Конспект занятия по развитию речи на тему “Дерево знаний”(старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Абдураимова Наталья Викторовна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_znaniy.docx218.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное  учреждение

«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Конспект
занятия по развитию речи
на тему
“Дерево знаний”
      (старшая группа)

C:\Users\Admin\Desktop\4-9974_g.jpg

         

         

                                     Учитель-логопед:
                                                                  Абдураимова  Наталья Викторовна

                                                                          Томская область, Верхнекетский район

                                                                        р.п. Белый Яр, ул. Чапаева,7 (2-10-45)

                                                                 

р.п. Белый Яр

2015

Цели:

Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове). 
Упражнять детей в слоговом анализе слова. 
Выявить умение детей составлять предложения с заданным словом, группировать отдельные слова в предложение. 
Упражнять в умении подбирать слова (из разных частей речи) на заданную тему, слова с противоположным значением.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. 
Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Воспитывать желание учиться, быть грамотными. 

Оборудование:

Дерево-ветка с прикрепленными к ней на нитках 11 контейнерами от «киндер-сюрпризов», внутри которых листы бумаги с заданиями.
Развешанные выше уровня глаз детей в разных углах комнаты буквы А, Б, Ы, Ь.
Рабочие листы.
Фишки и наборные полоски для звукового анализа.
Ручки. Цветные карандаши.

рабочий лист к занятию  «Дерево знаний»

Ход занятия:

- Это дерево знаний. А плоды дерева знаний предложат нам разные задания, выполняя которые вы покажете, какие знания есть у вас самих.

Далее вызывается по одному ребенку, каждый из которых срезает один плод с дерева знаний, раскрывает его и достает листок с заданием.

– Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков. Задания этого дерева знаний как раз про звуки, слоги, слова и предложения.

1. Звуки

Упражнение «Расшифруй название дерева»

- Взгляните на эти картинки и по первым звукам изображенных предметов определите название дерева.
Ива, дуб, вяз. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

2. Словарь

Упражнение «Найди слова»

Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!

- Найдите слова на дереве.

Если дети называет преимущественно имена существительные, воспитатель побуждает подбирать слова, обозначающие признак предмета и слова, обозначающие действие.

3. Слоги

- Следующее задание: нужно разделить слово на слоги и подсчитать количество слогов в каждом слове. Вы хорошо знаете, что в слоге может быть один или несколько звуков, но обязательно один из этих звуков – гласный. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. 
Посчитайте слоги в словах: дерево, ветки, ствол, листва, яблоня.

4. Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле! 
(Потягивания — руки в стороны)

Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
 Потягивания - руки вверх)
 
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Махи руками)

Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперёд)

Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. 
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? 
(Вращение туловищем) 

5. Предложение

Задание «Живое предложение»

- Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

Гнездо, на, сосне, птица, свила. Яблоне, плоды, выросли, на, вкусные.

- А теперь попробуйте сами составить предложение, но в нем обязательно должно быть  слово  «дерево».

6. Ударение

- А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно.
Определите ударный слог в словах: сосна, ясень, кипарис, тополь.

7. Атонимы

Упражнение «Скажи наоборот»

Молодое дерево — … старое дерево.
Высокое дерево — …. низкое дерево.
Мокрая листва — … сухая листва.
Тонкий ствол — … толстый ствол.
Дерево растет быстро — дерево растет ... медленно.
Дерево любит расти в тени — дерево любит расти на ... солнце.

8. Звуковой анализ

- А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика. Какой фишкой обозначаются гласные звуки? Почему? (Кружком, он похож на открытый ротик).

- Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Какими фишками обозначаются? Почему? (Твердые согласные обозначаются одной полоской, а мягкие – двумя, потому что еще больше препятствий встречается).
 
- Теперь подвиньте к себе фишки и наборные полоски. Составьте схему слова «липа», «ель». 

9. Гимнастика для глаз

Найдите глазами букву, обозначающую гласный звук, эта буква в алфавите первая.
Найдите глазами букву, обозначающую согласный звук.
Найдите глазами букву, которая не обозначает никакого звука.
Найдите глазами букву, которая обозначает гласный звук, эта буква не бывает заглавной, так как с нее не начинается ни одно слово.

10. Подготовка руки к письму

Упражнение «Обведи деревья»

- Сначала, не отрывая руки, обведите деревья и смородиновый куст. Затем дорисуйте жёлуди, заштрихуйте лист и шишку, на каждой ягодке поставьте точку.
А теперь соедините линией дерево и его плод или листок. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

11. Буквы

Упражнение «Дорисуй букву»

Дети дорисовывают недостающие элементы, чтобы получилась правильно написанная буква. (Дети выполняют задание на рабочих листах).

- Можете раскрасить свои работы цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по рисованию на тему «Дерево». Предметная монотипия (старшая группа)

Все дети любят рисовать, вот только не всех это хорошо получается. Поэтому у некоторых детей появляется неуверенность в себе, нежелание рисовать и иногда приходится слышать: «Я не умею». В этом случае...

Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"

Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Методическая разработка.Конспект занятия по развитию речи.Тема "Транспорт" (первая младшая группа)

Цель:Обогащать и систематизировать словарный запас.Познакомить детей с основными видами транспорта.Активизировать и  обогащать словарный запас ребенка по теме "Транспорт".Развивать вним...

Конспект занятия по развитию речи тема: "Книжный мир" подготовительная группа

Цель: Воспитывать положительное, бережное отношение к книге, интерес к книге.Задачи: Закреплять и расширять  знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.Упражнять орие...

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Деревья и кустарники»

Тема: Деревья и кустарники.Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые ...