Как организовать работу по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)

Камова Аминат Мухаджировна

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Составьте технологическую карту знакомства с художественным произведением (по выбору обучающегося), используя методику медленного (вдумчивого) чтения. Последовательность шагов совместного чтения произведения воспитателем и дошкольниками должна включать в себя четыре обязательных этапа:

1. Рассматривание книги с детьми. Обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему. Беседа: Какие вопросы возникли? На что вы обратили внимание? О чем будет это произведение?

2. Чтение текста воспитателем в режиме медленного чтения. Продумайте, на каких этапах во время процесса чтения возможны остановки для комментирования: для вопросов, которые возникают к автору; фиксирование внимания детей на языковых средствах выразительности. Такие паузы призваны помочь маленьким читателям «войти» в текст. Главное – соблюдать меру, чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самих детей на чтение воспитателя. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов детей его начало надо перечитать повторно.

3. Беседа по прочитанному произведению. При обсуждении литературных произведений необходимо помочь детям увидеть коммуникативные умения, значимые в той или иной ситуации общения. В процессе анализа могут противопоставляться два типа речевого поведения: позитивный и негативный. В некоторых ситуациях речевое поведение главного литературного героя претерпевает изменения от негативного к позитивному. Воспитатель с дошкольниками прослеживает и те изменения в речевом поведении героев, которые обуславливаются отношением к нему близких людей, сверстников и т. д.

4. Воспроизведение и осмысление прочитанного произведения. На данном этапе можно использовать различные приемы (по выбору обучающегося):

- инсценирование отрывка произведения;

- рисование (с помощью воспитателя дошкольники вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм);

- различные виды пересказывания и т. д.

Для выполнения задания ниже предложены произведения, которыми воспитатель может воспользоваться или самостоятельно выбрать свое произведение.

В. А. Осеева «Волшебное слово»

Краткое содержание: Павлик рассчитывал получить желаемое, не произнося «волшебного слова» – пожалуйста.

- За что обиделась бабушка?

- Как вы думаете, специально ли Павлик обидел бабушку?

- Какое коммуникативное правило он не знал?

- Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

- Какое в них волшебство? (Люди прощают друг друга, желают здоровья, делаются добрее и радостнее.)

- Часто ли мы слышим эти слова? В каких случаях мы их употребляем? Как можно поздороваться по-разному? Кому мы можем сказать «Пока», а кому «До свидания»? Когда так говорят: «Не говори наобум, а бери на ум», «Слова не идут с языка», «Владеет словом»?

- Но, несмотря на «волшебные слова», всегда ли может быть положительный ответ, тот, который ты хочешь?

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Краткое содержание: Противопоставление двух характеров, двух типов речевого поведения. Развитие событий. Финал. Связь речевого поведения и финала.

- Какой была Дочка?

- Какой была Падчерица?

- Как вела себя Дочка? Почему она исполняла все просьбы Морозко?

- Как вела себя Падчерица и почему она не исполняла просьбы Морозко?

- Что получила каждая из девочек?

- Как ты думаешь, почему?

Т. Александрова «Кузька»

Краткое содержание: Как домовенок Кузька был в гостях у Наташи. Слова-«сорняки» в нашей речи. Правила поведения в гостях.

- Почему Наташа не понимала, о чем говорил Кузька?

- Правильно ли себя вел Кузька?

- Что он не так делал?

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка)

Краткое содержание: Девочка грубо ответила печке, яблоньке, речке и ситуация общения не получилась, результат тоже. Развиваются умения учитывать собеседника, ситуацию общения. Связь коммуникативного общения и результативности общения.

- Как сначала вела себя девочка?

- Почему печка, яблонька и речка не помогли сначала девочке?

- Как потом вела себя девочка?

- Почему она изменилась?

- Почему потом печка, яблонька и печка стали помогать ей?

«Двенадцать месяцев» (словацкая сказка)

Краткое содержание: Противопоставление двух форм ведения диалога: падчерицы и мачехиной дочери. В результате у одной получается разговор и ее просьба выполняется, а у другой не получается разговор и просьба не выполняется.

- Какой была падчерица? Как она разговаривала?

- Какой была мачехина дочка? Как она разговаривала?

- Почему двенадцать месяцев подарили одной девочке подарки, а другой ничего не дали?

- А в жизни такое бывает?

- Человеку достаточно просто научиться говорить: четко произносить звуки, слова, составлять правильно слова?

- Нужно еще научиться общаться. Что значит «люди общаются»?

- Чтобы про человека сказали, что он умеет общаться, он должен уметь слушать другого человека, вежливо разговаривать с ним, не перебивать.

«Морозко» (русская народная сказка)

Краткое содержание: Сопоставление двух ситуаций общения, анализ сюжета и сравнение в финале результатов общения.

- Какие были обе девочки?

- Почему отцовская дочка, хотя ей было холодно, ласково разговаривала с Морозко?

- Почему Морозко одарил подарками отцовскую дочку, а мачехину заморозил?

З. Мошковская «Обида»

- Почему мальчик на всех обиделся?

- Прав ли он был?

- В каких случаях вы обижались, но были не правы?

М. И. Михайлов «Лесные хоромы»

Краткое содержание: Беседа о том, как лесные звери не могли договориться, кому первому лезть из домика.

- Почему кувшин сломался?

- А среди людей такое бывает?

-А вы были в таких ситуациях?

- Почему очень важно иногда не упрямиться, а вовремя проявить уступку?

В. Бианки «Сова»

Краткое содержание: Беседа о том, как старик прогнал сову и она не стала ловить мышей. Вывод о том, как плохо человеку без друзей.

- Почему старик прогнал сову?

- Что в ответ сделала сова?

- Прав или не прав был старик? А сова?

- Когда вы обидите кого-нибудь, что вы чувствуете?

- А когда вы обижаетесь на друга, что вы чувствуете?

- Человеку важно научиться не копить обиду, а прощать, хотя это бывает иногда очень сложно.

«Заяц-хвастун» (русская народная сказка)

Краткое содержание: Хвались не словом, а делом. Человека узнают не по словам, а по его поступкам.

- Почему у сказки такое название?

- А когда человека так называют?

- Как вы понимаете такие выражения: «Хвались не словом, а делом», «Человека узнают не по словам, а по его поступкам».

«Заюшкина избушка»

Краткое содержание: Действенная реакция: помощь, активные действия. Как важно подбирать слова при общении. Не все герои сказки смогли подобрать слова, чтобы выгнать лису.

- Кто смог помочь зайцу?

- А почему остальные звери не смогли выгнать лисицу?

- Попробуйте подобрать нужные слова для того, чтобы уговорить младшего брата поесть кашу и т. д.

- Очень важно подбирать нужные слова при общении.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Краткое содержание: Соотношение словесной и действенной реакции. Взаимосвязь вербальных (просьба старика и ответы рыбки) и невербальных (описание моря) способов общения. Эмоциональная окрашенность реакции: сопереживание, сочувствие.

- Каким голосом каждый раз просил старик рыбку?

- Как отвечала рыбка старику? (словами и поступками)

- Кто еще каждый раз, не говоря ни слова, участвовал в разговоре, кроме старика и рыбки? (море)

- Как море каждый раз менялось? Почему?

- А при разговоре с собеседником как, кроме слов, может выражать чувства человек? (глаза, морщинки, руками, поворотами головы и т. д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Опыт работы: "Фольклор - источник развития речи детей дошкольного возраста."

Цель моей работы - это создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через речевое воспитание. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и разви...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

Опыт работы «Фольклор – источник развития речи детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Фольклор – источник развития речи детей дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»

Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...

«Взаимодействие с родителями в вопросах развития речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям ...