐнка удерживать определѐнную артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжѐнность) артикуляционных органов;

подготовить ребѐнка к правильному произношению звуков.

  1. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

  1. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию

нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

  1. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

  1. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..

  1. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Осень»

Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берѐзы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберѐм.


(загибать пальцы, начиная с большого)

(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)

Речевая зарядка

Любит осень жѐлтый цвет:

  • жѐлтым дождиком рассвет, Пожелтевшую траву И опавшую листву, Листьев жѐлтые страницы, Улетают когда птицы. Погрустить любит с утра Осень - жѐлтая пора.

Координация речи с движением

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал И листочки все поднял.

Закружились, полетели И на землю тихо сели.


(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Грибы»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб,

огорчились: «Ах-ах-ах!»

Развитие мелкой моторики

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

(поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик конечно,

  • красавец мухомор Пусть украсит косогор!

Речевая зарядка

Есть семейные грибы, Лишь семьей живут они На пеньках и на корнях, И в траве на вырубках. Это дружные ребята Называются опята.

Координация с движением

Гриша шел – шел – шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.


(шагаем на месте)

(хлопки в ладоши)

(наклоны вперед)

(наклоны вперед)

(наклоны вперед)

(шагаем на месте)

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

Развитие мелкой моторики

  • Где обедал воробей?

  • В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у синицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного…

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

  • зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.

Речевая зарядка

Алой кисточкой заря,

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу,

Не замерз он на снегу.

Координация с движением

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,        Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Прыг-скок, прыг-скок,        кружатся

Завертелась, как волчок.        приседают

Вот присела на минутку, почесывают пальчиками грудь Почесала клювом грудку, убегают на места

  • с дорожки — на плетень, Сидя, взмахивают кистями рук Тири-тири, тень-тень-тень.

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Инструменты»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Насос»

  • Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колѐса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колѐса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

Развитие мелкой моторики

Чтобы печку

истопить,

Надо дров нам

нарубить.

(имитировать движения рук дровосека, пальцы

«сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно

Рубим, рубим мы

сильнее)

дровишки –

Пусть тепло будет

детишкам.

Речевая зарядка

Папа дал мне молоток,

  • сказал: "Давай, сынок, Вместе сделаем забор, Приведем в порядок двор. Буду я пилить, строгать, Ты – дощечки прибивать". Дружно взялись мы за дело,
  • работа закипела.

Координация с движением

Пилим, пилим, пилим, пилим,

Вместе мы бревно осилим.

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой.


(имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова»).

(скачут, как лошадки).

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Насекомые»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать:

«ж-ж-ж».

Пчелка, гуди, в поле лети.

С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

Развитие мелкой моторики

Жук сидит на

веточке.

Вы не бойтесь,        (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец

деточки.        развести в стороны

Попробуйте-ка        (―усы‖). Пошевелить ―усами‖.)

сами

Пошевелить усами!

Речевая зарядка

Все собрав свои дела, Жужжит и кружится пчела. Вот важно села на цветок, Она ведь знает в этом толк, Суть еѐ земных забот - Сладкий и душистый мѐд.

Координация с движением

Спал цветок

И вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.


(и.п: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь

проснется -

Бабочка кружит и вьется.


(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

(«летать», имитируя движения бабочки)

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «23 февраля. Защитники отечества»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох

спокойный, равномерный.

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный

выдох.

Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:

Осиновый - а-а-а...

Рябиновый - и-и-и...

Березовый - о-о-о...

Дубовый - у-у-у...

Развитие мелкой моторики

Командир позвал солдат:

―Становитесь дружно в

(поочередно пригибать пальцы к ладошке,

начиная с мизинца)

ряд!

Первый встал, за ним –

(кулачок разжать, широко

второй,

расставив пальцы в стороны.)

Безымянный, быстро в

строй!‖

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – ― Ура!‖

На парад идти пора.

Речевая зарядка

Защитники обители.

Отважные бойцы.

  • доблестные рыцари. Лихие храбрецы.

Координация с движением

Левой, правой

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

На парад

Идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд.

Левой,

правой,

Левой,

правой,

Барабан... уже дырявый!

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Рыбы»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

  • Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

Развитие мелкой моторики

Пять маленьких

рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

  • рыбка сказала: ―Нырять здесь легко!‖ Вторая сказала: ―Ведь здесь глубоко‖.

А третья сказала: ―Мне хочется спать!‖ Четвѐртая стала Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: ―Здесь крокодил! Плывите скорей, Чтобы не проглотил!‖


Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. .

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Быстро качаем ладонями (дрожь).

Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

Речевая зарядка

Сом на дне ночует в яме,

Шевелит во сне усами,

  • река бежит с высот, В яму соне корм несет.

Координация с движением

У меня в аквариуме

Золотая рыбка,

Я смотрю на рыбку,

Говорю с улыбкой:

«Может, ты – волшебная,

Может, не простая,

Раз зовут тебя все люди

Рыбка золотая?» Хвостиком колышет,

Смотрит не мигая,

Ничего не отвечает

Рыбка золотая.

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Фрукты»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты". Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"

Развитие мелкой моторики

Палец толстый и большой

  • сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу.

Средний пальчик - самый меткий: Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает,

  • мизинчик-господинчик В землю косточки сажает.

Речевая зарядка

Так бывает каждый год:

Весною ранней он цветѐт,

  • будто солнышка привет, Его душистый нежный цвет. Ароматен он, пригож

  • на солнышко похож. Привлекает пчѐл и ос Мой любимый абрикос

Координация речи с движением

  • Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния

спалила?

Или грдом их побило?

Или птицы

поклевали?

Куда они пропали?

  • Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,


Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга стоит ведущий.

Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику,

водящий отрицательно качает головой.

Пожимают плечами.

Опять загибают по одному пальчику.

Дети разбегаются.

Птицы их не

поклевали.

Дети оборвали.

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Весна. Мамин праздник»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса.

Говорит Весна:

  • Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

  • Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

  • С крыши капает вода?

  • Да! Да! Да! Да!

  • Тают горки во дворах?

  • Ах! Ах! Ах! Ах!

  • А на речке треснул лед?

  • Вот так! Так вот!

Развитие мелкой моторики

Ты весною видел

чудо?

(сложить ручки в кулачки, а затем, после слова

Как из маленькой  «появляются», резко разжать их растопырив пальчики)

почки

Появляются

листочки.

Речевая зарядка

Весной на березке.

Распустились сережки.

Зеленые сережки

Висят на березке.

Координация речи с движением

Мамочка, мамуля, Так тебя люблю я! Я платок тебе дарю, Вот как я тебя люблю!


Идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, прижимают руки к груди.

Протягивают руки вперед.

Идут по кругу, взявшись за руки.

10. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Домашние животные» Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом) Теленок: «Му-у-у-у» (тихо, высоким голосом) Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)

Развитие мелкой моторики

Повстречались два котенка: ―Мяу-мяу!‖,

Два щенка: ―Ав-ав!‖,

Два жеребенка: ―Иго-го!‖,

Два тигренка: ―Р-р-р!‖,

Два быка: ―Му!‖.

Смотри, какие рога.

Речевая зарядка

  • доме на окошке, Встретились две кошки. Шерсть их дыбом, хвост трубой, Не хотят идти домой. Ссорились соседки, На яблоневой ветке.

Вдруг ветки закачались, И кошки разбежались.

Координация речи с движением

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

11. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Дикие животные»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».

Развитие мелкой моторики

«Мишка»

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

По весне проснулся,

Зевнул и потянулся:

―- Здравствуй, рыжая лисичка,

  • Здравствуй, белочка

  • сестричка!

  • Здравствуй серенький волчонок!

  • Здравствуй, беленький зайчонок!‖

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое левой рукой

Речевая зарядка

Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Координация речи с движением

Зайка в травке скок-скок.

Зайка прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице.

12. Речевая пятиминутка по лексической теме «Транспорт» Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопатка»

«Качели»

«Окошко»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Прокололась шина у машины: ш-ш-ш.

Накачаем шину: с-с-с.

Машины едут по дороге: ша-шу-ши.

Сигналит машина: би-би-би-би.

Гудит поезд: ту-ту-ту-ту.

Развитие мелкой моторики

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим — поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.


(по ходу чтения стихотворения

С третьим — сядем мы в такси,


по очереди загибайте пальчики.)

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

Речевая зарядка

По улице нашей машины спешат,

Детишек машины везут в детский сад,

Везут в магазины различные грузы.

У каждой машины кабина и кузов,

Колеса и фары у каждой машины,

И бак у машины наполнен бензином.

Координация речи с движением.

Грузовик песок везет.

Удивляется народ:

«Вот так чудо-чудеса,

В нем песок под небеса!»

13. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Игрушки» Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Заборчик»

«Окошко»

«Качели»

«Лопатка»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

  • Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

Развитие мелкой моторики

Есть игрушки у меня -

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,        попеременно хлопать в ладоши и ударять

кулачками

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Речевая зарядка


загибать пальчики на обеих руках

По дорожкам сада, вскачь,

Побежал упрямый мяч,

И весѐлою гурьбой

Позвал ребят всех за собой.

Сине-красные бока,

  • нему притронешься слегка,-Он земли коснѐтся, А в руки не даѐтся.

Координация речи с движением

Этот мяч, круглый мяч,

Красный мяч, гладкий мяч.

Любит мячик прыгать вскачь.

Вот так мяч, круглый мя.

14. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Одежда»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»

«Лопатка»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Шитье одежды»

Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

Развитие мелкой моторики

В понедельник я кроила,

  • во вторник - платье шила. В среду - фартук вышивала,

  • в четверг - белье стирала: Все свои платочки.

  • братишкины носочки. А в пятницу, субботу.

Отдыхала от работы.

Речевая зарядка

  • Романа, у Ромашки С карманами рубашка.

Бабушка шила Ромашке рубашку.

Координация речи с движением

Это платье для Наташки –

Красные горошки.

  • на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.


Четыре ритмичных поворота влево-вправо, руки на поясе.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.

«Рисуют» на животике два кармашка.

Прикладывают обе ладошки к животику.

15. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Посуда»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Трубочка»

«Качели»

«Чашка»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Дуем на горячий чай, губы трубочкой.

Пыхтящий чайник.

Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих! ».

Развитие мелкой моторики

  • пушистой белочки Круглая тарелочка,

  • полосатой кошки Маленькая плошка!

Речевая зарядка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Координация речи с движением

Чашка синяя для

Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.

Мити,

Встали, загибают пальчики на правой ладошке левой

Чтобы чаю мог

попить он,


рукой на каждое название.

Соку сливок, лимонаду.


Показывают, как украшают чашку точками.

Нам украсить чашку

надо

16. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Новый год. Елка. Зимние забавы»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»

«Лопатка»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вьюга воет: «З-з-з-з-з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м» (громко, низким голосом)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш»

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»

Развитие мелкой моторики

Мы во двор пошли

гулять

(Загибать пальчики по одному.)

Раз, два, три, четыре,  (Имитировать лепку комов.)

пять,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

Мы во двор пришли

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони

гулять.

Бабу снежную

левой руки.)

лепили.

(Класть ладошки на стол то одной то другой

Птичек крошками

стороной.)

кормили,

(Отряхивать ладошки.)

С горки мы потом

(Производить движения воображаемой ложкой,

катались.

положить руки под щеку.)

А еще в снегу

валялись.

Все в снегу домой

пришли,

Съели суп и спать

легли.

Речевая зарядка

Разноцветные игрушки,

Шум, весѐлые хлопушки.

Вот блестящие шары

  • гирлянды мишуры. Как зелѐная принцесса, К нам она пришла из леса, Чтоб на праздник пригласить, Смех и радость подарить.

Координация речи с движением

Наша елочка-краса


Идут по кругу, взявшись за руки.

Поднялась до небеса.


Останавливаются, тянутся руками вверх.

Стройная красавица


Опять идут по кругу, взявшись за руки.

Всем ребятам нравится.


Останавливаются.

17. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Семья» Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»

«Лопатка»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту»

Развитие мелкой моторики

Папа, мама, брат и я – Вместе дружная семья. Раз, два, три, четыре,

Все живем в одной квартире.

Речевая зарядка

Ну давай моя бабуля,

Мы с тобою порисуем.

Я рисую зайчиков,

Ты рисуй трамвайчики.


Правой рукой загибают по одному пальчику на левой ладошке.

Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.

Левой рукой загибают по одному пальчику на правой ладошке.

Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.

Координация речи с движением

Сначала буду маленьким,

  • коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим, До неба дотянусь.


(присесть)

(обнять колени руками)

(встать)

(поднять руки вверх, встать на носочки)

18. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Части тела и лица»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»

«Лопатка»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Подуй на пальцы».

Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота.

Развитие мелкой моторики

Эти пальчики щипают, Эти пальчики гуляют, Эти - любят поболтать, Эти - тихо подремать,

  • большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

Речевая зарядка Ладушки, ладушки,

  • мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки!

(большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)

(указательный и средний "идут" по другой руке)

(средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга)

(безымянный и мизинец прижимаем к ладони).

(крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Координация речи с движением

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.


Показывают сначала левый, потом правый глаз.

Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.

Левой рукой показывают рот, правой – нос.

Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.        Протягивают обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ.        Кладут ладони на бедра, два раза топают.

Ой устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводят по лбу.

19. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Продукты питания» Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Лопатка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Раз, два, три, Горшочек, вари!

Каша варится. "Ш-Ш-Ш"

Огонь прибавляют. "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Развитие мелкой моторики

Мы для милого

Ванюшки

Испекли бы три

ватрушки.

(кулачки  правой и левой руки сжимать и разжимать

Только нет у нас

одновременно.

пока

Начиная со слов «Только нет у нас пока…» поочередно

Не дрожжей, не

сгибать пальцы, начиная с большого.)

молока,

Не яиц, не соли,

Нет муки и нет

песка.

Речевая зарядка

Суп сварили из фасоли.

Положить забыли соли.

Несоленый суп с фасолью

Мы потом солили солью.

Координация речи с движением

Держат перед собой ладошки, сложенные

Это каша для Любаши,

«ковшиком».

Пар над кашей

Тянутся руками вверх.

поднялся.

Пожимают плечами.

Где же каша?

Отрицательно качают головой, а потом машут

Нету! Вся!

рукой.

20. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Мебель» Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Лопатка»

«Часики»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Приколачиваем дверку к шкафу.

Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук»

Развитие мелкой моторики

Это стул. Сиденье,        К прямой ладони присоединяют левую, получился

спинка.

  • на спинке две картинки,

  • еще четыре ножки,

Чтоб сидеть под стулом кошке

Речевая зарядка


«стульчик».

Показывают два пальчика на правой руке. Показывают по два пальчика на обеих руках. Приседают, делают из ладошек «ушки»

Стул взглянул на табурет:

«Ну, буквально, мой портрет!

Мы, как половинки,

Только он без спинки»

Координация речи с движением

Вот Кирюшкина кроватка,

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.


Разводят руки в стороны.

Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.

Медленно поднимаются.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Овощи»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Чашечка»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Разговоры овощей. Помидор (хвастливо), Огурец (обиженно)

Помидор хвастается перед Огурцом: «Па-пу,пы-по!»

Огурец: «Пы-бы, по-бо»

Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту»

Развитие мелкой моторики

  • огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разнога салата.

У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять Поможем урожай собрать.

Речевая зарядка Повторяй за мной зарядку.

  • ней звук Т пришел на грядку. Тыква - вот, а вот - томат. Здесь - капуста, здесь - салат, Тмин, картошка, артишок, И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы, Будем, есть мы до весны.

Координация речи с движением Дети в огород идут,

  • там овощи растут, Дети спинки наклоняют, И горох они срывают.

(поочередно сгибать

пальцы)

  1. Реечвая пятиминутка по лексической теме: «Обувь»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Часики»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

  • Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

  • Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

Развитие мелкой моторики

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Речевая зарядка

Растерялся сапожок,

Оторвался ремешок,

Зацепился по дороге

За упрямый корешок.

Координация речи с движением

Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично топают каждой ногой.

Не ботинки, а картинки.        Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

Чтобы в них гулять

Ходьба по кругу друг за другом.

ходить,

Бегут, делают два прыжка, топают обеими

Бегать прыгать и шалить.        ногами.

23. Речевая пятиминутка по лексической теме: «Профессии» Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Часики»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Трубач.

Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз. Развитие мелкой моторики

Целый день тук да

тук –

Раздается звонкий

звук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх,

постукивает по указательным пальцам)

Молоточки

(стучать кулаком о кулак)

стучат,

Строим домик для  (пальцы соединить, показать «крышу»)

ребят

(сжимать-разжимать пальцы)

Вот какой

(вращать кисти рук)

хороший дом,

Как мы славно

заживем.

Речевая зарядка

Лѐтчик знает своѐ дело,

В небе водит самолѐт.

Над землѐй летит он смело,

Совершая перелѐт.

Координация речи с движением

«Строители»

Мы строгали, мы строгали

Доски гладенькие стали.

Мы пилили, мы пилили,

Чтобы ровными все были.

Мы сложили их рядком,

Прибивали молотком,

Получился птичий дом.

Мы на улицу идем,

Высоко его прибьем.

Чтобы птички залетали,

А котята не достали.

Список литературы

Анищенкова Е.С. - Пальчиковая гимнастика для развития

речи дошколников: пособие для родителей и педагогов /– М.:АСТ: Астрель. 2006. – 60,

Нищева Н.В – Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160с.

Нищева Н.В – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006 – 192с

Рыбина А.Ф – Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал. –

Волгоград: Учитель, 2010 – 110с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр по лексическим темам для детей с ОНР

Предлагаю картотеку речевых игр, которые могут использовать в своей работе учителя - логопеды, воспитатели, родители детей с ОНР...

Картотека речевых пятиминуток.

Картотека речевых пятиминуток....

Картотека Речевые игры по лексическим темам

Картотека  Речевые игры по лексическим темам...

Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание

Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....

Картотека речевых игр по лексической теме «Осень» для детей дошкольного возраста

Закрепите с детьми названия осенних месяцев; основные приметы осени;  что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад».Упражнение «Назови ласково&raqu...

Картотека речевого материала по лексической теме: "Зима. Зимние забавы".

Данный речевой материал поможет вам, уважаемые коллеги, подобрать художественное слово, загадки, пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах и забавах. А также в данной картотеке вы найдете игры с ре...

Картотека речевых игр по лексической теме :" Перелетные птицы"

Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью о...