Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Все это и определяет основные задачи речевых игр.

· Развивать речь как средство общения.

· Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.

· Поддерживать стремление к активности, позицию «Я сам», поощрять стремление ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.

Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 - 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 – 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).

Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

На третьем году шире используются и такие приемы, как обследование, сравнение. Они становятся более детальными, выделяется больше признаков, причем существенных, а основе чего формируются обобщающие понятия: животные домашние и дикие, посуда столовая и чайная.

Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. И в этом возрасте отмечаются индивидуальные различия, причем они могут быть весьма существенными. К тому же дети двух лет и двух с половиной – трех лет – разные дети. Это необходимо учитывать и при выборе тематики игр, их содержания, длительности. Длительность будет зависеть прежде всего от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы наше внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.

· Фонетическая ритмика

· Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться                          Тянуть губы прямо к ушкам

Рот у Кваки до ушей,

 Очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются

А глаза у них, как блюдца.

· Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

· Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

· Упражнение «Трубочка»

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

· Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.

Нам понравилось играть, повторим-ка все опять.

· Упражнение «Язык-силач»

Язычок у нас силач – в зубы упирается,

Сильно напрягается, горкой выгибается.

Силачу пора на отдых, мы его положим спать.

А потом начнем опять.

· Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

· Произнесение по картинкам

гласных звуков: качаем куклу (ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ)

звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычи корова (МУ) и т.п.

· «Обезьянка кривляется» - показать смешные рожицы.

· «Щенок лакает молоко» - лакательные движения языком

· «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой выдохнуть воздух.

· «Зримые поцелуи» - накрасить губы маминой помадой и «оставить следы» на листе бумаги

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

- гласные А, О, У, И;

- согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)

- дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д. 

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.                              Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон.                                      Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон.                                                   из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.

Маленькие ножки.

Топ, топ, топ – медленно топают ножки.                     1 вар: дети выполняют движение в

Топ-топ-топ – чуть быстрее идут по дорожке.                соответствии с ритмом стихотв.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ - очень быстро идут.          2 вар: движение «ножек» имитируется

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ - А теперь они бегут.       движением указательного и

Ох-ох-ох. Устали ножки быстро бегать по дорожке.        среднего пальцев.

Лужи.

Я иду по лужам – шлеп-шлеп-шлеп        Дети ритмично постукивают ладонями по коленям

Ой, вода в ботинках – хлюп-хлюп-хлюп          Ритмично притопывают ногами.

Ах, мне зонтик нужен – кап-кап-кап.           Постукивают ритмично пальчиками по голове

Ох, вода по спинке – оп-оп-оп.                    Скрещивают руки на груди и ритмично

                                                                                     похлопывают по предплечьям

Бах, упала шапка – буль-буль-буль.    Выполняют ритмично пружинку, приседая все ниже.

Ой, кругом вода – ой-ой-ой.                   Встают и кружатся.

Ах, себя так жалко – да-да-да.                Руки на щеки, ритмично кивают.

Одевайтесь в дождь всегда!                     Погрозить пальчиком в ритм стихотворения.

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь.              Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь.                              Ритмично похлопывать по коленям

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой                               Движения по полу кистями рук

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой.                               Пальцы в замок.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал.                  Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал                       Быстро стучать указательными пальцами двух рук

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.               по коленям.

 

Машина

Би-би-би – гудит машина             «Моторчик» - кулачки быстро крутятся вокруг друг друга

Тук-тук-тук – мотор стучит          Кулачки стучат друг по другу поочередно

Едем, едем, едем, едем –               «Моторчик»

Он так громко говорит.                 «Кулачки»

Шины трутся о дорогу.                   Потирать ладошки

Шу-шу-шу они шуршат.

Быстро крутятся колеса.                 Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад, однвр.

Та-та-та – вперед спешат.                 топают ногами

 

Игры по развитию общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Речевое сопровождение для «спортивных дорожек»

Раз, два, три, раз, два, три по дорожке мы пошли.

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, голову подняв.

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

Впереди течет ручей – подходите поскорей.

Руки в стороны расставим , ручей переходить мы станем.

Лес осенний увидали и к нему мы подбежали.

Посмотрели на бегу, кто пасется на лугу.

В лес тихонько мы вошли, к дубу вместе подошли.

И прислушались.

Дятел дерево долбит, на весь лес он стучит.

А под дубом, погляди-ка, притаилась земляника.

 

1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.

На носочки дети встали, по дорожке побежали.

1. И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.

Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

 

Мы идем по кругу, посмотри.

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.

А потом, как аист, встали - и молчок!

Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал. Игры для малышей подробно описаны в литературе, поэтому ограничимся перечислением наиболее популярных: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Кот Васька», «Мотыльки», «Кошка и цыплята», «Коршун и цыплята», «Пчелки»,»Вороны» и др.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Логоритмические игры с самомассажем

Лягушата.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки-тростинки.

Ножками затопали, ручками захлопали.

Постучим ладошкой по ручкам немножко.

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»

Хлоп, ладошка!

Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.

А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом левой правую побьем.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.

По коленкам шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Игры-подражания с речевым сопровождением.

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи.

Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Птичий двор                                                                        Солдатики - куклы

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»           Солдатики из дерева

Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»                            Как столбики стоят

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»                  А куколки из тряпочек

Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»         На гвоздике висят

А наш Петя-петушок ранним-рано по утру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Котенька – коток                                                                               Соседи

Котя-котенька, коток. Котя – серенький хвосток,              Над нашей квартирой собака живет

Приди, котя, в гости к нам, молочка тебе я дам.                Лает собака и спать не дает:

Как у коти ушки на макушки, как у коти лапки-царапки.  -Ав-ав-ав.

Как у коти хвостик трубой.                                                    А над собакою кошка живет

Вот к нам котя пришел какой!                                              Мяукает кошка и спать не дает:

Мишка                                                                             - Мяу.

Мишка бурый, мишка бурый, отчего ты такой хмурый?     Мышка вздыхает и спать не дает:

-Я медком не угостился, вот на всех и рассердился!               -Ш-ш-ш-.

Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!                                               Ночью по крыше злой дождик стучит.                                                                                          

Кто что любит                                                              Только поэтому мышка не спит Ш-ш

Как на нашем огороде овощи созрели                                 И кошка не спит, Мяу.

Первым зайка прискакал – и морковку он достал.              И собака не спит. Ав – ав.

А козе листы капусты показались очень вкусны.                  И не спит весь дом.

Петух в огород пришел – он горошину нашел.                                    (Э.Успенский)

Свинка носом землю рыла и про репку не забыла.

Ежик в огород пришел – в травке яблоко нашел.

Приходи лесной народ, к деду с бабкой в огород.

Всем еды достанется, на зиму останется.

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем «пальчиковыми играми». Нашей родной народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

- Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира (фигуры из пальчиков «флажок», стульчик, «коза»)

- Движения сопротивления (игра «Хома – хомячок»)

- Движения пальцев, передающие динамические образы («гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе, «паучок» - пальчики шевелятся)

- Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «ладушки – ладошки» и т.п.)

- Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми или массажными мячами, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками, бусинками.

- Игры с мозаикой

- Пальчиковы игры с пластилином

- Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, сминание в какую-либо форму (бабочку), скатывание в шарик

- Действие с крупой, семенами

- Действие с водой (переливание), в бассейне для рук (игры с лейками, с поролоновыми мячами), игры с пипеткой

- Игры с песком, мукой, тестом

- Действия с мелкими игрушками и предметами

- Действия с пуговицами (застегивание, расстегивание, выкладывание)

- Рисование на бумаге пальчиками

- Показ сказок пальчиками.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие – все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.

Ладушки – ладошки.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки,                 Хлопать в ладоши

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Да!                                                                                Хлопок руками по коленям

Кашку варили, ложечкой мешали,                             Водить указательным пальцем правой

Куколку кормили, кошечке давали.                           руки по левой ладошке

Да! Хлопок по коленям

Кулачки сложили, кулачками били:                           Сложить кулачки, бить одним

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.                                                  кулачком по другому.

Да!                                                                                     Хлопок по коленям

Ладушки плясали, деток забавляли.                               Ритмичные повороты кистей.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Да!                                                                                        Хлопок по коленям.

Ладушки устали, ладушки поспали,                                 Сложить ладошки под наклоненную Баю-баю, баюшки. Баю-баю, ладушки.                             голову.

Да!

Киска

Киска, как тебя зовут?                                                   На звукоподражание «мяу» дети

- Мяу!                                                                              выполняют движение раскрытия

Сторожишь ты мышку тут?                                           пальцев и сжимания их в кулачок

- Мяу.

Киска, хочешь молока?

- Мяу!

А приятеля щенка?

- Фффф!                                                                      Кисть руки резко прогибается вниз.

Яичко.

Маленькая птичка принесла яичко.                            Дети берут грецкий орех и катают его

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем.             между ладошками.

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Лесной шум.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум           Дети берут неотточенный ребристый

Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья шуршат.                   карандаш и катают его между ладонями

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит,                поочередно: перед собой, затем возле

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит.                       каждого уха.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит.                                Положить карандаш, ладошки под голову.

Тс-с-с                                                                                 пальчик к губам.

 

Игры и упражнения по развитию слухового внимания

Работа по развитию слухового внимания осуществляется по четырем разделам:

1. воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

2. игры со звучащими игрушками.

3. воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

4. формирование фонематического восприятия.

Дети раннего возраста различают неречевые звуки:

- по способу их воспроизведения

- по темпу повторяющихся звуковых сигналов

- по их ритму

- по силе звуковых раздражителей

- по долготе звучания.

Игры лучше распределять в порядке их усложнения в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиняя с 1,5 – 2 лет), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен и сам производить звуки с помощью игрушки.

Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки: долгие – короткие, высокие – низкие, громкие – тихие. Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

· «Ручки-ножки» - отгадать и повторить хлопки-притопы ( за ширмой или без ширмы)

· «Пальчик-пальчик» - стучать пальчиком о другой пальчик, на слово «ай» спрятать ручки за спину.

· «Умные ножки» - шагать под звуки барабана, менять ритм.

· «Колыбельная» - мама качает дочку и поет низким голосом А-А-А, дочка качает куклу и поет высоким голосом А-А-А.

· «Шумовые коробочки» - крупа разных размеров, скрепки, горох, манка и т.п.

· «Дождик» - повторить ритм постукивания карандашом, ладошкой по полу, металлофона, погремушки и т.п.

· «Угадай, где звучит» - дети бегут в сторону звучащего предмета.

· «В лесу о тропинке бежали зверюшки» - передать хлопками ритм движения

· «Кто идет по дорожке?» - угадать животное по ритму переданному звучанием барабана.

· «Где сидит птичка?» - игра со свистульками разной высоты.

· Передать хлопками, как поет птичка – пи – один хлопок, пи-пи – два хлопка, пи-пи-пи – три хлопка.

· «Жуки-комарики» - жуки жужжат «жжж», комарики звенят «ззз».

 

Использованная литература:

1. Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004

2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004

3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003