Знакомство с буквой..
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Беляк Наталья Борисовна

После знакомства со звуком находим букву на плакате алфавита. Спрашиваю: почему рядом с буквой такая картинка? Это нужно для того, чтобы быстрее по ней отыскать, как выглядит буква, если потом дети забудут её образ.

Соотнеся звук (звуки) и букву, ребёнку сообщается, что так эта буква «сама себя называет», то есть в ходе работы для чтения и письма букву каждый раз называют так, как с ней произносится звук. Однако при первом знакомстве с ней целесообразно 1 раз озвучить ее настоящее название, тем более, что ребенок от родителей слышит именно названия букв и, к сожалению, часто неправильные: «рэ», «хэ» и т. д.

Я это делаю так:

Обращаюсь к ребенку: «Как тебя зовут?» (Дети: «Вика», «Слава» и т. д.) Я: «Ты Виктория, а ты Вячеслав, но все вас называют так, как сейчас сказали вы. Так же и с буквами. У них тоже есть свое полное имя, но мы договоримся с вами их называть так, как эти буквы сами себя называют, как они «говорят», при чем и твердые, и мягкие варианты». Далее обращается внимание на образ буквы. Чтобы его быстро запомнить, выясняем, на что похожа буква. Хорошим подспорьем тут станут стихи А. Шибаева «Занимательная азбука» (их можно найти в «Занимательном азбуковедении» или в «Празднике Букваря» В. Волиной).

Известно, что некоторые буквы (б, а, е, д) имеют различные варианты написания, даже печатные. (А в детском саду мы изучаем исключительно печатные буквы!)  В этом случае следует показать им разные варианты – шрифты.

Вообще, чтобы буква еще лучше запоминалась, как она выглядит, недостаточно опираться лишь на зрительную память, а стоит подключить руку. Можно выложить букву из палочек, шнурка. Здесь очень хорошо поможет нам проволока, но нежесткая, податливая для детских рук. Также букву можно вылепить из пластилина. А игра «Волшебный мешочек», для которой используются объемные буквы магнитной азбуки, предполагает, что ребенок с закрытыми глазами наощупь будет угадывать букву. Эту игру дети очень любят. Ну и, конечно, пишем букву. Причем сначала в воздухе, затем по пунктиру с комментированием направления письма, после чего самостоятельно. А в дальнейшем и письмо буквы по памяти.

Полезного предлагать детям отыскивать изучаемую букву в тексте и подчеркивать ее. Также следует предлагать детям находить правильное написание буквы, при этом те, которые написаны неправильно, зачеркивать. Кроме того, стоит предложить ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написание которых на нее внешне похоже. Каждый раз выявляются различия между ними. Необходимо выяснить с детьми, из каких деталей состоит буква, «сконструировать» ее.

Хорошим также можно считать и достраивание отдельных элементов до буквы (Помните известное стихотворение С. Михалкова «Веселый алфавит»? («Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась..»). Оно поможет весело организовать задание. Кто отгадает букву по ее незавершенному изображению?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой Б с помощью занимательных упражнений.

Лексическая тема: Электроприборы. Звук и буква Б б ....

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...