Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куликова Елена Ивановна

Конспект организованной образовательной деятельности по  развитию речи

 с детьми старшей группы общеразвивающей направленности.

 Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по  развитию речи

 с детьми старшей группы общеразвивающей направленности.

 Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

ФИО воспитателя : Куликова Елена Ивановна

ДОО МБДОУ «Д/С «Колокольчик»

Программные задачи:

1.   учить детей связно пересказывать сказку по картинкам, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;

2. развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать умение понимать и объяснять смысл поговорки;

3. развивать связную речь, слуховое внимание, зрительную память, мышление;

4.пополнять и активизировать словарь детей;

5.формировать у детей интерес к художественному слову;

6. воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Оборудование: Портрет В. Сутеева, книги со сказками В. Сутеева, текст сказки В. Сутеева «Кораблик», иллюстрации к сказке «Кораблик», раскраски с кораблём.

 

Ход  занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемый результат

1. Организационно-мотивационный этап.

 

Педагог берет детей за руки и делает круг.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

-Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (друг).

 - Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

Обобщение ответов детей.

-Это тот, кто заботится о своём друге, помогает во всём.

Дети берутся за руки, делают круг, выполняют действия.

Ответы детей.

Эмоциональный настрой.

Психологическая готовность детей.

Умение отгадывать загадки.

 Умение понимать смысл выражения.

2. Совместная деятельность взрослого и детей.

 

- Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Владимира Григорьевича Сутеева. Его называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют – «детский писатель»?  

 - Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок и рассказов для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки  у него были свои картинки – иллюстрации. (Показать книги).

 - Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Кораблик». 

Воспитатель читает сказку «Кораблик».

Беседа по содержанию:

-Как называется сказка?  

-О ком рассказывается в этой сказке?  

-Что придумали друзья?  

-Как они строили кораблик

-Чем заканчивается сказка? Какими словами?  

-Каким показан лягушонок в этой сказке?  

-А его друзья какие?  

-Как вы понимаете,  что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»?

Воспитатель поясняет смысл пословицы: (Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.)

-В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех, все – за одного»?  

А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете?

Почему не подходит, объясните.  

  Лексико-грамматические упражнения к тексту:

Игра «Назови ласково»

- А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

 Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, соломина – соломинка, верёвка – верёвочка, корабль – кораблик, жук – жучок.

Игра «Назови детёнышей»

У лягушки - лягушонок, у курицы - цыплёнок, у мышки – мышонок.

- А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывём.

 Физкультминутка «Кораблик».

Ветер по морю гуляет                   

И кораблик подгоняет                   

Он бежит себе в волнах                

на раздутых парусах.

Начался вдруг сильный шторм

Прогремел на небе гром.        

Наш кораблик закачался

 

Вверх с волной сперва умчался

А потом упал он вниз.                

Вверх-вниз, вверх-вниз.              

 Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

- Сейчас я ещё раз прочту сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет пересказать эту сказку.

 Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».

-Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке.

 

Пересказ сказки по картинкам (по цепочке и индивидуально).

- Ребята, пересказывать такую сказку можно вдвоём, даже втроём.

- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам сказку?  

- А теперь кто сможет пересказать всю сказку?  

Рассматривают фотографию  В. Сутеева

Ответы детей:    сочиняет сказки для детей.

Рассматривают иллюстрации к произведениям.

Дети слушают сказку.

Предполагаемые ответы детей:

-Сказка называется «Кораблик»

-В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыплёнке, Мышонке, Муравье, Жучке.

-Друзья построили свой корабль.

-Цыплёнок принес листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – верёвочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок верёвочкой привязали.

-Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь!

-Лягушонок показан  хвастливым, насмешливым, озорным.

-Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.)

Ответы детей.

-Дети перечисляют героев.

Предполагаемый ответ:

-Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними.

Ответы детей

Дети становятся в круг.

Руки наверху раскачивают

Дуют

Руки на пояс и легкий бег

Сильно раскачивают руками и делаем  

 круговые движения с поднятыми руками

Руки в стороны прямые, ноги врозь                                                         качаются.  

Руки волнообразно поднимют вверх

Сели

Приседают.

Дети слушают сказку.

-Дети раскладывают иллюстрации к сказке в такой последовательности, в которой развивались события в сказке.

Трое  детей пересказывают по цепочке с опорой на картинки.

Индивидуальные пересказы детьми сказки «кораблик» с опорой на картинки.

 Подготовка к восприятию текста.

Активизация словаря детей.

 

Введение в тему.

 

Полные ответы детей.

Умение понимать и объяснять смысл пословицы.

 

Развитие мышления, слухового восприятие.

Снятие утомляемости. Поднятие эмоционального настроя.

Соблюдение композиции сказки.

Умение пересказывать сказку по сюжетным  картинкам.

Этап 3. Обсуждение результатов совместной деятельности.

- С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке?   

- Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему ?

Ответы детей.

Быть доброжелательными по отношению друг к другу,  отзывчивыми, готовыми оказать помощь другу в трудную минуту.

4. Оценочный этап (рефлексия)

-Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по картинкам. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

Формирование  любви к художественному слову.

        

Анализ.

Схема анализа:

выбор произведения для пересказа,

соответствие программных задач возрасту детей и теме занятия, предварительная работа,

выбор приемов обучения,

эффективность их использования,

структура занятия,

выполнены ли требования к беседе по прочитанному,

общие замечания и предложения.

 

Для пересказа, для детей старшей группы,  выбрана сказка В.Сутеева «Кораблик». Это произведение соответствует требованиям ФГОС. Содержание занятия соответствует программным задачам, возрасту детей. Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Предварительная работа не предусмотрена.

ООД состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют  различные

действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определенных задач и предполагает выбор методов и приемов:

- вводная часть: (организация детей) –2 минуты

- основная часть: (практическая деятельность) -15 минут

- заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.

  Материал подобран на доступном для детей уровне.    Применяются следующие методы работы: отгадывание загадки, беседа, чтение, пословицы, рассматривание картинок - иллюстрации к сказке, способствующих пониманию содержания сказки. В ходе занятия используются следующие приемы: сосредоточения и привлечения внимания, активизации речи и познавательной активности,  активизации самостоятельности мышления. В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.  Беседа после прочтения сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучения детей рассказыванию и помогает запоминанию текста. Вопросы ставятся так, что бы  отвечая на них, дети последовательно и полно передали содержание произведения. При проведении занятия  необходимо  добиваться активного участия в нем всех детей, не требуя исчерпывающего ответа от одного ребенка. Если же ребенок ответил кратко и не передал в своем ответе всего содержания, задаются дополнительные вопросы, вызываются другие дети. В случае необходимости воспитатель сам напоминает то, что дети забыли, выразительно цитируя отдельные места книги. В ходе занятия воспитанники приобретают  начальные знания разбиения текста на части - данное умение сформируется  с помощью сюжетных картинок.

     Замечания и  предложения: стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей; стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованный образовательной деятельности по области «Коммуникация» в старшей группе. «Путешествие в страну правильной речи»

Образовательные задачи:  Учить детей полно отвечать на вопросы, подбирать синонимы и антонимы к прилагательным, произносить текст с разной интонацией. Умение детей составлять рассказ по картинкам...

Конспект организованный образовательной деятельности по области «Познание» в старшей группе. «Математическое путешествие в сказке»

Цель: Закреплять счетные умения, знание цифр, умение соотносить цифру с количеством, умение измерять ширину с помощью мерки, ориентироваться в пространстве, умение работать в коллективе, развивать реч...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова».

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по познавательному  развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова»....

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации с детьми подготовительной группы «КОРАБЛИК»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского районаг. Санкт-Петербург...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада. Тема: "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик".

Работа по развитию монологической речи с помощью пересказа художественных произведений по картинкам особенно актуальна в старших группах детского сада....