"Этапы работы по формированию связной речи средствами работы со сказкой"
консультация по развитию речи

Прель Анна Геннадьевна

Сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 105

«Этапы работы по формированию связной речи

средствами работы со сказкой»

сообщение

                                                   

                                                               Воспитатель: Прель А.Г.

                                                                         

Калининград

Сказка как средство развития связной речи.

    Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

    Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, а в сюжетах много повторов и подробностей. Тем не менее, сказки привлекают детей именно тем, что в них дается последовательное описание действий всех героев, присутствует завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом. На сказках дети учатся оценивать не только поведение персонажей, но и свое собственное.

И конечно, сказка способствует активизации разных сторон речи детей:

- обогащению словаря;

- формированию грамматического строя;

- развитию диалогической и монологической речи и в конечном итоге - связной речи.

    Именно сказки помогают сделать речь эмоциональной, образной, красивой.

    Свою работу по формированию связной речи средствами работы со сказкой я построила следующим образом.

1. Организационно-подготовительный этап.

    На данном этапе решается несколько задач.

    Первая из них - знакомство детей со сказками. Сказку при этом лучше не читать, а рассказывать. Это способствует формированию у детей умения слушать и понимать монологическую речь, помогает лучше усваивать эмоциональную окраску речи и выразительность интонации.

    Вторая задача - развитие диалогической речи и умения отвечать на вопросы по содержанию сказки. Желательно задавать вопросы, не только направленные на констатацию фактов, но и поискового характера (как? почему?), побуждающие анализировать, рассуждать, делать выводы. С помощью одних вопросов можно выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

    В ходе организационно-подготовительного этапа решается и задача активизации отдельных слов, с постепенным переходом к распространенной речи. Некоторые игры и упражнения:

1. Работа со словосочетанием (сказка «Три поросенка»)

- Скажи со словом «много»

Домик - много

Поросенок - много

Волк - много

- Соедини имена героев сказки с относящимся к ним словами:

Ленивый Нуф-нуф

Мудрый Волк

Голодный Наф-наф

2. Работа с предложением (сказка «Заюшкина избушка»)

- Сократи предложение;

Через несколько дней хитрая лиса выгнала зайчика из его лубяной избушки на улицу.

- Дополни предложение;

Петух выгнал.

- Составь предложение из данных слов.

- Составь предложение по схеме;

Когда? У кого? Какая? Избушка что сделала? (Летом у лисы ледяная избушка растаяла).

2. Пересказ.

    Пересказ - второй этап работы со сказкой. Он может быть полным (всего текста) и фрагментарным (по эпизодам), может быть индивидуальным и коллективным (по частям).

    Кроме этого, детей целесообразно учить приемам композиционного оформления сказочного повествования. К таким приемам относятся:

- традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве»);

- концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал - молодец»);

- связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда - не знаю куда»).

На втором этапе хорош также прием «перевирания» сказки, когда в рассказывании знакомой сказки меняется существенное в героях и их поступках. Это ставит ребенка в активную позицию, заставляет его сосредоточиться, исправить запрограммированные ошибки взрослых («Желтая шапочка» вместо «Красная», идет в гости «к тете» и т.д.).

    Живой интерес у детей вызывают и разыгрывание сказок с использованием пальчикового театра, кукол, театрализованных постановок.

3. Деятельностный этап.

    На этом этапе происходит изменение, дополнение и сочинение сюжета сказок. Возможны следующие варианты работы.

1. Изменение ситуации в знакомых сказках (что, если бы в сказке «Гуси-лебеди» ни печка, ни речка, ни яблонька не стали помогать девочке?).

2. Сказка с продолжением (т.е. начало после конца). Например, сказка «Маша и медведь» не заканчивается благополучным возвращением девочки домой: испугавшись собак, медведь вместе с Машенькой, сидевшей в коробе, убежал обратно в лес.

3. Сочинение собственных сказок по схеме развития сюжета. Такую схему можно составить к любому сказочному сюжету. Для этого детям задаются, например, следующие вопросы:

- Жил-был... кто? Какой он был? Чем занимался?

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть)... куда?

- Встретил... Какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить? Что стали делать?

- Если бы ты был одним из героев этой сказки, то на чьей стороне был бы ты? Почему?

Литература:

1. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. - М, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и приро...

Этапы работы над развитием связной речи

В данной таблице представлены этапы работы над развитием связной речи в период двухлетнего обучения (старшая - подготовительная группы)....

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

Данная презентация  знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...

О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

laquo;Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»...

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...