Консультация для родителей "Как воспитать читателя"
консультация

Веретенникова Наталья Владимировна

     Проблемы с чтением решаются только чтением? Оказывается, да. Что сделать, чтобы книги стали частью детской жизни? За время работы с детьми я стала вполне опытной по части хитростей и приёмов, как увлечь детей чтением. Однако весь мой опыт крутится вокруг чтения. Чтобы дети полюбили книги, нужно им ЧИТАТЬ КНИГИ!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ

Веретенникова Н.В.,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад  №21 «Ивушка»

г. Губкин

Белгородская область

Не секрет, что современные дети стали читать меньше, по сравнению с их родителями, ещё меньше - по сравнению с их бабушками и дедушками. Чем это можно объяснить? Конечно, чтение развлекательное для детей заменено в какой-то степени компьютером. Чтение деловое, для учёбы, тоже в некоторой степени заменено интернетом. Так должны ли читать сегодняшние дети? И как заинтересовать подрастающее поколением книгой?  

Здесь самое время вспомнить о семейном чтении. Если дедушка прочитал какую-то книгу, бабушка, мама и папа прочитали эту книгу, то ребёнок, возможно, тоже захочет узнать, о чём написал автор произведения. Мотивы чтения, мотивы обращения к книге очень важны.

Мотивы чтения могут быть 3 уровней:

  • по интересу
  • по обязанности
  • по интересу и обязанности

По обязанности - это то, что наши дети читают по программе. Чаще всего такие произведения проходят мимо души. По интересу ребёнок выбирает книгу сам, опираясь на свои эмоции. Но если интерес не сформировался, мотивация быстро уйдёт. Идеальным считается уровень мотивации, который основывается на интересе и обязанности. Ребёнок находит время для чтения, потому что ему надо прочитать это произведение. А в то же время есть и интерес узнать содержание, понять, разобраться. Такая информация запоминается хорошо и надолго.

 Так как программа  школьных произведений проходит строгий отбор профессионалами, то ребёнку надо объяснить, что это не только надо прочитать, эти произведения достойны того, чтобы стать частью, а может, даже основой его мировоззрения.

Когда говорят о чтении детей, о детских книгах, то чаще всего имеют в виду художественную литературу. Научно-популярную литературу вспоминают реже, хотя именно научные книги расширяют общий кругозор ребёнка, учат логически мыслить, увеличивают словарный запас профессиональными терминами.

Художественную литературу иногда сравнивают с музыкальной партитурой, с нотами. Автор художественного произведения как бы зашифровывает свои чувства в слова, а читатель должен расшифровать. А как он будет расшифровывать? Он должен приложить какое-то усилие, душу свою раскрыть. Чтение художественного произведения - это работа. Поэтому дети  и даже взрослые  часто от этого отказываются.

Чтением ребёнка должен руководить взрослый человек. Специалисты выделяют 3 уровня восприятия художественной литературы:

  • констатирующий
  • аналитический
  • эстетический

Констатирующий уровень - это сюжет произведения, его содержание. И порой читатель не идёт дальше этого уровня. Не может отличить талантливое произведение от бездарного.

Аналитический уровень заставляет читателя задуматься о том, что хотел сказать автор своим произведением, почему выбрал именно этих героев и т.д.

А эстетический уровень - это, как раз, насколько талантливо написана книга.

Как правило, читательская биография ребёнка начинается ещё в дошкольном детстве. Детские психологи советуют приучать ребёнка к чтению книг уже в течение первого  года жизни через книжки-игрушки. Таким образом, у ребёнка складывается положительное отношение к книге - это хорошо, это приятно. Именно в дошкольном детстве формируется эмоциональная сфера, навыки, привычки.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития воображения, творческого мышления, познавательного интереса. К 3-4 годам ребёнок уже понимает основные события произведения, открытые мотивы поступков героев. И здесь большую роль играют красочные иллюстрации.

В 5 лет ребёнок уже может высказать своё отношение к героям. Появляются любимые произведения.

Все эти этапы читательского развития надо пройти вовремя. В противном случае, какие-то произведения, соответствующие определённому возрасту, пройдут мимо ребёнка. Детство быстро закончится!

В 6 лет ребёнок уже приближается к  анализу персонажей. Старшие дошкольники начинают понимать юмор.

К 7 годам у детей формируется большой литературный багаж: сказки русские народные и авторские, фольклор, рассказы и т.д. И опыт жизненный расширяется, и фантазия развивается таким образом. Кроме того, ребёнок получает уроки и сочувствия, и самоотверженности. Это уже косвенный жизненный опыт, уникальный, который человек в книгах черпает всю жизнь, а в детстве учится это делать.

Возраст 7-9 лет считается трудным в плане чтения, потому что в это время ребёнок переходит от слушателя, от зрителя к читателю. Техника чтения пока ещё не отработанна до автоматизма, и в этот период маленькому читателю надо помочь.

Больше читайте детям вслух. Показывайте образец интонационного чтения. Обсуждайте прочитанные книги! И тогда есть шанс, что ваши дети полюбят бумажные книги. Есть книги классические, есть книги современные. Главное, чтобы было желание читать, а выбор всегда есть и будет за Вами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать читателя?

Консультация для родителей...

"Как воспитать ...читателя"

Как вернуть себе репутацию самой читающей страны в мире?...

Консультация для родителей "Как воспитать читателя?"

Консультация для родителей "Как воспитать читателя?"...

Консультация для родителей "Воспитание читателя"

«Воспитание читателя» консультации для родителей  Позвольте предложить вам некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы  -...

Как воспитать читателя...

Пробудить в ребенке читателя можно еще до школы, не обучив его не единой букве: научить любить книгу, получать удовольствие от чтения. Вводить малыша в мир литературы постепенно, учитывая возраст...

Консультация для родителей. " Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще является слушателем».

Почему детям необходимо читать книжки.Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное други...

Консультация для родителей "Как воспитать читателя"

Консультация для родителей воспитанников ДОУ по приобщению к  чтению книг....