Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Семенькова Екатерина Сергеевна

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе

Цель:

 расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.

Задачи:

Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный, водный, наземный транспорт.

Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения.

Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы (разгадывание загадок, “четвёртый лишний”, “летим, плывём, едем”, “кто чем управляет?”, “нелепицы”).

Формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата.

Предварительная работа:

На индивидуальных занятиях – разучивание загадок.

На музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальная игра “летим-плывем-едем”);

На занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Методы:

Наглядные (слайды, картинка с изображением разных видов транспорта).

Словесные (беседа, вопросы, загадки);

Практические (подвижные игры : “земля, воздух, вода”, упражнение “собери из частей”, “летает, не летает”).

Оборудование: 

мультимедийное оборудование, столы стулья по количеству детей, картинки с разными видами транспорта, разрезные картинки.

 

Воспитатель: Ребята отгадайте загадки и узнаете, о чем мы сегодня с вами поговорим:

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)

Вот стальная птица, В небеса стремится,

А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)

Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, — Пассажиры вы теперь. (Автобус)

Плывёт белый гусь — Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Воспитатель: А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт)

Сегодня мы поговорим с вами о транспорте

Воспитатель: Зачем нужен транспорт?

Ответы детей.

Воспитатель: На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты: пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов. А есть ещё гидросамолёты. Они садятся прямо на воду. Эти самолёты выручают людей из беды за сотни километров от берега. (Показываю картинку гидросамолёта.) Произнести хором.

Воспитатель: сейчас мы узнаем каким бывает транспорт?   

На экран выводится изображение с наземным транспортом. 

Как называется транспорт, который передвигается по земле?

На экран выводится изображение с подземным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается под землей?

На экран выводится изображение с водным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается по воде?

На экран выводится изображение с воздушным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

 

Дид. игра «Что лишнее?»

 

 

Физкультминутка

«Мы – шофёры»

 

Едем – едем на машине (руками крутим руль)

Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)

Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)

Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправао-влево)

вправо-влево – чистота!

Ветер волосы взъерошил ( взъерошить волосы)

Мы шофёры – хоть куда! ( выставляем большой палец)


 

Дид. игра «Кто чем управляет»

В.: я буду показывать карточки и называть вопрос «кто управляет той или иной техникой?» а вы мне отвечать.

В.: кто управляет самолетом?

В.: кто управляет машиной?

В.: кто управляет ракетой?

В.: кто управляет пароходом?

В.: кто управляет автобусом?

В.: кто управляет поездом?

 

Игра «Земля, воздух, вода»

Воспитатель: Сейчас каждый из вас вытащит жребий с изображение воды, земли или воздуха. Соберитесь в группы по изображениям и встаньте возле своего обруча. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда?

-Слушайте правила игры. Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Посмотрим какая команда быстрее выполнит задание.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

 

Игра «Летает — не летает».

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья», а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

Игра. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель — учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи:

— Машина и велосипед

— Машина и самолет

— Машина и ролики

— Машина и зонтик

— Машина и кастрюля

Чем отличаются:

— Машина и автобус

— Машина и сумка

— Машина и тележка и т. д.

Рефлексия:

Воспитатель: - О чём мы сегодня говорили?

- Какое задание показалось самым интересным?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОД по развитию речи по теме: "Транспорт" в старшей группе

Программные задачи: 1.   Образовательные:— расширять представления детей о разных видах транспорта;— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).2. Ре...

Конспект НОД по развитию речи (лексическая тема "Одежда" ) для старшей группы

Цель Создание условий для систематизации знаний детей об одеждеОбучающие Учить детей группировать одежду по сезонному признаку (зимняя, летняя, демисезоннаяРазвивающие Развивать внимани...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Моя семья" старшая группа

Расширить представление о семье, уточнить понятие семья, родственники, учить детей кратко рассказывать о своих близких, продолжать развивать мелкую моторику рук....

Конспект НОД по развитию речи на тему "Транспорт" средняя группа

Конспект беседы по развитию речи в средней группе по теме «Транспорт»Цель: совершенствование обобщённых знаний о наземном, воздушном, водном видах транспорта уточнить знания дете...

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в подготовительной группеЦель: знакомство детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательная: упражнять в умении кла...