Мнемотехника как универсальная технология для развития памяти и речи дошкольников
статья по развитию речи

Елена Викторовна Козлова

В статье расказывается о зарождении и становлении мнемотехники как метода. Показаны приемущества применения мнемотеники для развития памяти и речи детей. Осещены основные методы доступные  для работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника как универсальная технология

для развития памяти дошкольников

Козлова Елена Викторовна

воспитатель, МКДОУ детский сад №486, г. Новосибирск

   Велико значение памяти в жизни человека, без нее была бы невыполнима никакая деятельность. Русский психолог и физиолог Иван Михайлович Сеченов писал: «Память — это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру». И. М. Сеченов  указывает, «что наши ощущения и восприятия без памяти, исчезнут бесследно по мере возникновения, оставляя человека вечно в положении новорожденного».[1]

    Особенное место занимает память в системе познавательных процессов, связывая восприятие, мышление и воображение в целостную систему, направленную на познание окружающей действительности. В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти преображаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные главной цели - запомнить.

    Память вступает во взаимосвязи с мышлением и речью, приобретая на этой основе интеллектуальный характер. «Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, - писал Лев Семенович Выготский, - является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль». [2]

    В древнегреческой мифологии существовала богиня олицетворяющая память  –  Мнемозина.  Она обладает всеведением: знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Слово мнемоника является производным словом  от слова Мнемозина.

    Онлайн – инциклопедия Википедия сообщаетнам, что «Мнемоника или мнемотехника-это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания».

    Есть сведения, и что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Древние греки, используя эти приемы, приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем зачастую абсурдный материал, проявляя ораторское искусство в публичных выступлениях.

   В древней Руси тоже использовалась мнемотехника. Славянская азбука ее яркий пример. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. «А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо и т. д.»

   Считается, что понятие «мнемоника» введено в 6 веке до нашей эры Пифагором Самосским. Предполагают, что Цицерон автор первого  сохранившегося труда по мнемонике. К мнемотехнике проявлял интерес и Аристотель, позже он обучил этому искусству Александра Македонского, своего ученика. Мнемотехнику изучал, разрабатывал методику и преподавал Джордано Бруно. Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт имели исключительную память, основанную на мнемотехнике.

   Значит, уже с давних пор люди понимали, что мнемотехника способствует улучшению запоминания информации. Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного!

   20 век в истории мнемотехники особый. Эта техника  стала активно развиваться по всему миру, кроме нашей страны. В России, мнемотехника формировалась скрыто «благодаря» специфике советского режима. Но начиная с конца 80 годов, стали появляться издания, которые содержали элементы мнемотехники. И только в конце 90 – х отдельные авторы уже сознательно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. Как правило, это были статьи в методических изданиях  или небольшие по объему книги.

   Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение, что интерес к мнемотехнике не угас и в настоящее время. Более того, на основе новых представлений о механизмах памяти человека, постоянно совершенствуются виды мнемонической техники. В наше время выдающаяся память из разряда чудес переходит в разряд элементарных, общедоступных навыков запоминания, которые, как и любые другие навыки можно сформировать. В наше время существует множество приемов мнемотехники.

   Рассмотрим несколько доступных методов для работы с детьми.
   Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) – это  метод рисуночного письма. Когда дети сами рисуют схемы людей, животных предметов, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу рисуночного письма параллельно включаются сразу несколько сложных умственных процессов. Приём символизации - один из самых распространённых и часто используемых  приёмов мнемотехники. Приём символизации относится к первому этапу запоминания. Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:

 - кодирование в образы (подготовка к запоминанию);

 - соединение образов в воображении (запоминание);

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

    Крокирование или символизация  - это подготовка информации к запоминанию.

Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника) - это своеобразный вариант образной памяти, заключает в себе возможность  воссоздания  яркого наглядного образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств. Эйдотехника достаточно широко распространено преимущественно в детском возрасте. Эйдетизм является одним из главных «китов» формирования интеллекта. Представим себе какой-нибудь образ, например, собаку. Сначала возникает лишь условное обозначение. Ещё раз вообразим тот же самый объект (собаку), присмотримся к нему. Теперь мы увидели размеры, цвет и т.д. При восстановлении в памяти какого-либо образа, мысль успевает пройти несколько ступеней развития:

 - обозначение («собака»);

- расцвечивание (Вспоминаем какую-то конкретную собаку, её цвет.);

- «оживление» (Мы видим, чем она занимается.);

- обогащение деталями (Где она находится, что делает.);

- вхождение в образ (Теперь собака -  это мы.);

- управление образом.

   Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Смысл его в том, что слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём, слова связываются в определенной последовательности. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов. Например, составить рассказ - «чепуху» для заучивания слов - исключений к правилу: «Правописание О-Ё после шипящих в корне». Ученик составил такой рассказ: «Обжора наелся крыжовника, и у него началась изжога. От изжоги получился ожог. Шотландец надел шорты, зашел в трущобу, услышал шорох, и у него случился шок. У жокея был капюшон, на котором был кривой шов от шомпола. Жонглёр жонглировал трещотками».

   Метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает.

   Метод Цицерона (увязка информации в пространстве). Суть метода Цицерона в представлении размещения образов в конкретном месте или комнате. Например, мысленно разложить в комнате предметы, названия которых относятся к словарным словам: огурец, помидор, кровать, диван и так далее. Таким образом, можно заучивать стихи и целые тексты, части которых нужно мысленно «раскладывать» в той последовательности, в которой расставлена в вашей комнате мебель. Позднее этот текст быстро восстанавливается в памяти.

   Метод опор (численно-буквенный метод). Запоминание  информации происходит при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр. Этот метод один из самых простых для запоминания чисел, дат, номеров телефонов. Смысл его в том, что необходимо  закрепить за каждой цифрой букву и запомнить ее. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв. Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с предложением «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

   Мнемотехника активно используется воспитателями и логопедами для развития речи  и памяти в детском саду. Метод «крокирования» применяется на начальных этапах обучения детей мнемотехнике. Так как является  доступным  даже для детей трех лет. Примерами использования метода «крокирования» могут служить мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, коллаж.

   Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

   Мнемодорожка — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

   Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: необходимо придумать картинкк (изображение) на каждое слово или маленькое словосочетание. В итоге, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.          

    Коллаж – это лист картона или плотной бумаги, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главной задачей коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

   Мнемотаблицы могут использоваться:

- для ознакомления детей с окружающим миром;

- при заучивании стихов;

-  при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составу числа;

- при воспитании культурно-гигиенических навыков;

- при воспитании навыков самообслуживания;

- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

   Работа с мнемотаблицей проходит в несколько этапов:

 I этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 II этап. Осуществление перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы).

III этап. Пересказ с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка методов запоминания.

IV этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе.

 

 С помощью мнемотаблиц:

- дети учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, заучивать стихи, у детей появляется желание пересказывать тексты;

-  у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

- дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения;

- у детей увеличивается словарный запас;

-улучшается грамматический строй, дети меньше допускают ошибок в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, правильно употребляют в активной речи предлоги, реже их пропускают и заменяют;

- развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость;

- у детей возрастает умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы;

- дети учатся перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы;

- дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

   У каждого человека память индивидуальна и различается скоростью запоминания, легкостью воспроизведения и прочностью сохранения полученной информации. Это обуславливается, как врожденными особенностями высшей нервной деятельности, а так же воспитанием и обучением. Как психологический процесс, память формируется постепенно и поэтапно, каждый последующий этап базируется на предыдущем, что в итоге создает систему. Важное значение имеет память в образовательной и познавательной деятельности ребенка. Она является условием его развития и становления его личности. В связи с этим дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития памяти детей. Использование мнемотехнических средств позволяет создать наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением, а так же эффективно повысить уровень развития образной памяти.

Библиографический список

1.Артамонова Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования / Е.Г. Артамонова. М.: 2005.

2.Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО - Пресс 2000.

3.Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: Издательство «Учитель». – Волгоград, 1999.

4.Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей / Л.В. Черемошкина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Изд.центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие памяти и внимания дошкольников

Игры на развитие памяти и внимания дошкольников...

Особенности внимания,запоминания дошкольников. Развитие памяти. Развитие мышления и речи дошкольников.

Учебная дисциплина: психология.Темы:1. Сенсорное развитие дошкольников.2. Особенности внимания дошкольников.Управление вниманием.3. Особенности запоминания дошкольников.Развитие памяти.4. Развитие мыш...

Мнемотехника-как искусство быстрого развития памяти детей

Мнемотехника-это совокупность приёмов,которые человек использует,чтобы что-то легко запомнить или изучить.Любая мнемотехника базируется на 5 простых правилах(нужно соблюдать хотя бы одно, но лучше нес...

«Развитие памяти и речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов»

Стихотворения в дошкольном возрасте являются основным средством развития памяти. Заучивание стихотворений детьми приводит к развитию памяти...

Мнемотехника как средство развития памяти и речи у дошкольников

Содержит готовые мнемотаблици и  дорожки для работы с детьми по разным возрастным группам...

Использование приемов мнемотехники в развитии памяти и речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей....