Картотека словесно-дидактические игры
картотека по развитию речи

Зайнуллина Татьяна Владимировна

Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesno_didakticheskie_igry_kartoteka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словесно- дидактические игры

«На птичьем дворе»

Дидактическая задача: Учить детей произносить звукоподражания.  Закреплять знания детей о том, как кричат домашние животные. Развивать правильное звукопроизношение.

Ход игры.
Воспитатель. Ребята, вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т.д.
Дети. «Кря – кря», «га – га», «ко – ко – ко» и т.д.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы вспомнили как кричат домашние животные. Послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, кА они. Будьте внимательны.
Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»!
Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»!
А индюк среди двора – «бал – бал – бал»!
Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»
А как Петя – петушок
Рано – рано поутру
На споет – «ку – ка – ре – ку»
В последствии проводя эту игру воспитатель делит всех детей на подгруппы, давая им название: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки», «петушки».
Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыли слова и звуки. 
Надо отметить, что в процессе игры воспитывается выдержка. Всем хочется покричать как уточки, курочки, гуленьки, но согласно правилам игры крикнуть можно толь один раз со своей подгруппой

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

- Курочка Ряба, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка Ряба, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Игры с детьми старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

 Словесно-дидактическая игра «Похож – непохож»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Игровые правила. Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож – не похож».

Обращаясь к детям, он говорит:

-Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. (Пауза.) У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и жёлтой серединкой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растёт на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передаёт камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО

Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

 Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно только после того, как сказал нужное слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

-Сейчас я назову какой – либо цвет и брошу кому – нибудь мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зелёный» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист»,- отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «жёлтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации предметов может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный»,- и бросает мяч. «Стол»,- отвечает ребёнок, поймавший мяч, и предлагает своё слово: «Каменный». «Дом»,- отвечает следующий играющий и говорит «Стальной».- «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берётся форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце»,- отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую – либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую формы.

При повторении игру можно усложнить, предложив назвать не один, а два или несколько предметов.

ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Игровые действия. Передача камешка.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

-Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое – либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмёт камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовёт слово и передаст камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в ой форме, в которой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

ОХОТННИК

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.        

Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовёшь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдёт до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры. Где – нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая – нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…» Здесь он делает шаг в перёд и говорит: «зайцем»; делает второй шаг: «медведем»; делает третий шаг: «волком»; четвёртый шаг: «лисицей»; пятый: «…барсуком…». При каждом шаге охотник называет какого – нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошёл до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить ещё раз пойти на охоту. Возможно на этот раз охота будет удачной.  

ПОДБЕРИ СЛОВО

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Игровые правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. 

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д. ». «Штопать?» - «Носки, чулки, варежки, шарф».- «Надвигать?» - «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». – «Надеть?» - «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека словесно- дидактических игр по сказкам. (3-4года)

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам....

Картотека словесно- дидактических игр по сказкам.

Картотека  словесно- дидактических игр по сказкам. (вторая младшая группа)...

Картотека словесно - дидактических игр по сказкам. (3-4года)

Дидактические игры по сказкам для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека словесно-дидактических игр

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные ...

Картотека словесных дидактических игр в подготовительной группе

Картотека словесных дидактических игр в подготовительной группе...

Картотека словесных дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

Игры помогают выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, его памятниках, достопримечательностях; о городах России, о животном мире родного края; закреплять уме...