Образовательная практика «Пальчиковые словесные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Опыт работы образовательной практики во 2 младшей группе "Пальчиковые словесные игры,как средство развития речевой активности младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_2_b_microsoft_word.doc98.5 КБ
Microsoft Office document icon praktika_2_b_microsoft_word.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная практика во 2 младшей группе «Б»:

воспитатели: Шамшатова А.А., Толстикова А.А.

«Пальчиковые словесные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

Цель: развитие речевой активности детей посредством пальчиковых словесных игр со стихотворным текстом.

Задачи:

1.расширение знаний о предметном окружении;

2.развитие связной речи;

3. воспитание инициирования в общении (со взрослыми, сверстниками).

   

План реализации:

      ТЕМА

     Программное содержание

     Вне организованной деятельности

Сентябрь

1.

Пальчиковая гимнастика: «Смотрит солнышко в окошко».  

1.Учить детей рисовать на песке.

2. Продолжать закреплять формы

(круглое).

3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

Пальчиковые         упражнения.

«Ладушки-ладушки».

2.

Пальчиковая гимнастика: «Любимые игрушки».

Рисование на песке силуэтов игрушек.

1. Продолжать учить детей рисовать на песке.

2. Развивать подвижность пальцев рук.

3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

«Пальчик-мальчик».

3.

Пальчиковая гимнастика:       «Детский сад»

Изготовление дороги в детский сад.

1.Учить детей делать постройки из песка.

2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

«Дом и ворота».

4.

Пальчиковая гимнастика:      «Дружные пальчики».

Игры с сухим бассейном «Найди игрушку пальчиками»

1.Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

«Замок».

Октябрь

1.

Пальчиковая гимнастика:

«Цветок».

«Помоги Мишке собрать букет».  

1.Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения.

2. Развивать движения пальцев рук.

3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

«Рыбка».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Капуста».

Настольная игра «Собери овощи и фрукты по образцу»

1.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный овощ, или фрукт по образцу.

2. Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию.

 «В домике».

3.

Пальчиковая гимнастика:

«Человечек».

Игра

 «Украсим кукле платье».

1.Учить детей выкладывать из стекляруса  узоры на платье.

«В парке есть глубокий пруд».

Пальчиковая гимнастика «Котенок».

Игра                     « Разноцветные клубочки»

1.Учить детей различать и называть цвета..

2. Вызвать интерес и желание детей играть в совместные игры.

«Белка».

Ноябрь

1.

Пальчиковая гимнастика:

 «Мы построим дом».

Выкладывание домиков из счетных разноцветных палочек по образцу.

1.Учить выкладывать предметы по образцу воспитателя.

2. Формировать эмоциональный настрой.

 «Дом и ворота».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Игрушки».

Игра с пуговицами «Куклы пришли с прогулки».

1.Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы.

.2. Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям.

«Считалка».

3.

«Соберем шарики». Пальчиковая гимнастика:

«Шарики».

1. Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу.

2. Формировать целостный образ предмета.

3. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

«Здравствуйте».

Декабрь

1.

Пальчиковая гимнастика:

«Снежок».

Нетрадиционное рисование пальчиком-тычком-снежинок.

1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2. Вызвать интерес и желание работать.

 «Забор».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Зимой».

Игры с сухим бассейном «Найди игрушку пальчиками»

1.Продолжать учить детей находить игрушку на ощупь и угадывать ее.

2.Обогащать словарный запас детей.

«Пять пальцев».

3.

Пальчиковая гимнастика:

«Снеговичок».

Игровое упражнение «Выложи снеговика»-ватные диски.

1.Совершенствовать выкладывать предметы по убыванию и возрастанию.

2. Активизировать словарь  через пальчиковые игры.

 «Есть у нас игрушки».

4

Пальчиковая гимнастика:

«Дедушка мороз»

Пальчиковая игра «Шнуровка»

1.Формировать умения детей продевать шнурок в отверстие.

2.Обогащать словарный запас детей.

«Есть у нас игрушки».

Январь

1.

Пальчиковая гимнастика:

«Елочка».

Пальчиковое упражнение

«Купим пуговицы».

1.Учить детей выкладывать пуговицы по цвету.

2. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.

3. Активизировать словарь через пальчиковую игру.

«Дом».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются».

Игра «Паровоз».

1.Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине.

2. Продолжать учить определять форму предметов.

3. Развивать творческую фантазию.

«Пять пальцев».

3.

Пальчиковая гимнастика:     «Кто спит зимой».

Пальчиковая игра «Прищепки»

1.Учить правильно подбирать прищепки по цвету.

2. Активизировать словарь детей через пальчиковую игру

 «Собачка Жучка».

4

Пальчиковая игра «Мяч»

Выкладывание простых узоров из веревочек.

1.Продолжать формировать умения выкладывать предметы по образцу.

2.Закрепить цвета, формы предметов.

3.Развивать умение подражать ,повторять за воспитателем.

                                                              Февраль

1.

Пальчиковая гимнастика: «Здоровей-ка».

Упражнение «Утюжок»

Положить карандаш на стол. Погладить карандаш сначала одной ладонью, потом другой.

1.Закреплять  умение подражать взрослому, повторять за воспитателем.

2.Развивать умения соотносить действия со словами текста.

 «Ежик», «Моем руки».

2.

Пальчиковая гимнастика:           «   Очень холодно зимой».

Пальчиковая гимнастика:           «   Дружные пальчики».

1. Продолжать учить детей соотносить слова стихотворения с действиями, подражать и повторять за взрослым.

2. Закрепить названия зимних месяцев.

 «Зайчата».

3.

«Моя семья».

Настольная игра «Мозаика»

1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

 «Пароход».

4.

1. Пальчиковая игра «Помощники».

Пальчиковое упражнение «Шнуровка»

1. Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

2. Закрепить навыки шнурования.

 «Пароход».

Март

1.

«Помоги утенку добраться до дома».

Пальчиковая гимнастика:

«Гуси».

1.Продолжать учить детей работать с камешками.

2. Формировать навыки работать самостоятельно.

3. Вызвать интерес к выполнению задания.

«Пальчики здороваются».

2.

«Бусы для мамы».

Пальчиковая гимнастика:

«Бусинки – горошки».

1.Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.

2. Формировать умение сочетать по цвету.

3. Активизировать речь через  пальчиковые игры.                                              

 «Здравствуйте».

3.

«Дорожка для колобка».

Пальчиковая гимнастика: «Замок».

1.Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2. Формировать умение соотносить слова с движением.

3. Развивать  интерес к выполнению задания.

 «Шарик».

Пальчиковая игра «Мы платочки постираем»

Массаж пальчиков с резиновым мячиком «Непослушные шарики»

1. Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

2. Закрепить навыки самомассажа.

«Месим тесто»

                                                                Апрель

1.

«Выстроим пирамиды».

Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».

1.Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

 «Дом».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Кораблик».

Выкладывание из цветных крышек кораблика.

1.Учить детей по контуру выкладывать крышки.

2. Закрепить знания треугольной, прямоугольной и круглой формы.

 «Петушок»,

«Флажки».

3.

Пальчиковая гимнастика:

«Цветок». Игра «Красивый цветок».

1.Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.

2. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

3. Развивать творческую способность, смекалку.

«Ёжики»,

«Дерево»,

4.

Пальчиковая гимнастика: «Божья коровка».

Пальчиковая игра «Цветные камешки».

1. Продолжать учить детей работать с камешками.

2. Закрепить умение подбирать нужные камешки по цвету.

3. Активизировать речь через развитие пальцев рук.

«Цветок»,

 «Водичка-водичка».

                                                                 Май

1.

Пальчиковая гимнастика: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты».

Рисование цветочком на крупе

1. Учить детей рисовать на крупе.

2. Формировать умение создавать игровую обстановку.

 «Цветы»,

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Сорока-белобока».

Игра «Фокусник» (собрать, скомкать кусочек полиэтилена, носовой платок пальцами в ладонь).

1.Упражнять детей в умении работать с разными предметами.

2. Развивать ощущение собственных движений.

3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

«Ёжик».

3.

Пальчиковая гимнастика:

 «Бабочка».

Игра «Найди цветок для бабочки».

1.Закрипить умение соотносить предметы по цветам.

2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

 «Птичка пьет водичку».

4.

Пальчиковая гимнастика:

«Дождь,дождик».

Пальчиковая гимнастика:

Массаж «Ёжик».

1.Учить детей соотносить движения со словами текста.

2. Развивать умение самомассажа.

3. Активизировать словарь детей.

 «Дружные пальчики».

Мониторинг речевого развития.

Показатели:

1.Использует речь для инициирования  общения, обращается к взрослому  с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения

2. Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает  в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.

3. Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами

Результаты на начало учебного года: 58%

Не сформирован:19-38%

Находится в стадии формирования:8д.-29%

Сформирован:9д.-33%.



Предварительный просмотр:

Образовательная практика во 2 младшей группе «Б»:

воспитатели: Шамшатова А.А., Толстикова А.А.

«Пальчиковые словесные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

Цель: развитие речевой активности детей посредством пальчиковых словесных игр со стихотворным текстом.

Задачи:

1.расширение знаний о предметном окружении;

2.развитие связной речи;

3. воспитание инициирования в общении (со взрослыми, сверстниками).

   

План реализации:

      ТЕМА

     Программное содержание

     Вне организованной деятельности

Сентябрь

1.

Пальчиковая гимнастика: «Смотрит солнышко в окошко».  

1.Учить детей рисовать на песке.

2. Продолжать закреплять формы

(круглое).

3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

Пальчиковые         упражнения.

«Ладушки-ладушки».

2.

Пальчиковая гимнастика: «Любимые игрушки».

Рисование на песке силуэтов игрушек.

1. Продолжать учить детей рисовать на песке.

2. Развивать подвижность пальцев рук.

3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

«Пальчик-мальчик».

3.

Пальчиковая гимнастика:       «Детский сад»

Изготовление дороги в детский сад.

1.Учить детей делать постройки из песка.

2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

«Дом и ворота».

4.

Пальчиковая гимнастика:      «Дружные пальчики».

Игры с сухим бассейном «Найди игрушку пальчиками»

1.Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

«Замок».

Октябрь

1.

Пальчиковая гимнастика:

«Цветок».

«Помоги Мишке собрать букет».  

1.Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения.

2. Развивать движения пальцев рук.

3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

«Рыбка».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Капуста».

Настольная игра «Собери овощи и фрукты по образцу»

1.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный овощ, или фрукт по образцу.

2. Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию.

 «В домике».

3.

Пальчиковая гимнастика:

«Человечек».

Игра

 «Украсим кукле платье».

1.Учить детей выкладывать из стекляруса  узоры на платье.

«В парке есть глубокий пруд».

Пальчиковая гимнастика «Котенок».

Игра                     « Разноцветные клубочки»

1.Учить детей различать и называть цвета..

2. Вызвать интерес и желание детей играть в совместные игры.

«Белка».

Ноябрь

1.

Пальчиковая гимнастика:

 «Мы построим дом».

Выкладывание домиков из счетных разноцветных палочек по образцу.

1.Учить выкладывать предметы по образцу воспитателя.

2. Формировать эмоциональный настрой.

 «Дом и ворота».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Игрушки».

Игра с пуговицами «Куклы пришли с прогулки».

1.Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы.

.2. Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям.

«Считалка».

3.

«Соберем шарики». Пальчиковая гимнастика:

«Шарики».

1. Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу.

2. Формировать целостный образ предмета.

3. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

«Здравствуйте».

Декабрь

1.

Пальчиковая гимнастика:

«Снежок».

Нетрадиционное рисование пальчиком-тычком-снежинок.

1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2. Вызвать интерес и желание работать.

 «Забор».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Зимой».

Игры с сухим бассейном «Найди игрушку пальчиками»

1.Продолжать учить детей находить игрушку на ощупь и угадывать ее.

2.Обогащать словарный запас детей.

«Пять пальцев».

3.

Пальчиковая гимнастика:

«Снеговичок».

Игровое упражнение «Выложи снеговика»-ватные диски.

1.Совершенствовать выкладывать предметы по убыванию и возрастанию.

2. Активизировать словарь  через пальчиковые игры.

 «Есть у нас игрушки».

4

Пальчиковая гимнастика:

«Дедушка мороз»

Пальчиковая игра «Шнуровка»

1.Формировать умения детей продевать шнурок в отверстие.

2.Обогащать словарный запас детей.

«Есть у нас игрушки».

Январь

1.

Пальчиковая гимнастика:

«Елочка».

Пальчиковое упражнение

«Купим пуговицы».

1.Учить детей выкладывать пуговицы по цвету.

2. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.

3. Активизировать словарь через пальчиковую игру.

«Дом».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются».

Игра «Паровоз».

1.Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине.

2. Продолжать учить определять форму предметов.

3. Развивать творческую фантазию.

«Пять пальцев».

3.

Пальчиковая гимнастика:     «Кто спит зимой».

Пальчиковая игра «Прищепки»

1.Учить правильно подбирать прищепки по цвету.

2. Активизировать словарь детей через пальчиковую игру

 «Собачка Жучка».

4

Пальчиковая игра «Мяч»

Выкладывание простых узоров из веревочек.

1.Продолжать формировать умения выкладывать предметы по образцу.

2.Закрепить цвета, формы предметов.

3.Развивать умение подражать ,повторять за воспитателем.

                                                              Февраль

1.

Пальчиковая гимнастика: «Здоровей-ка».

Упражнение «Утюжок»

Положить карандаш на стол. Погладить карандаш сначала одной ладонью, потом другой.

1.Закреплять  умение подражать взрослому, повторять за воспитателем.

2.Развивать умения соотносить действия со словами текста.

 «Ежик», «Моем руки».

2.

Пальчиковая гимнастика:           «   Очень холодно зимой».

Пальчиковая гимнастика:           «   Дружные пальчики».

1. Продолжать учить детей соотносить слова стихотворения с действиями, подражать и повторять за взрослым.

2. Закрепить названия зимних месяцев.

 «Зайчата».

3.

«Моя семья».

Настольная игра «Мозаика»

1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

 «Пароход».

4.

1. Пальчиковая игра «Помощники».

Пальчиковое упражнение «Шнуровка»

1. Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

2. Закрепить навыки шнурования.

 «Пароход».

Март

1.

«Помоги утенку добраться до дома».

Пальчиковая гимнастика:

«Гуси».

1.Продолжать учить детей работать с камешками.

2. Формировать навыки работать самостоятельно.

3. Вызвать интерес к выполнению задания.

«Пальчики здороваются».

2.

«Бусы для мамы».

Пальчиковая гимнастика:

«Бусинки – горошки».

1.Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.

2. Формировать умение сочетать по цвету.

3. Активизировать речь через  пальчиковые игры.                                              

 «Здравствуйте».

3.

«Дорожка для колобка».

Пальчиковая гимнастика: «Замок».

1.Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2. Формировать умение соотносить слова с движением.

3. Развивать  интерес к выполнению задания.

 «Шарик».

Пальчиковая игра «Мы платочки постираем»

Массаж пальчиков с резиновым мячиком «Непослушные шарики»

1. Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

2. Закрепить навыки самомассажа.

«Месим тесто»

                                                                Апрель

1.

«Выстроим пирамиды».

Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».

1.Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

 «Дом».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Кораблик».

Выкладывание из цветных крышек кораблика.

1.Учить детей по контуру выкладывать крышки.

2. Закрепить знания треугольной, прямоугольной и круглой формы.

 «Петушок»,

«Флажки».

3.

Пальчиковая гимнастика:

«Цветок». Игра «Красивый цветок».

1.Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.

2. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

3. Развивать творческую способность, смекалку.

«Ёжики»,

«Дерево»,

4.

Пальчиковая гимнастика: «Божья коровка».

Пальчиковая игра «Цветные камешки».

1. Продолжать учить детей работать с камешками.

2. Закрепить умение подбирать нужные камешки по цвету.

3. Активизировать речь через развитие пальцев рук.

«Цветок»,

 «Водичка-водичка».

                                                                 Май

1.

Пальчиковая гимнастика: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты».

Рисование цветочком на крупе

1. Учить детей рисовать на крупе.

2. Формировать умение создавать игровую обстановку.

 «Цветы»,

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Сорока-белобока».

Игра «Фокусник» (собрать, скомкать кусочек полиэтилена, носовой платок пальцами в ладонь).

1.Упражнять детей в умении работать с разными предметами.

2. Развивать ощущение собственных движений.

3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

«Ёжик».

3.

Пальчиковая гимнастика:

 «Бабочка».

Игра «Найди цветок для бабочки».

1.Закрипить умение соотносить предметы по цветам.

2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

 «Птичка пьет водичку».

4.

Пальчиковая гимнастика:

«Дождь,дождик».

Пальчиковая гимнастика:

Массаж «Ёжик».

1.Учить детей соотносить движения со словами текста.

2. Развивать умение самомассажа.

3. Активизировать словарь детей.

 «Дружные пальчики».

Мониторинг речевого развития.

Показатели:

1.Использует речь для инициирования  общения, обращается к взрослому  с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения

2. Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает  в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.

3. Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами

Результаты на начало учебного года: 58%

Не сформирован:19-38%

Находится в стадии формирования:8д.-29%

Сформирован:9д.-33%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная Лего-игра, как средство развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

ИГРА  - ЭТО ВЕДУЩИЙ  ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ....

«Дидактическая игра как эффективное средство развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте»

laquo;Дидактическая игракак эффективное средство развития речевой активностив младшем дошкольном возрасте»...

"Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...

Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В  младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...

Статья «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем б...