Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности «Русская изба» с детьми старшей группы общеразвивающей направленности
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Воронкова Наталья Владимировна

    Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_russkaya_izba.docx29.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей общеразвивающей группы «Русская изба»

    Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

    Задачи:

    • Образовательные: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, ухват, кочерга, дрова, чугунок, самовар, сундук, лучина).
    • Развивающие: развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения.
    • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому быту, фольклору.

    Материал: презентация «Русская изба», аудиозапись (звон бубенцов, русская народная музыка), лента, шкатулка, картинки с предметами быта, ½ ватмана, клеевой карандаш, картинки-подсказки для игры.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель. Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в старину. Как вы думаете, что такое «старина»? (Старина – это прошлое, времена, когда жили наши прабабушки и прадедушки.) И отправимся мы на лошадиных упряжках  с бубенцами, ведь в те времена, куда мы направляемся,  машин было очень мало.

    Раздается звон бубенцов. На экране изображение тройки запряженных лошадей (слайд 1).

    Воспитатель. Вот мы на месте.

    Слава нашей стороне,

    Слава русской старине!

    И про эту старину,

    Я рассказ свой поведу.

    Чтобы дети знать могли

    О делах родной земли!

    - Что, по вашему мнению, обозначает слово «сторона»? (Страна, а именно Русь.)

    Воспитатель. Люди в старину жили не так, как мы сегодня. И одежда была другая, и обувь, да и дома были совсем другие. В каких домах вы живёте? Предки наши строили жилище из дерева – бревен (слайд 2), и называлось оно … избой (слайд 3).Избы назывались также срубами, так как их рубили (строили) топорами. Избу строили сообща: все родственники (родные), соседи, друзья. Считалось, нельзя произносить бранные слова, пока идет строительство дома. Тогда жизнь в этом доме будет благополучная, без ссор, в мире, да согласии. Вы хотите заглянуть внутрь дома, узнать, что там находится? В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе наклоняться, не то шишку можно набить (слайд 4).)

    Воспитатель. Войдя в избу, гость попадал в горницу (слайд 5) - лучшую комнату в избе, самую нарядную и красивую. В ней принимали гостей.

    Воспитатель. Чаще всего  старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка (слайд 6).Она была самой главной в доме. Для чего же нужна была печь  в избе?

    Воспитатель. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

    Русской печки нет добрее,

    Всех накормит, обогреет,

    Варежки сушить поможет,

    Деток спать она уложит.

    Воспитатель. Напротив печки находился красный угол (слайд 7), здесь стоял стол, над ним  висели иконы. Красный цвет - символом солнца, которое дарит тепло, жизнь. Красный угол - самый красивый, самый нарядный. В красном углу сидел хозяин дома - глава семьи. На чем сидят люди в наши времена? В старину сидели на лавках (слайд 8).

    Воспитатель. Про наш русский народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Как вы это понимаете?

    Воспитатель. Есть такая русская народная пословица: «Красна изба не углами, а пирогами». Иными словами, лучший дом не тот, где богаче или красивее, а тот, где хозяин щедр, не скупится на угощение. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем (слайд 9).Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли. Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

    Вот он хлебушек душистый,

    Вот он тёплый, золотистый.

    В нём здоровье наше, сила,

    В нём чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло.

    В нём земли родимой соки,

    Солнца свет весёлый в нём.

    Уплетай за обе щёки,

    Вырастай богатырём!

    Воспитатель. Пироги запивали чаем. Чайника тогда не было, а что было? (Самовар (слайд 10).)

    Воспитатель.  А как вы думаете, чем топили печь? (Дровами (слайд 11).)

    Воспитатель.  Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить. В какой посуде готовили русские хозяйки? (Горшках, чугунках (слайд 12.))

    Воспитатель. Ой, а как же поставить горшок, в печке то горячо? Для этого нужен ухват (слайд 13).

    Воспитатель. Чтобы огонь в печи горел жарче, нужно было помешать угли. Делали это кочергой (слайд 14).

    Воспитатель. Посмотрите на полы в избе. Чем они покрыты? (Ковриками, половиками. (Слайд 15)А для чего пол покрывали половиками? (Для тепла.)

    Воспитатель.  Из чего же их изготавливали русские хозяйки?(Вязали из разноцветных лоскутков ткани, из старой одежды. Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки (слайд 16), плели лапти (слайд 17), пряли пряжу, вышивали (слайд 18).Посмотрите, какая красивая одежда с вышивкой была на Руси (слайд 19).Где русские хозяйки хранили одежду? (В сундуке. (Слайд 20)

     Воспитатель. Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали …? (Лучину, свечи (слайд 21).) Лучину делали из щепочки, отколотой от полена.

    Воспитатель. Русские люди работали много, но и отдыхать любили, играть. Хотите поиграть?

    «Игра с лентой»

    Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке. Дети идут хороводом и поют.

    Вышел …  (имя мальчика) погулять,

    Стал подружку выбирать,

    Стал подружку выбирать.

    Кому ленточку отдать. (Дети останавливаются.)

    Поклонись, поклонись,

    Да за ленточку держись.

    Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д. В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.

    Воспитатель. А ещё по вечерам песни пели и загадки сочиняли. Предлагаю вам разгадать загадки, а отгадками обустроить горницу в избе (Воспитатель вывешивает на мольберте ½ ватмана, загадывает загадки и достает из шкатулки отгадку – картинку предмета. Ребенок,  отгадавший загадку, берет картинку-отгадку  и приклеивает ее на ватмане.)

    1. Летом спит, зимой горит.

    Пасть открывает,

    Что дают – глотает. (Печь.)

    2. У нас в печурочки,

    Золотые чурочки. (Дрова в печи.)

    3. Не бык, а бодает,

    Не ест, а еду хватает.

    Что схватит – отдаёт,

    А сам в угол идёт. (Ухват.)

    4. Чёрный конь,

    Скачет в огонь. (Кочерга.)

    5. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)

    6. Стоит кошка о четырех ножках. (Лавка.)

    7. Он как круглая кастрюля,

    Он чумазый, не чистюля.

    Где там, в печке уголёк,

    Кашу сварит… (чугунок)

    8. Выпускает жаркий пар,

    Древний чайник… (самовар).

    9. У бабушки сейф.

    Он давно уж не новый,

    К тому же совсем

    Не стальной, а дубовый.

    Но только не дверца,

    А крышка на нем.

    Тяжелая очень

    С висячим замком. (Сундук.)

    10.Это что за простачок

    Лег у двери на бочок,

    На дороге, на пороге

    Останавливает ноги? (Дорожка, коврик.)

    Воспитатель. Какая красивая у нас получилась горница. А сейчас я вам предлагаю  поиграть в игру «Сейчас - раньше».

    Игра  «Сейчас - раньше»

    Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают. Если дети затрудняются продолжить, воспитатель показывает картинку-подсказку.

    1. Сейчас жилище называется домом, а раньше … (избой).

    2. Сейчас носят туфли, а раньше … (лапти).

    3. Сейчас на плите готовят, а раньше … (в печи).

    4. Сейчас на стульях сидят, а раньше … (на лавках).

    5. Сейчас в шкафу одежду хранят, а раньше … (в сундуке).

    6. Сейчас для приготовления чая нужен чайник, а раньше … (самовар).

    7. Сейчас комнату освещает электричество, а раньше … (лучина, свеча).

    8. Сейчас еду готовят в кастрюлях, а раньше … (чугунках, горшках).

    Воспитатель. Молодцы!  Ну, вот и пришла пора нам возвращаться к себе. Понравилось ли вам в прошлом? Устраивайтесь удобнее, поехали.

    Раздается звон бубенцов (слайд 22).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)...

    Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Где живут витамины» Возрастная группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет

    Программное содержание:Рассказать детям о роли витаминов в жизни человека. Дать представление детям о витаминах А, В, С.Рассказать в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья чело...

    Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисование группы общеразвивающей направленности (6 - 7 лет)

    Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисование группы общеразвивающей направленности (6 - 7 лет) ...

    Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Пять органов чувств» Возрастная группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

    Программные задачи:Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирован...

    Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Изучаем части тела» Возрастная группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет

    Программное содержание: познакомить детей с внешним строением тела человека. Дать понятие «части тела», их значения в жизни человека. Формировать основы здорового образа жизни. Вызвать инт...

    Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Как мы дышим» Возрастная группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет

    Программное содержание:формировать представления о здоровье как одной из основных ценностей;продолжать знакомить с частями тела и их назначением, развивать интерес к познанию себя, своих возможностей,...

    Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие в оранжевую страну» Группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

    Цель:Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов....