Мастер – класс для воспитателей на тему: «Нетрадиционные методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
проект по развитию речи (младшая группа)

Жукова Юлия Юрьевна

Мастер – класс  для воспитателей на тему: «Нетрадиционные методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию мастер – класс на тему: «Нетрадиционные методы речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Наш мастер-класс предполагает ваше интерактивное участие, поэтому слушайте и рефлексируйте.

Сегодня мы с вами будем доказывать слова великого философа Гегеля: «Речь – это удивительно сильное средство, и нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется психическое развитие.

- А насколько развита речь у нас, у педагогов, ведь наша речь должна быть эталоном для ребенка. Давайте проверим.

Перед вами на столах лежит тест (лист белого цвета). Он включает 6 заданий. После каждого задания есть система оценки. Время на выполнение ограничено и составляет 5 минут: как закончится мелодия, тест должен быть завершен. Результаты сообщать не нужно, вы это делаете для себя. Желаем получить хорошие результаты.

(Воспитатели приступают к выполнению теста, звучит музыка)

Суммируйте полученные баллы. В конце теста есть шкала. Оцените себя. Нашему учреждению повезло, сегодня в нашем зале собрались эрудированные слушатели. И по вашим удовлетворенным взглядам мы поняли, что вы набрали далеко не низкий балл.

Но Речь – это не прирожденный дар. Её можно и нужно развивать с детства. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.

Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук, от развития мелкой моторики и стимуляции определенных точек, отвечающих за центр речевого развития. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. 

Развитие речи – это одна из важных проблем детского сада. Для ее решения существуют различные пути.

– Хотелось бы послушать ваше мнение. Как вы решаете данную проблему? (спрашиваем гостей)(выскажете свое мнение, активнее, давайте вместе подумаем)

- А теперь давайте выясним, все ли названные вами приемы подходят для раннего и младшего дошкольного возраста.

- Для наглядности у вас на столе дерево (как символ роста и развития ребенка, его становления), а вот листочки – это приемы развития речи. Вам нужно выбрать только те листочки с приемами, которые подходят для раннего и младшего дошкольного возраста, и прикрепить их на дерево.

(Педагоги выполняют задание за столами, звучит музыка). Пройти помочь

– Дерево, растущее в детском саду «Родничок», выглядит вот так (обратите внимание на экран) А как выглядит ваше дерево? (спрашиваем один стол).

- Есть ли на ваших деревьях другие листочки-приемы? (спрашиваем у всех остальных)

А можно ли использовать данный метод в раннем возрасте?

Мы с вами разобрали приемы для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, а для стимуляции определенных точек, отвечающих за центр речевого развития, есть интересный прием и называется он Су – Джок терапия, которая пришла к нам с Востока. (Прикрепляю еще один листочек со своей технологией)

В переводе с корейского Су обозначает - кисть, Джок- стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют активные точки, расположенные на кистях и стопах. Определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать  речевую сферу ребенка, создавая определенные импульсы в головном мозге через кисти рук.

Су-Джок терапия – это, в первую очередь, самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям. Он положительно влияет на развитие речевого аппарата ребенка.

У Су-Джок терапии много достоинств:

- В первую очередь, высокая эффективность – при правильном применении наступает сильно выраженный эффект.

- Также, это абсолютная безопасность – если ее неправильно применить, вы никогда не нанесёт вред, она просто будет неэффективна.

- И самое главное, универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. 

Чтобы использовать Су-Джок терапию, необходим специальный массажный шарик. (Демонстрирую массажёр Су-Джок)

С виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.

 Возьмите шарик в руки, покатайте между ладоней.

Ощутили прилив тепла и лёгкое покалывание в ладонях? Мы с вами его просто покатали, а в кору головного мозга уже пошли нервные импульсы, которые начали воздействовать на речевую зону. Прокатывая шарик между ладошками, мы массируем мышцы рук, тем самым активируем работу центра речевого развития.

Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, ими можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, также создавая приятное ощущение и массажный эффект.

Закройте шарики-каштаны.

Вот такое легкое для запоминания стихотворение мы предлагаем детям при знакомстве с Су-Джок шариком и колечком. Повторяйте за мной (оно есть на экране).

Этот кругленький дружок

называется Су-Джок

этот шарик разноцветный

покатаем мы в руках

Чтобы легче было думать,

сила чтоб была в руках

Покатаем по ладошкам

он откроется вот так!

Там, волшебное колечко

Ни большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит

Всем оно подходит.

Как и в любой терапии, у Су-Джок есть основные элементы. Давайте познакомимся с ними. Возьмите массажный шарик и повторяйте за мной. Прокатывание массажного шарика внутри ладоней. (Су-Джок удерживается в центре ладони, прижимаем его и катаем между ладонями по часовой стрелке).

  1. Прокатывание массажного шарика ладонями вверх – вниз. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок находится между ладонями. Перемещать шарик вверх, вниз, от ладони до кончиков пальцев).
  2. Прокатывание массажного шарика по каждому пальцу. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок перемещается от ладони до кончика пальца и обратно (катать по всем пальцам поочередно). Покалывание массажным шариком каждого пальца. (Держим одну руку в открытом положении. В другую руку берем Су-Джок. Легкими массажными движениями покалываем каждый палец, начиная с большого и заканчиваем мизинцем).
  3. Покалывание ладошки массажным шариком. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх. Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
  4. Перемещение массажного шарика от одного пальца к другому. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
  5. Возьмите массажное кольцо. Прокатывание массажного кольца по каждому пальцу. (Надеваем массажное кольцо на палец и прокатываем его вниз – вверх (и так каждый палец). Начинаем с мизинца).

Эти элементы универсальны, их можно использовать при работе с массажными шариками и массажными кольцами, при этом движения лучше всего сопровождать веселыми стихотворениями, так как мы помним, что работаем с ранним возрастом.

1. Возьмите массажный шарик и повторяйте за мной. Все стихотворения на экране.

а) Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём, 

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки. 

б) У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

2. Теперь возьмите эластичное кольцо и повторяйте за мной. Проговаривая стихотворение поочередно надевайте массажные кольца на каждый палец.

Этот пальчик самый сильный, (катаем пружинку вверх - вниз)

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, (катаем пружинку вверх - вниз)

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, (катаем пружинку вверх - вниз)

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, (катаем пружинку вверх - вниз)

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, (катаем пружинку вверх - вниз)

Очень ловок и удал.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

Мы все помним, что в раннем возрасте основными направлениями деятельности педагога над речью ребенка являются развитие слухового внимания, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие мелкой моторики рук, сочинительство.

1. Давайте с вами разбираться, как можно использовать Су-Джок терапию при развитии слухового внимания. Ребенок может катать шарик между ладонями, а воспитатель проговаривает стихотворение, делая акцент на изучаемый звук.

Возьмите шарики, выполняйте упражнения.

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Какой звук мы сейчас изучали?

Правильно.

Почему мы используем именно массажный шарик при формировании умения четко произносить звуки? Его поверхность острая, прокатывая массажный шарик с проговариванием, мы не только воздействуем на слух ребенка, но и на речевую зону в коре головного мозга через точки, находящиеся на кисти руки.

2. Су-Джок терапию можно использовать при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Вы все используете такие упражнения, как «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот». А если соединить эти упражнения с Су-Джок терапией, они будут эффективнее.

Например, упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично можно провести упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот». 

Использование Су-Джок терапии при совершенствовании лексико-грамматических категорий, помогает ребенку не только запоминать преподаваемый материал, но и, в отличие от обычного мягкого шарика, идет стимуляция определенных точек.

3. Безусловно, Су-Джок терапия используется для развития мелкой моторики рук.

При этом у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, сигналы от кончиков пальцев поступают в головной мозг, воздействуя на речевой центр.  Стих про капусту.

4. А еще это игровая деятельность при проигрывании стихов, потешек, закличек, сказок.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам выбрать стихотворение, потешку для раннего возраста и проиграть их с помощью массажного шарика или колечка. На экране подсказка – элементы упражнения по Су-Джок терапии.

Мы все с вами педагоги с опытом работы, поэтому, пока звучит музыка, вы сможете готовить свое произведение. Когда будете готовы, представьте его: один читает стихотворение, помощники показывают упражнения.

(Задание выполняют под музыку)

- Посмотрим, что же у вас получилось. 1 стол, пожалуйста…(Кто желает первым представить свое произведение)

Неволнуйтесь у вас все хорошо, получается.

- Молодцы, вижу, что приемы Су-Джок терапии вами усвоены.

Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное - помнить золотое правило: при систематическом  выполнении различных упражнений Су-Джок терапии, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста".

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к ...

Консультация для воспитателей на тему: «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

«Физкультурные сказки» как нетрадиционный метод физического развития детей младшего дошкольного возраста

авторская методика Н.Н.Ефименко "Театр физического развития". "Физкультурные сказки" - часть этой методики. с ее помощью реализовывается потребность детей в движении, прививается л...

Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по самообразованию воспитателя на тему: "Использование кинезиологии в развитии детей младшего дошкольного возраста".

quot;Движение может заменить лекарство - но ни одно лекарство не заменит движения".   Ж.Тассо.Основная цель кинезиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, спосо...

Консультация для воспитателей на тему: «Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему:«Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста»....