КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Деревья и кустарники»
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)
Тема: Деревья и кустарники.
Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.
Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые деревья, хвойные деревья. Учить различать деревья и кустарники.
Развивать связную речь. Работать над грамматическим строем речи, дикцией. Развивать память, внимание. Продолжать развивать сенсорные способности.
Материалы и оборудование: зеркало; картинки с изображением деревьев: береза, липа, дуб, клен, ель, сосна, яблоня, слива, груша, жасмин, сирень, шиповник, красная смородина, малина, черная смородина; Д/игра «С какого дерева лист?»; Д/игра «Осенний букет», цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
- Организационный момент. Приветствие.
Цель: формировать положительное отношение к занятию.
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утором, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают.
Ручки хлопают.
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
- Дыхательная гимнастика.
Цель: развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, выработка правильного речевого дыхания.
- «Дерево»
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки над головой (вдох), пауза 3 секунды. Затем, покачивая руками, произнести звук (ш).
2– Опустить руки вниз («ветер затих»). Повторить 3-4 раза.
2.«Эхо в лесу»
И.п.: о.с.
1 – сложить руки рупором у рта (вдох).
2 – на выдохе громко произносить: «А-а-а-у-у-у!».
3 - сложить руки рупором у рта (вдох).
4 - на выдохе тихо произносить: «А-а-а-у-у-у!».
Повторить 2-3 раза.
4.Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук.
«Деревья»
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Соединяют локти – «ствол»,
Раскрывают ладони – «крона»
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
«Фонарики» с движением сверху вниз.
Как во полюшке былинка
Тонкая растет осинка.
Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы.
Липа цветом зацвела,
Собирают пальцы в щепотку – «бутон».
Пчелок в гости позвала.
Делают круговые вращения указательным пальцем – «пчелы летят».
Ель иголки распушила
Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы.
И грибочки все закрыла.
Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.
Шелестят листвой деревья,
Трут ладони друг о друга – «шуршат».
Словно разговор ведут,
Стряхивают ладони
Руки – ветви распустили
Птичек в гости к себе ждут.
Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц.
Развитие речи.
5.Отгадай загадку.
Цель: Развитие внимания, логического мышления. Обогащение словаря.
Детям предлагается отгадать загадку и найти картинку-отгадку.
- Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
- Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем!
(Дуб)
- Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(Ель)
- Куст с шипами, куст колючий.
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветет прелестной,
Ягод нет его полезней!
(Шиповник)
- Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
(Черная смородина)
- Листья плотные, да лаковые.
Плоды желтые, да лакомые.
Ее скорее скушай,
Созрела значит…
(Груша)
- Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
(Яблоня)
- В шубе летом,
А зимой – раздеты.
(Деревья)
- Рассмотреть картинки с изображением деревьев и кустарников.
- Объяснить, что деревья бывают лиственные, хвойные, садовые. Отметить: строение деревьев (корень, ствол, ветви, листья, плоды (у лиственных), хвоя (у хвойных).
- Рассмотреть картинки с изображением кустарников. Отметить, что кустарники бывают садовые и декоративные. Объяснить их отличия. Отметить: строение кустарников (корень, ветки, листья, плоды).
- Словарная работа: объяснить почему березу называют белоствольной, а иву – плакучей.
- Сравнить деревья и кустарники. Отметить их отличия.
- Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
- Обратить внимание, что осенью листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
- Упражнение «Назови ласково».
Цель: Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Береза – березка, березонька.
Дуб – будок, дубочек.
Осина – осинка.
Рябина – рябинка, рябинушка.
Ель – елочка.
Яблоня – яблонька.
И т.д.
- Упражнение «Один-много».
Цель: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже (с использованием наглядного материала).
Одна береза – много берез.
Один дуб – много дубов.
И т.д.
- Д/игра «Собери пазлы «дерево»?» на пары
- Упражнение «Подскажи словечко».
Цель: Употребление предлогов.
Педагог читает текст, показывает картинку. При чтении текста, на месте пропуска делается пауза. Ребенок должен вставить слово.
Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листочком. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошкли ближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (на) дерево. Она спряталась … (в) дупле.
- Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять в подборке антонимов.
У сосны иглы длинные, а у ели - …
У клена листья большие, а у березы - …
У березы ствол светлый, а у клена - …
У буда ствол толстый, а у березы - …
Дерево высокое, а куст - …
И т.д.
- Упражнение «Расскажи о дереве».
Цель: Учить составлять рассказ о дереве с использованием схемы. Развивать связную речь. Пополнять словарный запас.
- Динамическая пауза.
Цель: Снятие статического напряжения. Развитие крупной моторики.
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Наклоны корпуса вперед-назад.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Рывки руками перед грудью.
Ветки гнутся взад-вперед,
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Приседания.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Дети идут на места.
- Развитие мыслительных процессов.
- Упражнение «Реши задачу».
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления.
Ствол дуба толще, чем ствол осины.
А ствол осины толще, чем ствол березы.
Что толще: ствол дуба или ствол березы?
- Упражнение «Найди все листочки».
Цель: Развитие внимания, умения различать и называть листья деревьев.
- Упражнение «Лабиринт».
Цель: Развивать внимание, мелкую моторику.
Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзину листья.
Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист). И т.д.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Развивать внимание, логическое мышление, умение обосновывать свой выбор.
- Итог занятия.
Вопросы:
О чем мы сегодня беседовали?
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Что вам понравилось на занятии? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372667-1387827527.jpg)
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/24/picture-936859-1500913476.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Лес. Деревья"
Конспект занятия по развитию речи "Лес. Деревья"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-932691-1497987225.jpg)
Итоговое занятие по развитию речи. Тема "Дерево знаний"
Итоговое занятие по развитию речи. Тема "Дерево знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-800575-1553934254.jpg)
Конспект занятия по развитию речи РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)
Конспект занятия по развитию речи РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-1167173-1571600183.jpg)
Конспект занятия по развитию речи Тема занятия «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста
Данное занятие способствует развитию связной речи детей. Вовлекает детей в диалог, обогащает словарь, учит координировать движения с речью, различать эмоции....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-839041-1477727851.jpg)
Конспект Конспект занятия по развитию речи Тема: «В гости к игрушкам»
Цель: Расширение и активизация словаря.Задачи: Развивать у детей связанную речь, развивать умение называть свои любимые игрушки, активизировать и словарный запас детей, воспитывать бережное отношение ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/30/picture-787139-1461965175.jpg)
Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Задачи: Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и...