Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Еремина Анна Андреевна

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_igrovoy_landshaftnyy_stol.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».

А.А. Еремина, воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад №2»

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Передать свой педагогический опыт путем прямого и комментированного показа действий при работе с игровым ландшафтным столом.
  2. Организовать совместную отработку методических приемов педагогов при работе над речевым развитием детей младшего дошкольного возраста.
  3. Развить конструкторские и творческие способности педагогов.

Этапы мастер-класса

Этап 1.

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня.

Для полноценного речевого развития детей требуется использовать современные методы.

Ландшафтный стол – это современный образовательный инструмент воспитателя. Он помогает организовать игру с детьми и создавать различные модели поведения людей.

Организовывая на ландшафтном столе различные игры  с сюжетами, он помогает детям: развивать логическое и алгоритмическое мышление; улучшить речь; расширять представление об окружающем мире; научиться общаться со сверстниками, обсуждать простые задачи, примерять на себя  различные роли; развивать целостную картину мира.

Использование стола открывает практически неограниченные возможности по обучению детей:

- Овладение знаниями коммуникации и использование определенных шаблонов в повседневной жизни с помощью сюжетно-ролевых игр, решения проблемных ситуаций. Социальное развитие за счет взаимодействия в команде, развитие способности принимать решения, умение выполнять ролевые действия в соответствии с сюжетном игры.

- Приобретение навыков работы с конструктором, что способствует развитию мелкой моторики, развитию образного мышления, умения создавать и обыгрывать постройки.

- Развитие элементарных математических представлений.

- Развитие логического, пространственного и творческого мышления.

- Полноценная социализация благодаря играм, направленным на взаимодействие с окружающей средой.

- Расширение знаний детей о ландшафтных местностях.

Одной из форм работы на ландшафтном столе является конструирование. В ходе занятий, игр с конструкторами повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства.

Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Таким образом, в процессе организации игр на ландшафтном столе у детей повышается речевая активность, формируются способности договариваться и разрешать конфликты, развивается умение обыгрывать постройки, расширяются представления об окружающем мире.

Организация работы: для наиболее эффективной и организованной работы стол лучше использовать в подгрупповой работе, до 6 человек.

Характеристика игрового ландшафтного стола:

Стол изготовлен из дерева, размер столешницы 120 на 80 см. Высота стола 45 см.

Стол оснащен колесами со стопорами – его можно без труда перекатить в нужное место группы, обеспечивая мобильность и вариативность игрового пространства.

На съемную панель на столешнице нанесен рисунок ландшафта, который можно видоизменять при помощи накладок с озерами, фигурок деревьев, кустов.

Для хранения игрового материала предусмотрено 12 контейнеров, которые размещаются на специальных полочках стола.

В течение работы был подобран и собран, совместно с детьми и родителями, игровой материал, который был разделен на темы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дорожные знаки», «Морские обитатели», «Транспорт», «Деревья», «Люди», «Объекты среды обитания человека», «Деревянные конструктор».

Было закуплено игровое оборудование лего-дупло «Игровая площадка» и «Большой парк аттракционов».

При организации предметной среды для ландшафтного стола можно использовать разнообразные фигурки. Они представляют собой миниатюру всего, что когда-либо встречалось, встречается и будет появляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов.

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Этап 2.

Перспективный план по работе с ландшафтным столом

Конструирование:

  1. Конструирование «Городок для кукол»: цель - Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе.
  2. Конструирование «Зоопарк». Цели: Повторить с детьми названия основных строительных деталей (куб, кирпич, пластина, конус, цилиндр). Упражнять детей в конструировании по образцу. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичами и пластинами, умении делать перекрытия. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования.
  3. Конструирование «Ферма для животных». Цели: Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).
  4. Конструирование «Дом для лесных зверей». Цели - Продолжать обучать строить по образцу. Закрепить умение детей последовательно воспроизводить все части постройки. Развивать навык пространственной ориентировки (сверху, снизу, посередине) в процессе размещения деталей конструкции относительно друг друга. Воспитывать умение сотрудничать, слушать друг друга.

5. Конструирование «Вот какие красивые домики у нас в деревне»: Цели

– Вызвать интерес к конструированию красивых домиков из строительного материала. Расширить опыт создания замкнутых конструкций. Уточнить представление о доме как жилище человека его строении, помочь установить ассоциацию между деревенским домиком и детской постройкой.

6. Конструирование «Как наш город рос-рос и вырос!»: цели – вызвать интерес к созданию коллективной тематической композиции «Город» из строительного материала. Показать возможность объединения отдельных построек (домиков) общей темой и размещение в пространстве для изображения улицы. Уточнить понятие о городе как месте, где живет и трудиться много людей, поэтому построено много домов.

7. Конструирование «Как опасный мостик стал безопасным»: цели – уточнить и обобщить представление о мостике как о сооружении, созданном людьми для преодоления преград. Расширить опыт конструирования мостиков. Инициировать поиск способов создания более удобного и безопасного мостика.

8. Конструирование «Постройка гаража». Цели - научить детей сооружать постройку несложной конструкции; формировать умение придумывать сюжет игры, активно вести ролевой диалог. Уточнить представление о назначении и строении гаража (стены, крыша, ворота).

Сюжетно-ролевые игры:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Мы-строители». Цели: научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе. Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах.
  2. Сюжетно-ролевая игра «На улицах нашего города»: Цель: Закрепить у детей представление о том, что улицы переходят в специальных местах только по сигналу светофора. Расширить знание детей о названии улиц города, о правилах поведения на дорогах. Учить детей применять полученные знания ПДД в жизни. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность в игре. Формировать дружеское взаимоотношение в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Мой город». Цель – расширение знаний о  родном городе; формирование представлений о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Цель - Закреплять знания детей о представителях зоопарка. Формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом. Развитие конструкторских навыков детей. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения. 

Игровые ситуации:

  1. Игровая ситуация «Мое любимое место»: цель – учить детей рассказывать о своем любимом месте в городе.
  2. Игровая ситуация «Знакомство с улицей города». Цель - Закреплять знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги по которым ездит транспорт.
  3. Игровая ситуация «Пешеходы и транспорт». Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.

4) Игровая ситуация «Рассказывание сказки «Теремок». Цель - закреплять умение рассказывать сказку связно, в логической последовательности; учить пересказать сказку с помощью ландшафтного стола.

Дидактические игры:

  1. Дидактическая игра «Путешествие на машинах». Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
  2. Дидактическая игра «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.
  3. Дидактическая игра «Правила поведения». Цели: Закрепить с детьми правила поведения на улице; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Решение проблемных ситуаций:

  1. Проблемная ситуация «Определи безопасное место для прогулки, для катания на велосипеде»: цель - расширение представлений о правилах безопасности дорожного движения.
  2. Проблемная ситуация «Грамотный пешеход»: цель – формировать умение у детей правильно переходить улицу; формировать у детей представления об ориентировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо»).
  3. Проблемная ситуация «Как безопасно дойти от детского сада до дома». Цель: Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правила дорожного движения.

Этап 3. Конструирование «Зоопарк»

Задачи:

  • образовательные  - продолжать учить детей строить загоны, закреплять основные цвета, активизировать в речи слова-признаки «высокий - низкий», «большой - маленький», названия животных.
  • воспитательные - воспитывать у детей интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними.
  • развивающие - развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие.

Предварительная работа: чтение стихотворений К. И. Чуковского «Айболит», С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», отгадывание загадок о животных, просмотр мультипликационных фильмов про зоопарк, беседа о диких животных.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку. 

«Там загоны есть, вольеры, 

За забором ходят звери. 

Как мы этот парк зовём, 

И смотреть зверей идём?»  

        Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам построить зоопарк. Скажите, какие животные находятся в зоопарке?

Воспитатель: Подходите к столу. Но прежде чем мы начнем строить, надо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей? (махать перекрещенными ладошками)

В зоопарке у зверей. (ладошками изобразить раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва за решеткою у льва. (на каждое название животного загибать по одному пальчику)

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (ладошками изобразить раскрывающуюся пасть)

Воспитатель демонстрирует образец постройки «загона», показывает и объясняет порядок выполнения постройки. Предлагает детям построить такой же, или придумать свой. На протяжении работы задаются вопросы: какой у тебя загончик получился, большой или маленький?  А какого цвета твой загон? Кто будет жить у тебя в загончике?

Воспитатель: Ребята, вы работали, как настоящие мастера, молодцы! Все детали соединили правильно и загончики получились прочные и красивые. Давайте, скорее поселим всех зверей в их новые  дома!

Этап 4.

Самостоятельная работа участников по конструированию на ландшафтном столе.

Этап 5.

Рефлексия. Оценка насколько мастер-класс был полезным с помощью теста «Снежинка». Раздается листы бумаги с изображением снежинки, где вписаны утверждения. Педагоги оценивают мастер-класс по 10-бальной шкале, где 10-это максимальный положительный балл, а 1-минимальный отрицательный балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого...

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

laquo;Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненног...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

   Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...

Мастер – класс для воспитателей на тему: «Нетрадиционные методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Мастер – класс  для воспитателей на тему: «Нетрадиционные методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста»....