"Проведение аукциона мебели и посуды"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Елена Евгеньевна

Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_auktsiona_mebeli_i_posudy.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение аукциона          мебели и посуды

Занятие по развитию речи в старшей группе

Задачи:

Совершенствовать умение кратко и точно отвечать на вопрос, грамматически правильно строить предложение, замечать смешное.

Выявить умение детей составлять описательный рассказ.

Развивать фонематический слух и умение составлять слова на отдельные звуки.

Активизировать словарь по теме «мебель и посуда».

Учить составлять рассказ по алгоритмической схеме.

Оборудование: картинки, предметы по теме, схемы рассказов.

Ход занятия

Дети получают видеописьмо от Нехочухи с просьбой помочь ему вернуться в страну Грамматею. Он присылает пригласительные билеты на аукцион в город Многословие.

Приглашаю Вас, ребята, посетить аукцион!

Очень, очень интересным

Всем покажется вам он.

В страну вернуться Грамматею

Нехочухе помогите!

В город Многословие

Скорее вы летите!!!

Воспитатель - царица Грамматика: На чем можно отправиться в путешествие?

ЦЕЛЬ: Активизация словаря.

Дети попадают в город " Многословия" вместе с Нехочухой. Их встречает Скоморох. Приглашает на аукцион.

Скоморох:

Проходите, проходите!

Аукцион наш посетите.

Все здесь для себя найдете

И пустыми не уйдете!

Проходите поскорее,

Всем здесь будет веселее!

( Используются наглядные пособия на тему "Посуда и мебель")

ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять описательный рассказ.

Чтобы получить понравившуюся вещь, нужно составить описательный рассказ. Скоморох вручает победителю выбранную вещь.

ЦЕЛЬ: Выявить умение кратко и точно отвечать на вопрос, грамматически правильно строить предложение, замечать смешное.

Нехочуха обращается к детям с вопросами.

Нехочуха:

Говорят, что из пустыни к людям в гости стол пришел?

Говорят, что стул двуногим, одноногим может быть?

Говорят, что на диване можно только стоя спать?

Говорят, что без тарелки суп руками можно есть?

Говорят, в красивой вазе одежду можно нам хранить?

Говорят, что нам в кастрюле можно сапоги сушить?

Раздается стук в дверь. Входит Федора.

Федора предлагает детям вспомнить произведение, в котором она живет. Царица Грамматика предлагает составить пересказ с использованием схемы.

ЦЕЛЬ: Выявить уровень развития звуковой культуры речи и фонематического слуха.

Скоморох предлагает детям продолжить участие в аукционе и предлагает Федоре присоединиться к ним.

Скоморох:

Назовите посуду, в названии которых слышны звуки: "с", "ж", "ш", "р", "з", "ч".

Назовите мебель, в названии которых слышны звуки: "с", "ж", "ш", "р", "з", "ч".

Федора не выигрывает ничего, т.к ошибается.

Федора:

Мне нужна была посуда!

С чем уйду теперь отсюда?

Гостей хотела пригласить -

Не в чем супа мне сварить.

Царица Грамматика предлагает детям выручить Федору, подарить ей посуду и мебель, выигранную на аукционе.

ЦЕЛЬ: Выявить умение пользоваться грамматическими формами речи.

Детям предлагается подобрать мебель и посуду, отвечая на вопросы:

На чем сидят?

 На чем едят?

 В чем варят суп?

 В чем жарят котлеты?

 Из чего наливают чай? И т.д.

Царица Грамматика подводит детей к самоанализу речевой деятельности, поощряет.

Благодарная Федора приглашает детей на чаепитие.

Игра-викторина

"В мире слов"

Подготовительная логопедическая группа

Задачи:

Закрепить знания детей о многозначности слов, крылатых выражениях; синонимических и антонимических отношениях между словами.

Формировать умение точно использовать в речи все лексические средства языка.

Развивать внимание. мышление.

Воспитывать интерес к родному языку.

Материал:

Эмблемы; картинки-символы к многозначным словам (золотой, идёт); предметы, обозначающие разное значение многозначных слов (ёжик, ёлка, швейная иголка, шприц; гриб, кукла, стол, лампа); предметы, не относящиеся к данным многозначным словам; ворота; иллюстрации фразеологизмов; чудесный мешочек, шариковые ручки (для призов), фишки.

Ход игры-векторины

Ведущий: Внимание! Сегодня в нашем детском саду проводится игра-викторина "В мире слов". В ней принимает участие две команды.

- Первая команда называется "Витаем в облаках".

Девиз: Мы витаем в облаках,

Посмотрите вы на нас.

Очень любим помечтать,

И, конечно, побеждать!

- Вторая команда называется "Не разлей вода"

Девиз: Про нас говорят: "Не разлей вода!",

Мы - друзья, побеждаем всегда!

Ведущий: Оценивать выступление команд будет жюри. За каждый конкурс команда может получить два очка, если задание будет выполнено без ошибок. Итак, начинаем!

1. Конкурс "Разминка"

командам по очереди задаются вопросы:

1. Объясните название своей команды.

2. Объясните, что обозначают выражения:

- зелёный лук, меткий лук;

- длинная коса, острая коса.

3. Из трёх слов выберите два слова - приятеля:

- большой, красивый, огромный;

- смелый, звонкий, храбрый.

4. - Кто или что может плыть? (рыба, человек, облако...)

- Кто или что может расти? (цветок, ребёнок, дом...)

5. Скажите иначе:

- свежая рубашка (чистая), свежий ветер (прохладный)

- свежий хлеб (мягкий), свежая газета (новая).

2. Конкурс "Ярмарка слов"

1. Командам по очереди выставляются картинки-символы к многозначным словам ( одной команде - золотой, второй - идёт).

Вопросы: Какое слово спрятано? Почему так решили? КАРТИНКИ

(золотая осень, кольцо из золота, у мастера золотые руки)

(дождь идёт, часы идут, мальчик идёт)

2. Игра - эстафета (на столе разложены предметы, обозначающие разное значение многозначных слов (иголка, ножка). Одна команда "покупает иголки", другая - "ножки". Затем обЪясняют свой выбор)

3. Конкурс "Королевство кривых зеркал"

1. Каждая команда проходит через волшебные ворота, при этом каждому участнику называется слово, а он должен назвать слово - неприятель

(антоним): добро - зло, трудно - легко, толстый - тонкий, мир - война, ругать - хвалить...

2. Разминка "Кривое зеркало" - ведущий показывает движение, дети выполняют движение наоборот (например, вед. наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)

4. Конкурс "Крылатые слова"

1. "Отгадайте загадку, о какой части лица идёт речь"

- Не цветы, а вянут.

Не ладоши, а ими хлопают.

Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.

А ещё на них можно вешать лапшу. (уши)

- Иногда в них пускают пыль,

Их можно сделать большими.

А ещё они могут разбегаться в разные стороны. (глаза)

2. "Узнайте крылатое выражение по иллюстрации, объясните, что оно означает"

(Одной команде - "Считать ворон", второй - "Бить баклуши")

Жюри подводит итоги игры, объявляет победителей.

Ведущий: Сегодня все участники команд старались, поэтому я всем хочу вручить призы. Они находятся в чудесном мешочке. Я хочу подарить вам ручки. Отгадайте, что у меня в чудесном мешочке.

(Дети высказывают свои предположения: шариковая ручка, ручка у чашки, чайника, куклы).

- А что вы хотите получить в подарок? Какую ручку? (шариковую)

Вручение призов, награждение победителей.

«Сказочная модница»

Занятие по развитию речи в средней группе

Образовательные цели: закрепить представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она сшита; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»; совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, совершенствование навыков образования мн.ч. существительных, употребление существительных в Р. п. без предлога, употребление предлога в.)

Развивающие цели: развивать умение составлять предложения, пересказывать рассказ с использованием опорных схем, развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику, логическое мышление, память, координацию речи с движением.

Воспитательные цели: воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность, формировать навыки самообслуживания, аккуратности.

Оборудование: кукла марионетка Красная шапочка в сарафане с корзинкой. мяч;  Д/И «Половинки», платок, расческа, пуговица;  Д/И «Чего не хватает?»,  Д/И «Веселые шары»;  5 пар картинок для составления предложений;  5 массажных мячей, поднос для очков,  5 носовых платков, - веревка бельевая, прищепки, тазик,  опорные картинки для составления рассказа.

Предварительная работа. Рассматривание одежды некоторых детей, разучивание физминутки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Входят дети.

-Ребята, к нам в гости пришла одна девочка из сказки.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку Красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

А ну подскажите имя её.

2.Введение.

Черный человек выносит марионетку Красную Шапочку. Кр. Шапочка здоровается.

Воспитатель (В)  – Здравствуй, Красная Шапочка. Какая ты нарядная! Ребята , что надето на Красной Шапочке? Давайте скажем комплименты Красной Шапочке.

Ша-ша-ша – твоя юбка хороша!

Цу-цу-цу – этот цвет тебе к лицу!

3.Словарь.

В. – Давайте поиграем с Красной Шапочкой. Вставайте в круг.

Игра с мячом «Назови одежду» (мяч передаем по кругу и каждый называет одежду)

1, 2, 3,4

Мы считалочку учили.

Мячик мы передавали

И одежду называли.

4. В. – Ребята, Красная Шапочка принесла нам корзинку с сюрпризами. Давайте посмотрим, что там?

Д/И «Половинки» (воспитатель раздает детям половинки предметных картинок одежды)

В. – подойдите к столу и найдите на нём половинки своих картинок. Назовите предмет одежды на вашей картинке со словом «нарядный». У меня нарядная куртка, а у тебя?

Дети садятся на стулья.

5. Ребята, посмотрите еще раз на наряд Красной Шапочки. Будем называть предметы её одежды со значением «Много»

- у Красной Шапочки сарафан, а у нас…- сарафаны. и т. д.

6.А что у Красной Шапочки в кармане? (полные ответы)

- У Кр. Шапочки в кармане платок. (расческа, пуговица)

7.Кр. Шапочка, достань нам из корзинки ещё сюрприз.

Д/И «Чего не хватает?» (на доску картинки по одной)

В. – У одежды на картинках не хватает каких-то деталей. Чего нет у куртки?...(3-4 картинки).

8. В. – Что же еще принесла нам Кр. Шапочка? Какой красивый коврик!(кладется на пол, на концы веревочек и на шарики – картинки)

1) Психоречевая гимнастика.

-Катя, у тебя на шарике кофта? – Нет , кофта.

2) составление предложений по паре картинок.

В. – придумайте предложение со своими картинками. Катите мяч вдоль веревочки к шарику правой рукой и проговорите своё предложение.

- а теперь левой рукой прокатите мячик вниз.

9.Зрительная гимнастика.

В. – Ребята, положите очки на поднос, подойдите ко мне. Кр. Шапочка, дай мне, пожалуйста, твой красивый платочек. Следим глазками за платком.

10.Физ. мин-ка.

А теперь давайте расскажем Кр. Шапочке как нужно ухаживать за одеждой.(платки по кол-ву детей, таз, коробка от порошка, веревка натянутая, прищепки)

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы поиграем и покружимся.

11. Составление рассказа по опорным картинкам.

- Ребята, присаживайтесь на стулья, я расскажу вам, откуда у Кр. Шапочки такой наряд.

1)У Кр. Шапочки был день рождения (карт.№1 на доску)

2)На день рождения бабушка сшила Кр. Шапочке красивый сарафан(карт.№2)

3)К сарафану бабушка пришила карман(карт.№3)

4)А на кармане она вышила большой красивый мак (карт.№ 4)

5)Нарядный сарафан очень понравился Кр. Шапочке.

*вопросы по содержанию.

*самостоятельный пересказ детей.

12. Итог.

- Кр. Шапочке пора идти домой. Теперь она очень много знает об одежде, о том, как за ней ухаживать. Напомните Кр. Шапочке, что мы сегодня делали? Молодцы.

«Обучаем детей связной речи»

Консультация для воспитателей

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.

 Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы.

 Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

 Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.

 Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:

Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки "что это?", при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.

"Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).

"Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).

"Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)

"Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.

Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).

"Кто где живет?", "Чьи детки?"

"Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).

"Назови 4-5 картинок на определенную тему" (мебель, посуда).

 Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании:

 как называется суп из фасоли? (фасолевый). "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий).

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.

 В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

 Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет.

"Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).

"Какое слово убежало?" (Алеша ел...).

"Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...)

"Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).

"Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).

"Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы).

Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).

 Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу)

 Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".

 Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.

 Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:

"Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).

"Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).

"Что ты увидел за три секунды?", ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном.

Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ.

Убери лишнюю картинку, назови рассказ.

Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану.

Придумывание рассказа по схеме.

"Смешинки" (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке).

Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает.

Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок  исправляет.

Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.

Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?").

 Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка. Полезны игры, развивающие описательную речь:

"Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).

"Угадай-ка" узнай предмет по описанию.

"Небылицы".

"Мое любимое животное".

"Наши хорошие и плохие дела".

"Как передвигаются животные?".

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

 Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.

 Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи "Аукцион мебели и посуды"

На занятии решаются задачи по коммуникации, развитию грамматически правильной речи и звуковой культуры речи. Дети учатся составлять рассказы по опорным алгоритмическим схемам. Всё это проходит в виде ...

Презентация на тему "Особенности проведения аукциона в электронной форме"

Презентация . Алгоритм и правила действий при проведении электронного аукциона...

Организация методической работы в ДОУ по реализации концепции «ТЕМП». Методическое сопровождение проведения «Аукциона педагогических идей «Азбука профессий»

Методическое сопровождение одного из мероприятий, которое проходило в рамках муниципальной опорно-базовой площадки по теме: «Реализация современных подходов к патриотическому воспитанию в соответствии...

Родительское собрание по теме: «Здоровый образ жизни» форма проведения аукцион.

Сценарий родительского собрания по теме: "Здоровы образ жизни", форма проведения фукцион. В собрании вы можете узнать о нестандартном оборудовании, как его изготовить, цель....

Конспект НОД во 2-ой младшей группе на тему: «Мебель и посуда».

Цель: Познакомить   с   предметами мебели и посуды, их назначением, различать и называть детали, похожие   предметы, формировать    обобщающее   понятие «мебель&raq...

Дидактическая игра «Третий лишний» по темам «Мебель» и «Посуда»

Дидактическая игра «Третий лишний» направлена на развитие словесно-логического мышления, формирование и закрепление умений классифицировать предметы и устанавливать причинно-след...