Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы
статья по логопедии (старшая группа) по теме

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Этапы формирования образа буквы.18.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО   С   БУКВОЙ

или

ЭТАПЫ   ФОРМИРОВАНИЯ  ОБРАЗА  БУКВЫ

(с точки зрения аналитико – синтетического метода)

  1.      Выделение начального звука из слова.

Звук находится в сильной позиции (ударный слог в начале слова)

*  утка – выделение звука  у.

  1.     Называние буквы.

          а) Детям предлагается назвать картинки и определить 1-й звук в названных словах ( Какой 1-й звук в этих словах?; Давайте изолированно произнесем этот звук. Звук у мы слышим и произносим. Его мы можем обозначить буквой (это значок – домик, в котором живет данный звук), которую можем прочитать и написать). 

б) Знакомство с печатной буквой.

Показывают букву и говорят: это буква У. Этой буквой обозначают звук у.

  1.    Анализ буквы.

Из каких элементов состоит буква  У ?  – из палочек – короткой и длинной;

Из скольких элементов состоит буква У?  – из 2-х;

Как расположены элементы?  - длинная палочка – справа налево, короткая – наоборот. Буква смотрит в левую сторону.

(Другие инструкции: Сколько длинных элементов, сколько коротких, сколько овалов, кругов, где находится короткая палочка? )

  1.    Подбор зрительного образа к букве.

Данный пункт может идти раньше, чем анализ буквы.

Инструкция :  На что похожа буква У?  (на заячьи уши, на рогатку и др.).

Желательно, чтобы в названии зрительного образа был звук, обозначаемый данной буквой (* У – уши заячьи, О – обруч, А – арка, П – перекладина и др.).

  1.   Стихотворное описание графического образа буквы.

 * У –    буква У – два длинных ушка….

        Буквы называть звуками!

  1.   Ощупывание буквы.

 Предлагается объемный вариант буквы (* буква из пластелина, пенопласта, пластмассы и др.).

  1.   Обведение буквы пальцем.

 Буква на плоскости, но либо из бархатной бумаги, либо из наждачной.

  1.   Обведение буквы по трафарету или по контуру.

        Сначала пальцем, позднее карандашом или ручкой.

  1.   Обведение буквы по гладкой поверхности.
  2.   Запись буквы в воздухе (с образцом и без образца).

Буква записывается в воздухе сначала пальцем, потом ручкой.

  1.   Выкладывание, конструирование буквы.

Используются спички, счетные палочки, нитки, веревочки, проволока и др.

  1.   Вырезание буквы из бумаги.

(также: выкладывание из мозаики, из пшена, аппликация буквы и т.д.)

  1.   Прием пантомимы.

 Дети с помощью рук и ног изображают букву.

  1.   Дид. игры на развитие зрительного гнозиса.

Цель их: запомнить букву и воспринимать её в любых условиях.

  1. Нахождение буквы по образцу (найди такую же букву, какую я покажу);
  1. Нахождение буквы без образца  (найди букву, которую я назову);
  2. Называние буквы  (Какая это буква?)
  3. Написание буквы на ладони, на спине;
  4. Узнавание недописанной буквы;
  5. Узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве;
  6. Узнавание букв, наложенных друг на друга;
  7. Узнавание букв, написанных разным шрифтом, узнавание стилизованных букв.
  1.  Печатание буквы или написание буквы печатным шрифтом самостоятельно в тетрадь.

Между этим пунктом и остальными  должен быть разрыв в несколько занятий или хотя бы в одно занятие.

Печатание основывается на анализе буквы.

Обязательно предварительное написание буквы в воздухе.

Используется   а) комментированное учителем написание буквы:

*  буква У:  «короткая сверху вниз, длинная сверху вниз»

                           б) ритмизованное письмо (под счет):

Учитель считает, а дети записывают букву. Это позволяет выработать единый темп  на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Мастер - класс для педагогов "Знакомство с образом буквы для профилактики оптической дисграфии"

Мастер  - класс для педагогов «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с п...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии...

Знакомство с образом буквы через Верёвочкины сказки

Знакомство с образом буквы через игру...